Информационное обеспечение менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Управление - это прежде всего процесс принятия определённых решений. Но в основе принятия почти всякого решения лежит обозначенный самим человеком круг альтернатив. В свою очередь, формирование и выбор конкретной альтернативы производится на основе имеющейся информации. Следовательно, информация - основа управленческой деятельности, незыблемый фундамент, без которого практически всякая осмысленная человеческая деятельность, в том числе и управленческая, становится неэффективной и хаотической. Именно в связи с исключительной важностью информации, в данной курсовой работе значительное внимание будет уделено структуре информации, её классификации и другим не менее важным вопросам.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ

1. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1 Структура экономической информации

1.2 Классификация управленческой информации

1.3 Требования, предъявляемые к менеджерской информации

1.4 Источник информации. Информационные потоки

1.5 Особенности характеристик информационных потоков на разных уровнях управления

1.6 Обновление информационных потоков

1.7 Совершенствование информационных потоков

1.8 Информационное обеспечение

1.9 Требования, предъявляемые к информационному обеспечению

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Что такое информационная система

2.2 Меняющаяся роль ИС

2.3 Классификация информационных систем

2.4 Информационные технологии. Классификация

2.5 История развития ИТ

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И СОВРЕМЕННОСТЬ

3.1 Современные информационные системы

3.1.1 Системы поддержки принятия решений

3.1.2 Исполнительные информационные системы

3.1.3 Переработка руды данных (Data Mining)

3.1.4 Искусственный интеллект (Artificial Intelligence)

3.1.5 Экспертные системы (Expert Systems)

3.1.6 Нейронные сети (Neural Networks)

3.1.7 Виртуальная реальность (Virtual Reality)

3.1.8 Системы поддержки работы группы

3.1.9 Географические информационные системы

3.2 Новые информационные технологии в управленческой деятельности

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курс..docx

— 73.83 Кб (Скачать файл)

 

г) Интегрированные ИС предназначены  для автоматизации всех функций  управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских  работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции  до анализа эксплуатации изделия.

 

д) Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций  управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность  между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т. д.

 

е) ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских  задач на базе экономико-математических методов и моделей.

 

ж) Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе  образования, при переподготовке и  повышении квалификации работников различных отраслей экономики.

 

3.По степени автоматизации  информационных процессов ИС  подразделяются на:

 

а) Ручные информационные системы, которые характеризуются отсутствием  современных технических средств  обработки информации и выполнением  всех операций человеком по заранее  разработанным методикам.

 

б) Автоматизированные информационные системы - человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку  и передачу информации, необходимой  для принятия управленческих решений  в организациях различного типа.

 

в) Автоматические информационные системы характеризуются выполнением  всех операций по обработке информации автоматически, без участия человека, но оставляют за человеком контрольные  функции.

 

Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы  является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано  с развитием и функционированием  ИС.

 

2.4 Информационные технологии. Классификация

 

Информационные технологии - совокупность методов и программно-технических  средств, объединённых в технологическую  цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение  информации с целью снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надёжности и оперативности [9].

 

Немногим отличается определение, которое даёт Г. А. Титоренко, что  свидетельствует об однозначности  и определённости информационных технологий в менеджменте.

 

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операции сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения  для решения управленческих задач  экономического объекта.

 

Основная цель автоматизированной информационной технологии - получать посредством переработки первичных  данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные  управленческие решения. Это достигается  за счет интеграции информации, обеспечения  ее актуальности и непротиворечивости, использовании современных технических  средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.

 

Информационная технология справляется с существенным увеличением  объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования  информационных ресурсов в управлении. Автоматизированные информационные системы  для информационной технологии - это  основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы  для преобразования данных. Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит  от многих факторов, которые систематизируются  по следующим классификационным  признакам (рис 2.3) [8]:

 

1.степень централизации  технологического процесса;

 

2.тип предметной области;

 

3.степень охвата задач  управления;

 

4.класс реализуемых технологических  операций;

 

5.тип пользовательского  интерфейса;

 

6.способ построения сети.

 

1. По степени централизации  технологического процесса ИТ  в системах управления делят  на централизованные, децентрализованные  и комбинированные технологии

 

а) Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка  информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производятся в центре обработки ИТ -- центральном  сервере, организованной на предприятии  вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.

 

б) Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных  на рабочих местах пользователей  для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют  централизованного автоматизированного  хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.

 

в) Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов  решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы и автоматизированном банке данных.

 

2.Тип предметной области  выделяет функциональные классы  задач соответствующих предприятий  и организаций, решение которых  производится с использованием  современной автоматизированной  информационной технологии. К ним  относятся задачи бухгалтерского  учета и аудита, банковской сферы,  страховой и налоговой деятельности  и др.

 

3. По степени охвата  автоматизированной информационной  технологией задач управления  выделяют автоматизированную обработку  информации на базе использования  средств вычислительной техники,  автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки  принятия решений, которые предусматривают  использование экономико-математических  методов, моделей и специализированных  пакетов прикладных программ  для аналитической работы и  формирования прогнозов, составления  бизнес-планов, обоснованных оценок  и выводов по изучаемым процессам.  К данной классификационной группе  относятся также организация  электронного офиса как программно-аппаратного  комплекса для автоматизации  и решения офисных задач, а  также экспертная поддержка, основанная  на использовании экспертных  систем и баз знаний конкретной  предметной области.

 

4. По классам реализуемых  технологических операций ИТ  рассматриваются в соответствии  с решением задач прикладного  характера и имеющимся прикладным  программным обеспечением, таким,  как текстовые и графические  редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые  системы и др.

