Информационное обеспечение менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Управление - это прежде всего процесс принятия определённых решений. Но в основе принятия почти всякого решения лежит обозначенный самим человеком круг альтернатив. В свою очередь, формирование и выбор конкретной альтернативы производится на основе имеющейся информации. Следовательно, информация - основа управленческой деятельности, незыблемый фундамент, без которого практически всякая осмысленная человеческая деятельность, в том числе и управленческая, становится неэффективной и хаотической. Именно в связи с исключительной важностью информации, в данной курсовой работе значительное внимание будет уделено структуре информации, её классификации и другим не менее важным вопросам.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ

1. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1 Структура экономической информации

1.2 Классификация управленческой информации

1.3 Требования, предъявляемые к менеджерской информации

1.4 Источник информации. Информационные потоки

1.5 Особенности характеристик информационных потоков на разных уровнях управления

1.6 Обновление информационных потоков

1.7 Совершенствование информационных потоков

1.8 Информационное обеспечение

1.9 Требования, предъявляемые к информационному обеспечению

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Что такое информационная система

2.2 Меняющаяся роль ИС

2.3 Классификация информационных систем

2.4 Информационные технологии. Классификация

2.5 История развития ИТ

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И СОВРЕМЕННОСТЬ

3.1 Современные информационные системы

3.1.1 Системы поддержки принятия решений

3.1.2 Исполнительные информационные системы

3.1.3 Переработка руды данных (Data Mining)

3.1.4 Искусственный интеллект (Artificial Intelligence)

3.1.5 Экспертные системы (Expert Systems)

3.1.6 Нейронные сети (Neural Networks)

3.1.7 Виртуальная реальность (Virtual Reality)

3.1.8 Системы поддержки работы группы

3.1.9 Географические информационные системы

3.2 Новые информационные технологии в управленческой деятельности

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курс..docx

— 73.83 Кб (Скачать файл)

 

Цель разработки ИО - повышение  качества управления организацией на основе повышения достоверности  и своевременности данных, необходимых  для принятия управленческих решений [8].

 

Основное назначение ИО - обеспечивать такую организацию  и представление информации, которые  отвечали бы любым требованиям пользователей, а также условиям автоматизированных технологий [8].

 

1.9 Требования, предъявляемые  к информационному обеспечению

 

Назначение информационного  обеспечения обусловливает и  требования, предъявляемые к нему [8].

 

1.Представлять полную, достоверную  и своевременную информацию для  реализации всех расчетов и  процессов принятия управленческих  решений в функциональных подсистемах  ИТ с минимумом затрат на  ее сбор, хранение, поиск, обработку  и передачу.

 

2.Обеспечивать взаимную  увязку задач функциональных  подсистем на основе однозначного  формализованного описания их  входов и выходов на уровне  показателей и документов.

 

3.Предусматривать эффективную  организацию хранения и поиска  данных, позволяющую формировать  данные в рабочие массивы под  регламентированные задачи и  функционировать и режиме информационно-справочного  обслуживания.

 

4.В процессе решения  экономических задач обеспечивать  совместную работу управленческих  работников и компьютера в  режиме диалога.

 

Кроме того, информационное обеспечение решает вопросы подготовки данных о производстве, сбыте, поставках, финансировании; формирования исходной информации в массивы; ввод массивов в ЭВМ, организацию машинных массивов; обеспечения управленческих задач  алгоритмами и машинными программами, а также формирования выходной информации.

 

В связи с данными функциями  к информационному обеспечению  некоторые авторы предъявляют несколько  иные требования [10]:

 

1.однозначность представления  исходных данных;

 

2.совместимость исходного  массива с программами обработки  его на ЭВМ;

 

3.возможность оперирования  машинными носителями информации  в пределах технических ограничений  ЭВМ, средств оргтехники и связи;

 

4.непрерывное соблюдение  соответствия между состоянием  объектов управления и его  отображением в машинных массивах;

 

5.идентификация объектов  управления на формализованном  обозначении их, установленном едиными  системами ведения производственной, технической и служебной документации;

 

6.разработка на типовых  методиках и формах работы  с информацией на всех участках  ее циркуляции;

 

7.использование типовых  методик и инструкций по разработке  алгоритмов и машинных программ.

