Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:46, курсовая работа
Управление - это прежде всего процесс принятия определённых решений. Но в основе принятия почти всякого решения лежит обозначенный самим человеком круг альтернатив. В свою очередь, формирование и выбор конкретной альтернативы производится на основе имеющейся информации. Следовательно, информация - основа управленческой деятельности, незыблемый фундамент, без которого практически всякая осмысленная человеческая деятельность, в том числе и управленческая, становится неэффективной и хаотической. Именно в связи с исключительной важностью информации, в данной курсовой работе значительное внимание будет уделено структуре информации, её классификации и другим не менее важным вопросам.
ВСТУПЛЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Структура экономической информации
1.2 Классификация управленческой информации
1.3 Требования, предъявляемые к менеджерской информации
1.4 Источник информации. Информационные потоки
1.5 Особенности характеристик информационных потоков на разных уровнях управления
1.6 Обновление информационных потоков
1.7 Совершенствование информационных потоков
1.8 Информационное обеспечение
1.9 Требования, предъявляемые к информационному обеспечению
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Что такое информационная система
2.2 Меняющаяся роль ИС
2.3 Классификация информационных систем
2.4 Информационные технологии. Классификация
2.5 История развития ИТ
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И СОВРЕМЕННОСТЬ
3.1 Современные информационные системы
3.1.1 Системы поддержки принятия решений
3.1.2 Исполнительные информационные системы
3.1.3 Переработка руды данных (Data Mining)
3.1.4 Искусственный интеллект (Artificial Intelligence)
3.1.5 Экспертные системы (Expert Systems)
3.1.6 Нейронные сети (Neural Networks)
3.1.7 Виртуальная реальность (Virtual Reality)
3.1.8 Системы поддержки работы группы
3.1.9 Географические информационные системы
3.2 Новые информационные технологии в управленческой деятельности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Особенность системы управления в том, что высший ее уровень решает стратегические задачи, связанные с перераспределением ресурсов в крупных масштабах. Решение тактических задач этот уровень может только контролировать. На низшем уровне решаются задачи тактического характера при наличии детальной информации о состоянии объекта. Имеющиеся у него кадровые и информационные ресурсы не позволяют решать долгосрочные задачи.
Эта особенность системы управления не всегда отражается в информационной системе. Часто потоки информации, идущие от низших уровней к высшим, представляют одни и те же сведения, которые лишь суммируются и обобщаются по мере продвижения к верхним уровням, Поэтому увеличивается дублирование и снижается коэффициент использования информации. Вместе с тем информацию по мере ее движения к верхнему уровню необходимо агрегировать, интегрировать и сжимать.
При движении информации "вниз" элементы системы управления генерируют дополнительную информацию, причем иногда в значительно больших объемах.
Степень интеграции и наоборот степень генерации (размножения) характеризуется коэффициентом k, который равен [10]:
k = a/b
где a - объем информации, выходящей из элемента системы, b - объем информации, входящей в элемент системы.
Объемы могут быть измерены числом документов, показателей или трудоемкостью обработки.
При движении информации вверх обычно k<1, а вниз - k>1.
Агрегация информации может осуществляться с использованием трех направлений: функционально-логического, аналитического и статистического [10].
Первое основано на функциональных и логических связях параметров и показателей между собой, а также на их отношениях к состоянию объекта и целей функции.
Второе - на определении интегральных и экстремальных характеристик данных, связанных функциональными зависимостями.
Третье - на представлении
параметров их статистическими
Сжатие или свертывание информации предполагает преобразование информации на более короткое ее отображение с использованием меньшего числа символов.
При движении информации происходит изменение семантической ее ценности. Семантика обычно учитывает целесообразность, ценность, полезность или существенность информации. Полезность информации, используемой в системе управления, оценивается по тому эффекту, который она оказывает на результат управления.
В связи с этим А. А. Харкевич предложил меру ценности информации, определяемой изменением вероятности достижения цели реализации какой-либо задачи при получении дополнительной информации. Если дополнительная информация не изменит вероятности достижения цели, то она называется дезинформацией и измеряется отрицательным количеством информации. При этом надо учитывать существенность самого события, существенность времени совершения события и получения информации о нем, а также существенность места, адреса и других характеристик реализации функции управления. Иногда надо учитывать и различные позиции, с которых решаются задача или выполняется управленческая функция.
Семантическая ценность информации изменяется во времени. Эти изменения особенно сильно сказываются в оперативном управлении.
Сокращение протяженности
потоков документированной
Для реализации указанных путей разработаны следующие рекомендации[10]:
1.использовать в
2.производить упорядочение документов в соответствии с номенклатурой дел;
3.согласовывать формы
и содержание документов, направляемых
в два и более адреса
4.четко использовать
5.определять порядок
6.своевременно тиражировать документы в соответствии с количеством потребителей;
7.рационально использовать
время с учетом
1.6 Обновление информационных потоков
В большинстве случаев
устойчивая работа систем управления
обеспечивается путем систематического
создания новых, более эффективных
алгоритмов контроля и управления.