 

5. По типу пользовательского  интерфейса автоматизированные  информационные технологии подразделяются  в зависимости от возможностей  доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным  ресурсам, соответствующей используемой  на экономическом объекте автоматизированной  информационной технологии. Пакетная  информационная технология не  предоставляла возможности пользователю  влиять на обработку данных, в  то время как диалоговая технология  позволяет ему взаимодействовать  с вычислительными средствами  в интерактивном режиме, оперативно  получая информацию для принятия  управленческих решений.

 

Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет  пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным  информационным и вычислительным ресурсам.

 

6. Способ построения сети  зависит от требований управленческого  аппарата к оперативности информационного  обмена и управления всеми  структурными подразделениями фирмы.  Повышение запросов к оперативности  информации в управлении экономическим  объектом привело к созданию  сетевых технологий, которые развиваются  в соответствии с требованиями  современных условий функционирования  организации. Это влечет за  собой организацию не только  локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических)  и распределенных информационных  технологий в ИС организационного  управления. Все они ориентированы  на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет  средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.

 

2.5 История развития ИТ

 

Чтобы лучше понять историческое изменение роли ИС-организации, представим весь период использования ИТ в управлении в виде четырех эпох, или эр (табл. 2.1.) [2].

 

Таблица 2.1.- Эры ИТ

 

Бухгалтерская эра 

Пакеты транзакций  

 

Эксплуатационная эра   

Интерактивные эксплуатационные системы  

 

Информационная эра  

Индивидуальная поддержка  решения  

 

Взаимосвязанное общество  

Участие в стратегических системах  

 

 

 

 Впервой бухгалтерской  эре (с 50-х до начала 60-х годов)  внимание было сосредоточено  на бухгалтерских приложениях  типа платежных ведомостей, счетов  к оплате и других документов, которые проводили "пакеты" транзакций. Штат ИС был исключительно  занят развитием и внедрением  этих приложений. Согласно Rockart (I988) "Штат информационных систем  несся в отдел, интервьюировал  клерков и разрабатывал системы,  большинство которых было понятно  любому извне компьютерной иерархии".

 

Во второй эксплуатационной эре (от середины 60-х до середины 70-х  годов) надежность компьютера увеличилась  и пакетные системы были заменены интерактивными системами. Это создало  возможности развития компьютеризированных систем реального времени для  серьезных эксплуатационных транзакций типа обновления товаров и планирования производства. Штат ИС все еще доминировал  в развитии и выполнении этих приложений. Однако так как эти системы  играли серьезную роль поддержки  для фирмы, деловые менеджеры  стали больше вовлекаться в их развитие.

Прикладным акцентом в  третьей информационной эре (с конца 70-х до начала 80-х годов) было использование  информации для принятия решения. Реляционные  базы данных и более удобные для  пользователя программирующие языки  четвертого поколения привели к  началу вычислений для конечного  пользователя и развитию приложений для непрофессионалов ИС. Для облегчения введения и непрерывного использования  этих инструментальных средств ИС-организации  взяли на себя новую роль: поддержку  и управление вычислениями для конечного  пользователя. Начало налаживаться партнерство  между ИС-организацией и менеджерами.

 

В четвертой эре (начавшейся в середине 80-х годов) во взаимосвязанном  обществе фирмы начали поддерживать развитие систем, которые давали им конкурентоспособное преимущество. Это новое стратегическое объединение  деловой стратегии и ИТ-приложений потребовало не только участия деловых  менеджеров, но и лидерства среднего звена руководства на производстве. Многие из этих стратегических приложений использовали значительно улучшенные возможности связи: фирмы получили возможность связывать вместе географически  отдаленные внутренние подразделения, развивать электронные связи с клиентами, поставщиками и другими деловыми партнерами. Взаимосвязанность является важной особенностью организаций в 90-х годах.

 

Сейчас наступает пятая  эра - глобальное взаимосвязанное общество, в котором фирмы могут использовать ИТ, чтобы работать с многонациональными и многоязычными деловыми партнерами. В некоторых фирмах действуют  новые интегрированные системы, которые обеспечивают перевод языков и валюты, выполняют это на глобальной основе; эти системы могут обеспечивать единый контакт для глобальных клиентов, удовлетворять их запросы. Фирмы  также пользуются сетью Интернет для того, чтобы они могли связаться  в любое время, в любом месте  со своими клиентами в мировом  масштабе.

 

3. НФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

3.1 Современные информационные  системы

 

3.1.1 Системы поддержки  принятия решений (Decision Support System)

 

Системы поддержки принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и  данные, и модели, чтобы помочь принимающему решения решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы. Данные часто извлекаются из системы  диалоговой обработки запросов или  базы данных. Модель может быть простой  типа "доходы и убытки", чтобы  вычислить прибыль при некоторых  предположениях, или комплексной  типа оптимизационной модели для  расчета загрузки для каждой машины в цехе. DSS и многие из систем, обсуждаемых  в следующих разделах, не всегда оправдываются традиционным подходом стоимость - прибыль; для этих систем многие из выгод неосязаемы, типа более  глубокого принятия решения и  лучшего понимания данных [2].

 

Рис. 3.1. показывает, что система  поддержки принятия решений требует  трех первичных компонентов; модели управления, управления данными для  сбора и ручной обработки данных и управления диалогом для облегчения доступа пользователя к DSS [2]. Пользователь взаимодействует с DSS через пользовательский интерфейс, выбирая частную модель и набор данных, которые нужно  использовать, а затем DSS представляют результаты пользователю через тот  же самый пользовательский интерфейс.

Информация о работе Информационное обеспечение менеджмента