Инновации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

В сфере технологий новизна информации давно уже стала товаром, прежде всего для того, чтобы предприятию можно было оставаться конкурентоспособным и иметь определенные преимущества перед другими. Способность к непрерывному изучению и освоению новой информации становится стандартом для успешного создания новых технологий. Непрерывный анализ и интерпретация состояния рынка, изучение новых продуктов и деловой информации используются для выявления новых областей для роста дохода и успешного внедрения инноваций.

Файлы: 1 файл

В сфере технологий новизна информации давно уже стала товаром почти готоввый курсач!.docx

— 4.68 Мб (Скачать файл)

Введение

 

В сфере технологий новизна  информации давно уже стала товаром, прежде всего для того, чтобы предприятию  можно было оставаться конкурентоспособным  и иметь определенные преимущества перед другими. Способность к  непрерывному изучению и освоению новой  информации становится стандартом для  успешного создания новых технологий. Непрерывный анализ и интерпретация  состояния рынка, изучение новых  продуктов и деловой информации используются для выявления новых  областей для роста дохода и успешного  внедрения инноваций.

Руководство компании должно разработать определенный план по внедрению  инновационных продуктов, решений  и методов для обеспечения  стабильных доходов в современных  условиях.

Прогнозирование появления  новых продуктов и технологий становится необходимым требованием  для организации, которая претендует на роль лидера в каких-нибудь областях деятельности. Более полное использование  творческого потенциала, правильное управление новыми идеями, использование  подходящих инструментальных средств  и экономическое мышление приведут компанию к успеху и обеспечат  высокие доходы.

Каждая организация до какой-то степени – инновационная  организация. Однако время требует  вводить и осваивать инновации  эффективнее и быстрее. Это ускорение  требует формализации и оптимизации  инновационного процесса, понимания  его сути. Руководство не должно подвергать сомнению успехи от инноваций, вместо этого оно должно стимулировать  разработку все большего количества новых технологий.                                                     [6, с.33]

В курсовой работе объект исследования- ОАО "Свiтанак".

Цель данного исследования:

Обосновать внедрение  инноваций на предприятии в современных  условиях рынка.

Задачи:

1. Рассмотреть этапы становления  инновационного менеджмента;

2. Изложить основные теоретические  положения инновационного менеджмента;

3. Раскрыть механизм внедрения  инноваций в ОАО "Свiтанак"  в современных условиях;

4. Дать рекомендации по  совершенствованию внедрения инноваций  на предприятии ОАО "Свiтанак".

Методы исследования: синтез, анализ предприятия и информации об ОАО "Свiтанак".

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  положения инновационного менеджмента

1.1 Понятие, виды  и классификация инноваций

Современный этап развития общества характеризуется коренными  изменениями в технологическом  способе производства, оказывающими существенное влияние как на экономический  потенциал, так и на социально-экономические  отношения. Изменения во всех сферах хозяйственной деятельности и жизни  человека неразрывно связаны с новшествами, изобретениями и полезными моделями, инновациями, нововведениями. Поясним  вкратце эти понятия:

Новшество - творческая мысль, проявляющая себя в элементах  производственно-технологической деятельности, которая может иметь дальнейшее развитие в нововведении (инновации).                                [6, c.100]

Изобретения и полезные модели - это наиболее значимый пример систематизированных  знаний, направленных на решение технических  проблем. Когда изобретения, полезные модели и/или открытия используются на практике, появляется новый товар, в том числе новая технология, мероприятие, прием управления и  т.д. Это значит, что идея (англ. idea) превратилась в инновацию                                                                                                      [6, c.101]

Инновация создается в  результате интеллектуальной деятельности, которая превращает результаты исследований и открытий в более совершенный  продукт с технологическими, техническими, экономическими и иными свойствами, чем существующий

Нововведение (инновация) - это  конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой  или усовершенствованной продукции (реализуемой на рынке) либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация - это результат реализации новых  идей и знаний с целью их практического  использования на благо конкретных потребителей и общества.                                                                                                         [3, c.11]

Различают два вида инноваций:

  • инновация первого рода включает в себя новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников;
  • инновации второго рода включает в себя изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми  в мире.                                                                               [6, c.33]

Основными свойствами инновации  являются:

  1. Научно-техническая новизна;
  2. Практическое воплощение (промышленная применимость), то есть использование, например, в машиностроении, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и/или других отраслях деятельности;
  3. Коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. успешно реализуется, поскольку удовлетворяет определенные нужды и запросы потребителей.                                            [4, c.11]

Таким образом, сама по себе новая идея - это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, работах, услугах  или процессах. Отсюда следует, что  непременными свойствами инновации  являются новизна идеи и ее воплощение в практической деятельности, т.е. в  новых продуктах, работах, услугах, процессах

Классификация инноваций  означает их распределение на конкретные группы по определенным признакам. В  качестве основных признаков, по которым  выделяются типы инноваций, необходимо отметить степень новизны и радикальности  инновации; характер практической деятельности, в которой она используется; технологические  параметры инновации (Таблица 1- Типология  инноваций).                                                                                   [4, c.11]

Таблица 1 - Типология инноваций

Признаки выделения инноваций

Основные типы инноваций

Степень новизны и радикальности

Базисная (радикальная), улучшающая (приростная)

