Государственное регулирование монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Монополия и монопольная власть...……………………………...…………………….
5
1.1. Сущность монополии, причины ее возникновения и виды………………………………..
5
Глава 2. Определение и особенности естественных монополий……………………………….
10
2.1. Основные естественные монополии в РБ и их характеристика……………………………
10
Глава 3. Государственный монополизм………………………………………………………….
20
3.1. Сильные и слабые стороны государственного монополизма……………………………..
20
Глава 4. Антимонопольная политика…………………………………………………………….
24
4.1. Демонополизация экономики и ее роль……………………………………………………..
24
Заключение ………………………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовой проект Государственное регулирование естетсвенных монополий !!!.docx

— 99.59 Кб (Скачать файл)

- заключение соглашений, влекущих  ограничение или установление  контроля над производством, рынками  сбыта товаров или развитием  технического прогресса;

- включение в договоры дискриминирующих  условий, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими хозяйствующими субъектами  и др.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также  по финансовому, информационному и  иному обеспечению условий для  развития конкуренции и товарных рынков посредством:

- осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

- принятия в установленном порядке  мер по реорганизации и ликвидации  хозяйствующих субъектов, занимающих  доминирующее положение на товарном  рынке;

- осуществления государственного  контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

- осуществления государственного  контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

- оказания содействия осуществлению  общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и др.

В случае, когда  положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих  субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный  контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и тарифов, иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Принятие  мер для осуществления реорганизации  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется с учетом одного или нескольких условий:

- возможности организационного  обособления предприятий или  их структурных единиц;

- отсутствия тесной технологической  взаимосвязи предприятий, структурных  единиц;

- разграничения сфер деятельности  предприятий, структурных единиц  в рамках узкой предметной  специализации;

- невозможности в силу причин  экономического или политического  характера привлечения других  контрагентов на соответствующие  товарные рынки.

Государство осуществляет контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Антимонопольный орган вправе дать согласие (или отказать) на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам и хозяйствующим субъектам предложения об (о):

- изменении сфер применения  свободных или регулируемых цен,  в том числе об установлении  предельных цен либо предельного  норматива рентабельности товаров,  производимых или реализуемых  хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими  своим доминирующим положением  на товарном рынке;

- создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

- привлечении иностранных инвестиций;

- финансировании мероприятий по  расширению выпуска дефицитных  товаров в целях устранения  доминирующего положения на товарном  рынке отдельных хозяйствующих  субъектов и других мер экономического  протекционирования;

- лицензировании экспортно-импортных операций;

- внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства имеют право общественные организации потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Они вправе:

- подавать в антимонопольный  орган заявления о фактах нарушения  антимонопольного законодательства  и вносить предложения по их  устранению;

- обращаться в суд с исками  в защиту прав, свобод и законных  интересов своих членов и других  лиц от деяний, нарушающих антимонопольное  законодательство;

- проводить собственную экспертизу  на соответствие действий фирм  требованиям антимонопольного законодательства  и информировать общественность  о результатах экспертизы.

Запрещаются соглашения государственных органов  с хозяйствующим субъектом, которые  имеют своим результатом ограничение  конкуренции и (или) причинение вреда  правам, свободам „ законным интересам  хозяйствующих субъектов или  граждан, в том числе соглашения, направленные на:

- раздел товарного рынка по  территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей;

- исключение или ограничение  доступа на товарный рынок  других хозяйствующих субъектов;

- незаконное повышение, снижение  или поддержание цен. Государственным  органам запрещается принимать  (издавать)

- акты, заключать соглашения, совершать  иные действия, которые ограничивают  самостоятельность хозяйствующих  субъектов, создают дискриминационные  условия деятельности для отдельных  хозяйствующих субъектов, если  такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных деяний антимонопольный орган выносит  предписания об устранении их вредных  последствий, а также налагает на виновных административные штрафы.

За уклонение от исполнения или  несвоевременное исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа по решению суда с виновных хозяйствующих субъектов взыскивается штраф в размере до 10 % дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.

Прибыль, незаконно  полученная хозяйствующим субъектом, взыскивается судом и направляется в бюджет.

Таким образом, некоторые правовые нормы антимонопольного закона Беларуси перекликаются с  нормами антитрестовского законодательства США. Вместе с тем в Законе нашли  отражение особенности экономики  Республики Беларусь, структуры управления и специфика ее правовой системы7.

Очередным этапом антимонопольного регулирования является период 2002-2003 гг., когда 16 декабря 2002 г. был принят закон «О естественных монополиях», а 2 декабря 2002 г. – закон «О противодействии монополистической деятельности и развитей конкуренции» от 10 декабря 1992 г. дополнен отдельной главой 4 «Недобросовестная конкуренция». Начиная с 2002 г. общие принципы антимонопольного регулирования были распространены на особые сферы экономики – финансовые рынки, банковскую среду, отрасли естественных монополий. Приняты также законы применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, такие как закон «О защите прав потребителей» (2002 г., является новой редакцией закона аналогичного названия от 19 ноября 1992 г.), закон «О рекламе» (1997 г.), а также различные нормативные документы, которые способствовали более четкому пониманию цивилизованной конкуренции.

Необходимо  отметить, что отдельные предприятия  и объединения таких отраслей (подотраслей), как промышленность, энергетика, транспорт, связь, строительный комплекс не претерпели заметных организационно-структурных преобразований, что стало причиной сохранения в них неконкурентной среды и доминирующего положения на республиканском и местных рынках товаров (работ, услуг) субъектов этих отраслей, а также высококонцентрированных рынков.

В Беларуси свидетельством монополизма (установления факта доминирования хозяйствующего субъекта) служит владение не менее  чем 30% рынка товаров народного  потребления и услуг и 45% рынка  товаров производственно-технического назначения. При покупке акций  антимонопольный орган осуществляет контроль (дает согласие на дальнейшее приобретение), если покупатель завладеет  более чем 25% акций8.

Важным и  актуальным направлением регулирования  отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

___________________

7 Микроэкономика: Учебное пособие  / С.А.Константинов, В.А.Воробьев, Л.В.Пакуш, A.M. Филипцов и др. - Астана: Фолиант, 2006г. – 177-181 с.

8 Ганакова Е.В. О государственных реестрах хозяйствующих субектов. // Экономика. Финансы. Управление. - №3 - 2006. – 72-73 с.

В целях совершенствования  и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий  конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых  мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение  условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В Указе расширяются  права антимонопольного органа, в  части:

- возможности применения действенных  мер, направленных на пресечение  монопольных действий органов  управления и юридических лиц,  приводящих к ограничению или  устранению конкуренции путем  нарушения прав других хозяйствующих  субъектов на свободную конкуренцию;

- заключения с юридическими  лицами, занимающими доминирующее  положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются  обязательные условия, исключающие  монополистическую деятельность  этих юридических лиц, а также  пределы изменения цен (тарифов)  на товары (работы, услуги);

- обращения в установленном  порядке в суды без уплаты  государственной пошлины с исковыми  заявлениями (жалобами) о признании  недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение  антимонопольного законодательства;

- осуществления иных прав, определяемых  другими законодательными актами  и постановлениями Правительства.

Реализация  указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную  антимонопольную политику.

Указ расширяет права антимонопольного органа по пресечению действий (бездействия), в том числе по отмене не соответствующих  законодательству правовых актов, совершенных (изданных, принятых) государственными органами, объединениями юридических  лиц, результатом которых может  являться ограничение конкуренции.

Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями  юридических лиц.

Данная норма  не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные  антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции».

Указ позволит упростить действующий  порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом  при государственном антимонопольном  контроле за экономической концентрацией посредством введения пороговых значений.

Введение  пороговых значений не является новой  административной процедурой, а наоборот сократит количество обращений в  антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим  или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или  их органами прав, позволяющих реально  определять условия ведения хозяйствующим  субъектом его предпринимательской  деятельности либо осуществлять функции  его уставного (руководящего) органа.

Введение  пороговых значений исходит из многолетней  практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым  опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного  совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном  законодательстве в качестве критериев  пороговых значений для получения  согласия антимонопольного органа при  экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.

В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать  соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение  на товарных рынках, в которых определяются:

Информация о работе Государственное регулирование монополий