 

Одна часть информационного  обеспечения учитывает особенности  взаимодействия пользователя с ПК при  выполнении технологических операций по обработке информации, другая связана  с организацией в компьютере различных  информационных массивов, используемых для решения экономических задач  и передачи данных. Поэтому в составе  ИО выделяется внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение[8].

 

Внемашинное ИО включает систему  экономических показателей, потоки информации, систему классификации  и кодирования, документацию.

 

Внутримашинное ИО - система  специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хранению, поиску, передаче в виде, удобном для восприятия техническими средствами. Это файлы (массивы), базы и банки данных, базы знаний, а также их системы.

 

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ  И ТЕХНОЛОГИИ

 

2.1 Что такое информационная  система

 

Современные предприятия  и фирмы представляют собой сложные  организационные системы, отдельные  составляющие которых - основные и оборотные  фонды, трудовые и материальные ресурсы  и другие - постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий  и организаций различного типа в  условиях рыночной экономики поставило  новые задачи по совершенствованию  управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми  ресурсами.

 

Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации  производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями  продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации  современной автоматизированной информационной системы (ИС).

 

Информационная система  управления - совокупность информации, экономико-математических методов  и моделей, технических, программных, других технологических средств  и специалистов, предназначенная  для обработки информации и принятия управленческих решений [8].

 

Информационная система  управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета  и оперативного управления фирмой.

 

Информационная система  может быть определена с технической  точки зрения как набор взаимосвязанных  компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений  и управление в организации. В  дополнение к поддержке принятия решений, координации и управлению информационные системы могут также  помогать менеджерам проводить анализ проблемы, делают видимыми комплексные  объекты и создают новые изделия [2].

 

Информационные системы  содержат информацию о значительных людях, местах и объектах внутри организации  или в окружающей среде (рис. 2.1) [2].

 

Три процесса в информационной системе производят информацию, в  которой нуждаются организации  для принятия решений, управления, анализа  проблем и создания новых изделий  или услуг, - это ввод, обработка  и вывод. В процессе ввода фиксируются  или собираются непроверенные сведения внутри организации или из внешнего окружения. В процессе обработки  этот сырой материал преобразуется  в более значимую форму. На стадии вывода обработанные данные передаются персоналу или процессам, где  они будут использоваться.

 

Информационные системы  также нуждаются в обратной связи, которая является возвращаемыми  обработанными данными, нужными  для того, чтобы приспособить элементы организации для помощи в оценке или исправлении обработанных данных.

 

Существуют формальные и  неформальные организационные компьютерные информационные системы [2].

 

Формальные системы опираются  на принятые и упорядоченные данные и процедуры сбора, хранения, изготовления, распространения и использования  этих данных.

 

Рисунок 2.1.- Структура информационной системы

 

Неформальные информационные системы (типа сплетен) основаны на неявных  соглашениях и неписаных правилах поведения. Нет никаких правил, что  является информацией или как  она будет накапливаться и  обрабатываться. Такие системы необходимы для жизни организации, но анализ их качеств - вне темы данной курсовой работы.

 

Хотя компьютерные информационные системы используют компьютерные технологии, чтобы переработать непроверенные  сведения в значимую информацию, существует ощутимое различие между компьютером  и компьютерной программой, с одной  стороны, и информационной системой - с другой. Электронные вычислительные машины и программы для них - техническое  основание, инструментальные средства и материалы современных информационных систем. Компьютеры обеспечивают оборудование для хранения и изготовления информации. Компьютерные программы, или программное  обеспечение, являются наборами руководств по обслуживанию, которые управляют  работой компьютеров. Но компьютеры - только часть информационной системы.

 

Можно в качестве аналогии привести здания. Здания построены  с помощью молотков, гвоздей и  дерева, но они сами по себе не делают дом. Архитектура, проект, установка  и все решения на пути к созданию элементов - это тоже части дома. Компьютеры и программы - это только инструменты и материалы, но они  сами по себе не могут производить  нужную для организации информацию. Чтобы представить информационные системы, нужно понять проблемы, для  которых они разработаны, определить их архитектуру, составляющие и организационные  процессы, которые приведут к этим решениям. Сегодняшние менеджеры  должны объединить компьютерную грамотность  с системной информационной грамотностью.