Характер практической направленности

Производственные, управленческие и социальные

Основные технологические  параметры

Продуктовые и процессные


Базисная инновация (иногда ее называют радикальной) - это такое  нововведение, которое базируется на научном открытии (или крупном  изобретении) и направлено на освоение принципиально новых продуктов, услуг, методов, технологий новых поколений  и др.                                    [4, c.11]

Улучшающая инновация (или  приростная) - это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых товаров, в том числе существующих технологий, совершенствование продукции, работ, услуг, процессов и т. д.                                                                                               [4, c.12]

Производственные инновации  воплощаются в новых продуктах, работах, услугах, методах или технологиях  производственного процесса, т.е. они  представляют собой реализацию нового знания в новых товарах или  введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации - это те, которые реализуются  в первичной производственной деятельности.                                                                  [4, c.12]

Управленческие инновации - это то новое знание, которое  воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных  структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов  организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения  вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является система менеджмента хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, а косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

Социальные инновации - это  процессы, в результате которых происходят существенные и, как правило, необратимые  изменения во взаимодействии между  людьми и/или группами, что способствует формированию новых связей и отношений  между ними. Последние направлены на удовлетворение новых духовных и  интеллектуальных потребностей людей, возникновение новых форм деятельности организаций. Все это приводит к  более высокому уровню развития общества.                                                [4, c.12]

Продуктовая инновация является результатом разработки и производства нового продукта или услуги с целью  решения определенной проблемы потребителя (пользователя) с помощью данного  инновационного товара.

Процессная инновация  означает новые элементы, введенные  в технологические, производственные, управленческие, организационные, маркетингово-логистические  и иные процессы. Центральное место  в процессных инновациях занимают организационно-управленческие и технологические инновации.                                                                          [4, c.12]

Для инновационного менеджмента  характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формирование  и развитие инновационного менеджмента

 

Выделяют четыре самостоятельных  этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.                                                                                [1, c.152]

Для факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники  в  качестве важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Научные  исследования и разработки рассматривались  как постоянные и существенные факторы  развития производственного потенциала промышленных инновационных процессов. Кадры науки, материально-техническая  база, научное оборудование и информационные фонды оценивались как составляющие факторы научно-технического потенциала инновационных процессов.                                                                         [1, c.153]

Факторный подход предполагал  разработку оценочных критериев  для каждой составляющей и использование  преимущественно экстенсивных рычагов  развития, связанных с количественным расширением научно-технической  сферы. Для этого периода характерно появление глубоких исследований и  практических разработок в области  научно-технического потенциала, его  оценки и прогнозирования развития. В области моделирования для  управления инновационными проектами  преобладали статистические факторные  модели, построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей. В  практике управления инновационными процессами получили распространение нормативные  методы планирования и организации, основанные на тщательно обоснованных нормативах трудоемкости, материало- и  фондоемкости НИОКР, нормативах численности  и соотношений различных категорий  работников.                                                                                  [1, c.153]

Функциональная концепция  рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций  и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации  функций управления инновациями, основанные на разработанных принципах. При  этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направления  управленческой деятельности, оказывающие  определенные управляющие воздействия  на инновационный процесс, планирование, организацию и контроль инноваций, а также прогнозирование. Функциональная концепция базируется на рациональном разделении труда в управлении инновациями, специализации управленческих звеньев  и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения. Для функциональной концепции характерно тщательное регламентирование  процедурных аспектов управления инновациями  на основе специальных положений  об отделах и службах, должностных  инструкций, делегирования полномочий и обязанностей. В рамках функциональной концепции наиболее активное развитие получило экономическое моделирование  процессов принятия решений в  каждой из функций управления. В  практике управления НИОКР широко использовались оптимизационные модели организационной  структуры инновационных процессов. Чаще всего эти модели не носили системного характера и позволили находить локальные оптимизационные решения для отдельной функции управления инновациями.                    [1, c.155]

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение инновационных процессов как  сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных  элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов развития. Системный  подход обеспечивает динамический учет всего множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды. Современная  ситуация в инновационной сфере  требует существенной трансформации  традиционных взглядов на инновационный  менеджмент, так как значительные изменения претерпевает сам объект управления. Инновационные процессы приобретают прерывный характер, повышается комплексность решаемых проблем и их зависимость от быстро меняющихся внешних факторов.                                                                  [1, c.156]

Трансформация представлений  о проблемах инноваций в современных  условиях обеспечила развитие ситуационного  подхода к инновационному менеджменту. Такой подход синтезирует достижения каждой из перечисленных концепций  для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуацией понимается совокупность значений факторов, влияющих на функционирование инновационных процессов или  развитие определенного инновационного проекта в конкретный период времени. Ситуационный подход предполагает возможность  анализа внешних и внутренних факторов успеха инноваций, систематизации возможных вариантов поведения  и синтеза для сложившейся  ситуации управленческих решений. Значительным вкладом этой управленческой концепции  в теорию инновационного менеджмента  является то, что она содержит рекомендации по применению конкретных методов для  принятия решений в определенных ситуациях. Для менеджера ситуационный подход открывает значительные возможности  творческого использования разнообразного разработанного наукой и применяемого на практике инструментария, накладывая при этом большую ответственность  за выбор адекватных приемов управления.

Информация о работе Инновации на предприятии