Этими алгоритмами
Понятие необходимой и достаточной информации возникает из-за необходимости удовлетворения определенных показателей в условиях изменения окружающей среды. В таких случаях при проектировании информационных потоков необходимо предусматривать доведение информации об изменении параметров до сведения лиц, принимающих управленческие решения. Указанные лица должны своевременно оценивать получают ли они необходимую и достаточную информацию для принимаемых ими решений. При определении необходимой информации статистического характера, а также параметров, значение которых оцениваются по выборке, используются известные методы расчетов среднего значения, вероятности, доверительного интервала, дисперсии и другие характеристики. С использованием указанных методов можно определить необходимую частоту контроля объекта, размеров выборок сообщений, правила анализа данных.
Получение необходимой информации
связано с определенными
В системах управления имеет место совокупность информационных потоков, большая часть которых соответствует совокупности имеющихся данных, а меньшая - потокам отфильтрованной и обобщенной информации, которая используется в принимаемых решениях. Увеличение потоков информации не способствует улучшению ее практического использования, В системе управления часто наблюдается перенесение на более высокие уровни управления задач, которые должны решаться низшими уровнями. Это приводит к перегрузке информацией верхних уровней управления. При нерациональном распределении управленческих функций происходит увеличение плотности информационных потоков и рост объема неиспользуемой и дублирующейся информации [10].
Неиспользуемая информация - это информация за прошедший период, которая уже известна и включается в формы и сводки из-за сложившихся традиций, из-за нечеткого понимания функций, а также из-за того, что сведения не меняют своего содержания в процессе функционирования объекта.
Информация эффективно используется,
если она в минимальном и
При проектировании информационных потоков надо учитывать, что они используются в подсистеме общей системы организационного управления и органически входят в нее как составная часть. Поэтому, формируя потоки, надо знать цели, критерии, задачи, алгоритмы их решения и взаимосвязи задач. Затем надо для каждой задачи определить необходимую информацию, установить источники, построить схему передачи, поиска и хранения, а также что с ней в дальнейшем происходит. Так, например, ее можно кодировать, сжимать, обобщать, включать в документы или использовать только для выработки управленческих решений.
К проектированию систем сбора,
переработки и использования
выходных результатов следует применять
системный, комплексный подход, что
обеспечит высокую
Система информации, в конечном счете, должна обеспечивать необходимой информацией в требуемые сроки и в удобной для использования форме все элементы организационной структуры, а также создавать требуемый механизм контроля и регулирования.
1.7 Совершенствование
Совершенствование информационных потоков в системе управления базируется на использовании следующего перечня рекомендаций, ориентированных на конечные результаты управленческой деятельности[10].
1.Терминология при
2.Информировать и получать
информацию следует у того, кто
связан с выполнением или
3.Чтобы не было незаменимых
работников аппарата
4.Прежде чем готовить,
принимать и исполнять решение,
5.Всякое управленческое решение должно готовится и реализоваться с минимальными затратами средств.
6.Исполнитель должен быть
заинтересован в качественном
своевременном исполнении
7.Контроль исполнения
должен быть двойным, работу
контролеров также надо
8.Однотипные, постоянно повторяющиеся
решения должны
9.Готовящий решение и
его исполняющий должны быть
достаточно о нем
10.Управленческое решение должны готовить и исполнять квалифицированные исполнители.
11.Исполнение решения следует
поручать работникам, которые обладают
реальной возможностью
12.При подготовке и
мере следует
13,Следует не забывать что статистическая информация за длительный период важнее, чем сиюминутные сведения.
14.Вмешиваться в исполнение
решения следует только в том
случае, когда имеются отклонения,
которые не могут быть
15.Источники первичной
информации по одному и тому
же решению должны быть
16.Первичные документы
должны готовиться в
17.Документы следует
18.Деятельность исполнителей
не следует детально
19.При большом количестве
документально оформляемых
20.Каждое вновь принимаемое
решение следует проверять на
наличие связи и
21.Каждое управленческое
решение следует проверять на
надежность по исполнителям, техническим
средствам и финансовым
1.8 Информационное обеспечение
Информационная система
с позиции менеджмента
Общими функциями управления считаются такие, как планирование, организация, мотивация и контроль Специальные функции связаны с конкретной производственной деятельностью: производство, маркетинг, сбыт и др. В свою очередь выделяют следующие производственные функции: технологическую подготовку производства, основное и вспомогательное производство; контроль качества производства; оперативное управление, управление трудовыми ресурсами. Создание информационных систем и информационных технологий требует специальной организации информации и выделения специальной подсистемы информационного обеспечения.
Информационное обеспечение (ИО) - важнейший элемент ИС, предназначенный для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений [8].
Информационное обеспечение
включает совокупность единой системы
показателей, потоков информации - вариантов
организации документооборота; систем
классификации и кодирования
экономической информации, унифицированную
систему документации и различные
информационные массивы (файлы), хранящиеся
в машине и на машинных носителях
и имеющие различную степень
организации. Наиболее сложной организацией
является банк данных, включающий массивы
для решения регламентных задач,
выдачи справок и обмена информацией
между пользователями. В ходе разработки
ИО ИС определяются состав показателей,
необходимых для решения