 

Существует и иное толкование ИС, принципиально не отличающееся от вышеизложенных. Так, например, М. И. Крулькевич несколько иначе определяет информационную систему.

 

Информационная система - это средство организации информационного  обеспечения процессов управления, способствующее своевременному поступлению  необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней.

 

Другими словами, информационная система - это совокупность средств  и методов, обеспечивающих реализацию всего комплекса операций по осуществлению  процесса управления необходимой информацией.

 

Информационная система  включает следующие элементы [10]:

 

1.информационные ресурсы  - массивы данных, архивы, методики, инструкции, машинные программы  и документы;

 

2.материальные ресурсы  - носители информации, технические  средства сбора, передачи, обработки  и представления информации;

 

3.каналы циркулирования  информации - контингент работников, средства связи, средства хранения.

 

Информационная система  характеризуется следующими параметрами[10]:

 

1.объем массивов информации;

 

2.пропускная способность  каналов передачи информации;

 

3.способность хранения  единицы информации;

 

4.время реакции системы  на информационные работы;

 

5.уровень безотказности  технических средств;

 

6.быстродействие поиска, передачи и оперативности в  информационной работе;

 

7.комплекс решаемых системой  задач управления.

 

Рассмотренные выше подходы  в определении понятия "информационная система" свидетельствуют о многоаспектности и большом значении данного понятия.

 

2.2 Меняющаяся роль ИС

 

Информационные системы  начала 50-х годов развивались  как системы с эксплуатационным уровнем, разработанные для выполнения элементарных, но жизненно важных операций типа контроля платежей. В 60-х годах  ИС использовались для контроля и  управления, а в 70-х годах - для  планирования и моделирования. К 80-м  годам информационные системы развились  в изготавливаемые по заказу системы  поддержки принятия решений и  ранние стратегические системы планирования. Сегодня информационные системы  помогают создавать и распространять знания и информацию в организации  через новые системы работы знания, приложения, обеспечивающие компаниям  доступ к данным и системам коммуникаций, связывающим разветвленное предприятие  по всему миру. Изменение концепции  ИС показано на рис.2.2 [2]. Организации  теперь жизненно зависят от систем и не могут пережить даже случайную  их аварию.

 

Положение и роль специалистов информационных систем с течением времени  также менялись. Раньше группа информационных систем состояла обычно из программистов, которые писали программное обеспечение  для компьютера. Сегодня большая  доля сотрудников - аналитики систем, которые осуществляют связь между  группой информационной системы  и остальной частью организации. Менеджеры информационных систем - лидеры групп программистов и  аналитиков, руководителей проекта, менеджеров физических средств, менеджеров передачи данных и глав групп автоматизации  делопроизводства. Они - также менеджеры  обеспечения работой компьютеров  и штата ввода данных. Конечные пользователи- представители отделов, для которых приложения созданы, за исключением группы информационных систем. Эти пользователи играют все  большую и большую роль в создании и развитии информационных систем.

 

2.3 Классификация информационных  систем

 

Классификация информационных систем зависит от многих факторов. Основными классификационными признаками ИС являются [8]:

 

а) область функционирования экономического объекта;

 

б) виды процессов управления;

 

в) степень автоматизации  информационных процессов.

 

1.Классификация по области  функционирования экономического  объекта ориентирована на производственно-хозяйственную  деятельность предприятий и организаций  различного типа. К ним относятся:  автоматизированные информационные  системы промышленности и сельского  хозяйства, транспорта, связи, банковские  ИС и др.

 

2.По видам процессов  управления ИС делятся на:

 

а) ИС управления технологическими процессами - предназначены для автоматизации  различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т. д.);

 

б) ИС управления организационно-технологическими процессами -представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые  сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.

 

в) Наибольшее распространение  получили ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации  функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто различные информационные системы понимаются именно в этом толковании. К этому классу ИС относятся  информационные системы управления как промышленными фирмами, так  и непромышленными экономическими объектами - предприятиями сферы  обслуживания. Основными функциями  таких систем являются оперативный  контроль и регулирование, оперативный  учет и анализ, перспективное и  оперативное планирование, бухгалтерский  учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических  и организационных задач.

Информация о работе Информационное обеспечение менеджмента