Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:15, курсовая работа
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
Введение……………………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Монополия и монопольная власть...……………………………...…………………….
5
1.1. Сущность монополии, причины ее возникновения и виды………………………………..
5
Глава 2. Определение и особенности естественных монополий……………………………….
10
2.1. Основные естественные монополии в РБ и их характеристика……………………………
10
Глава 3. Государственный монополизм………………………………………………………….
20
3.1. Сильные и слабые стороны государственного монополизма……………………………..
20
Глава 4. Антимонопольная политика…………………………………………………………….
24
4.1. Демонополизация экономики и ее роль……………………………………………………..
24
Заключение ………………………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы……………………
- заключение соглашений, влекущих
ограничение или установление
контроля над производством,
- включение в договоры
Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:
- осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- принятия в установленном
- осуществления
- осуществления
- оказания содействия
В случае, когда
положение на товарном рынке хозяйствующего
субъекта или нескольких хозяйствующих
субъектов признается доминирующим,
устанавливается специальный
Принятие
мер для осуществления
- возможности организационного обособления предприятий или их структурных единиц;
- отсутствия тесной
- разграничения сфер
- невозможности в силу причин
экономического или
Государство осуществляет контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.
Антимонопольный орган вправе дать согласие (или отказать) на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции.
В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам и хозяйствующим субъектам предложения об (о):
- изменении сфер применения
свободных или регулируемых
- создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;
- привлечении иностранных инвестиций;
- финансировании мероприятий по
расширению выпуска дефицитных
товаров в целях устранения
доминирующего положения на
- лицензировании экспортно-импортных операций;
- внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства имеют право общественные организации потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Они вправе:
- подавать в антимонопольный
орган заявления о фактах
- обращаться в суд с исками
в защиту прав, свобод и законных
интересов своих членов и
- проводить собственную
Запрещаются
соглашения государственных органов
с хозяйствующим субъектом, которые
имеют своим результатом
- раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей;
- исключение или ограничение
доступа на товарный рынок
других хозяйствующих
- незаконное повышение,
- акты, заключать соглашения, совершать
иные действия, которые ограничивают
самостоятельность
В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных деяний антимонопольный орган выносит предписания об устранении их вредных последствий, а также налагает на виновных административные штрафы.
За уклонение от исполнения или
несвоевременное исполнение законных
решений (предписаний) антимонопольного
органа по решению суда с виновных
хозяйствующих субъектов
Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, взыскивается судом и направляется в бюджет.
Таким образом,
некоторые правовые нормы антимонопольного
закона Беларуси перекликаются с
нормами антитрестовского законодательства
США. Вместе с тем в Законе нашли
отражение особенности
Очередным этапом антимонопольного регулирования является период 2002-2003 гг., когда 16 декабря 2002 г. был принят закон «О естественных монополиях», а 2 декабря 2002 г. – закон «О противодействии монополистической деятельности и развитей конкуренции» от 10 декабря 1992 г. дополнен отдельной главой 4 «Недобросовестная конкуренция». Начиная с 2002 г. общие принципы антимонопольного регулирования были распространены на особые сферы экономики – финансовые рынки, банковскую среду, отрасли естественных монополий. Приняты также законы применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, такие как закон «О защите прав потребителей» (2002 г., является новой редакцией закона аналогичного названия от 19 ноября 1992 г.), закон «О рекламе» (1997 г.), а также различные нормативные документы, которые способствовали более четкому пониманию цивилизованной конкуренции.
Необходимо отметить, что отдельные предприятия и объединения таких отраслей (подотраслей), как промышленность, энергетика, транспорт, связь, строительный комплекс не претерпели заметных организационно-структурных преобразований, что стало причиной сохранения в них неконкурентной среды и доминирующего положения на республиканском и местных рынках товаров (работ, услуг) субъектов этих отраслей, а также высококонцентрированных рынков.
В Беларуси
свидетельством монополизма (установления
факта доминирования
Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
___________________
7 Микроэкономика: Учебное пособие / С.А.Константинов, В.А.Воробьев, Л.В.Пакуш, A.M. Филипцов и др. - Астана: Фолиант, 2006г. – 177-181 с.
8 Ганакова Е.В. О государственных реестрах хозяйствующих субектов. // Экономика. Финансы. Управление. - №3 - 2006. – 72-73 с.
В целях совершенствования
и усиления мер антимонопольного
регулирования, направленных на создание
для субъектов хозяйствования условий
конкуренции на товарных рынках принят
Указ Президента Республики Беларусь
от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых
мерах по совершенствованию
Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В Указе расширяются права антимонопольного органа, в части:
- возможности применения
- заключения с юридическими
лицами, занимающими доминирующее
положение на товарных рынках,
соглашений, в которых определяются
обязательные условия,
- обращения в установленном
порядке в суды без уплаты
государственной пошлины с
- осуществления иных прав, определяемых
другими законодательными
Реализация
указанных прав позволит антимонопольному
органу проводить эффективную
Указ расширяет права
Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.
Данная норма
не является наделением антимонопольного
органа дополнительными полномочиями,
а конкретизирует права, предоставленные
антимонопольному органу Законом Республики
Беларусь «О противодействии
Указ позволит упростить действующий
порядок и административные процедуры,
осуществляемые антимонопольным органом
при государственном
Введение
пороговых значений не является новой
административной процедурой, а наоборот
сократит количество обращений в
антимонопольный орган по вопросам
согласования приобретения юридическим
или физическим лицом, их группами,
а также иностранным
Введение пороговых значений исходит из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.
В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются: