Инновации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

В сфере технологий новизна информации давно уже стала товаром, прежде всего для того, чтобы предприятию можно было оставаться конкурентоспособным и иметь определенные преимущества перед другими. Способность к непрерывному изучению и освоению новой информации становится стандартом для успешного создания новых технологий. Непрерывный анализ и интерпретация состояния рынка, изучение новых продуктов и деловой информации используются для выявления новых областей для роста дохода и успешного внедрения инноваций.

Файлы: 1 файл

В сфере технологий новизна информации давно уже стала товаром почти готоввый курсач!.docx

— 4.68 Мб (Скачать файл)

В настоящее время сложность  приемов и способов разработки инноваций, влияние новых технологий на результат  деятельности предприятий, а главное  – число заинтересованных сторон увеличивается по мере развития рынков, усиливается конкурентоспособность. Описанная динамика сгруппирована  и представлена схематично в таблице (Приложение 1- Эволюция принципов инновационного менеджмента).                            [1, c.160]

Из приложения видно, что  методы инновационного менеджмента  динамично усложнялись. Сегодня  для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны  не столько новые знания, сколько  новые возможности и новые  выгоды.

1.3 Механизм внедрения  инноваций на предприятии 

1.3.1 Основные этапы  жизненного цикла инновации

Под жизненным циклом инновации (ЖЦИ) понимается продолжительность ее существования: от момента внедрения на рынок вплоть до прекращения производства, реализации и применения. График и стадии (фазы) ЖЦИ представлены на рисунке 1.                                                    [4, c.12]

Рис.1- График и стадии жизненных  циклов инноваций 

Установлено, что жизненный  цикл (ЖЦ) большинства инноваций  описывается S-образной кривой (см. рисунок 1). Максимальная прибыль от реализации инновации (рисунок 2 ) имеет место  на границе перехода из второй зоны в третью (точка А). В первой зоне прибыль может быть, но незначительная, а в конце четвертой зоны начинаются убытки - это сигнал для фирмы, что  ресурс инновации исчерпан и пора переходить на более совершенное  нововведение.                                                                            [4, c.12]

 

Рис.2- График прибылей (+) и  убытков (-) на различных стадиях  жизненного цикла существующей инновации 

Определить начало и конец  каждой стадии ЖЦИ довольно сложно, но вполне возможно, особенно если рост или падение объема продаж становится очевидным. Достижения научно-технического прогресса (НТП) и обострение конкуренции  приводят к сокращению жизненного цикла  большинства инноваций. Это значит, что новинки должны приносить  прибыль за более короткий промежуток времени.                                                                   [4, c.13]

Менеджеры и специалисты  компаний должны постоянно проводить  исследования для поиска и освоения новых и суперновых инноваций (см. рисунок 1), которые хотели бы получить потребители. Прибыль и долгосрочное процветание получит тот производитель (продавец), который первым предложит инновации, обладающие дополнительными, ранее не известными свойствами для эффективного решения проблем потребителей.

Жизненный цикл инновации  может быть:

  • полным - характеризуется полной структурой видов работ и их продолжительностью, включая межцикловые ожидания;
  • неполным - отличается от полного по временному параметру (по структуре стадий) и объемному параметру (количеству продукции или объёму работ, услуг);
  • частичным - характеризуется показателями отдельной стадии жизненного цикла, например, насыщение рынка существующей инновацией и спад на нее спроса, означающие, что на рынок надо срочно выводить заранее разработанную новую инновацию.

Процесс создания новинки  включает:

  • генерирование идеи нового товара - общее представление о продукции, изделии, работе, услуге, которые фирма могла бы предложить потребителям;
  • разработка концепции нового товара - проработанный специалистами вариант идеи, выраженный в значимой для потребителя форме;
  • формирование образа нового товара - конкретное представление, которое складывается у потребителя относительно данного изделия, продукции, услуги;
  • конструирование и проектирование нового товара в задуманном

виде;

  • изготовление и испытания, а при необходимости дополнительные исследования и доработка опытного образца нового товара;
  • освоение серийного производства нового товара, переход его в разряд инновации и готовность к внедрению на рынок (начало ЖЦИ).    [4, c.14]

В ведущих инновационных  компаниях роль высшего руководства  заключается прежде всего в создании условий, при которых сотрудникам  интересно и выгодно предлагать идеи новых товаров и претворять их в жизнь.

В процессе полномасштабной  проверки и отбора инновационных  идей фирма должна стремиться избегать ошибок типа:

  • категорическое «нет», когда отвергаются хорошие, перспективные идеи. Из-за этого высокорентабельное новшество первыми осваивают конкуренты;

-      безосновательное  «да», когда принимаются в производство  слабые идеи. Поэтому новинку  постигает полный или частичный  провал либо относительная неудача  (например, низкая рентабельность).

Основные причины низкого  объема продаж инноваций:

  • завышенная оценка емкости и стабильности рынков сбыта, а также доли новинки на данных рынках;
  • скрытые дефекты и/или недостаточно высокое качество инновации;
  • ошибочная сбытовая политика фирмы, в том числе завышенная цена инновации, несовершенные оптовая и дилерская сети;
  • неверно выбранные место и время выхода на рынки;
  • низкие качество и соответственно результативность прямой и косвенной рекламы инновации;
  • недостаточные усилия по стимулированию сбыта инновации, в том числе невысокий уровень гарантийного и послегарантийного сервиса;
  • активные ответные действия конкурентов предприятия;
  • нерешенные производственные проблемы, например, из-за отсутствия новейшей технологии, игнорирования достижений современного маркетинга, логистики и др.                                                                           [4, c.15]

Выработка инновационной  стратегии фирмы основывается на её рыночной позиции, связанной с  жизненным циклом производимого  продукта, а также на проводимой научно-технической политике. Такая  стратегия должна учитывать главные  фазы и критические моменты перехода из одной стадии в другую при осуществлении  полного жизненного цикла продукта. При этом следует учитывать присущую каждой отдельной фазе организационную  форму и особенности инновационной  деятельности. Например, после начала устойчивого падения спроса на инновацию  следует решить проблему реструктуризации (целенаправленное изменение структуры  компании и входящих в неё элементов, которые формируют её бизнес, в  связи с воздействиями, оказываемыми факторами внешней или внутренней среды) и реинжиниринга ее производства (исследование некоторого устройства или программы, а также документации на него с целью понять принцип  его работы и, чаще всего, воспроизвести  устройство, программу или иной объект с аналогичными функциями, но без  копирования как такового), включая  диверсификацию, дифференциацию, модернизацию. Возможно, эффективным решением будет  переход на выпуск другой, более  прибыльной продукции или услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.2 Основные этапы  инновационного процесса

Инновационный процесс - это  непрерывная сознательная деятельность в деле приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование  действующих, создание и внедрение  прогрессивных средств и предметов  труда, технологических процессов  и форм организации производства новых продуктов, работ, услуг.                                              [5, c.69]

Основные этапы инновационного процесса в цикле «наука - производство - сбыт»: фундаментальные, поисковые  и прикладные исследования; НИОКР; производство, распределение и реализация инновации.

Фундаментальные исследования заключаются в получении новых  знаний. Результаты фундаментальных  исследований отражаются в патентах на открытие, изобретение, полезную модель, а также в монографиях, статьях, учебниках и научных отчетах.

Фундаментальные исследования проводятся институтами Национальной академии наук, вузами страны, отраслевыми  и межотраслевыми научно- техническими центрами, крупными компаниями, объединениями  и предприятиями.

Поисковые (пионерные) исследования - это исследования по выбору идей, представляющих интерес для общества на современном  этапе его развития, когда выявляются технико-экономические возможности  практического применения в соответствующих  областях экономики результатов  фундаментальных исследований.

Прикладные исследования включают в себя экспериментальные  исследования, связанные с определением практических возможностей использования  результатов фундаментальных и  поисковых исследований.

Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) - комплекс мероприятий, включающий в себя  научные исследования, производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Полученные результаты и расходы на НИОКР позволяют оценить эффективность инновационной деятельности компании.          [4, c.16]

Важным дополнением к  этапам инновационного процесса на предприятии  являются следующие понятия:

Проект - согласно новому стандарту ISO 21500 — уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям, в том числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы.

Производственная программа  предприятия — это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей  номенклатуре, ассортименту и качеству. В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее  заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы, т.е. его производственная мощность.

 Производственная программа  включает в себя три раздела: 

- объем производства продукции  в натуральных единицах измерения;

- объем производства продукции  в стоимостном выражении;

- объем реализации продукции  в денежном выражении и объемы  ее продаж в натуральных единицах  измерения.                                              [8, c.113]

Однозначного определения  понятия инновационного климата  не имеется. Чаще всего под ним  понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей. Наиболее благоприятный инновационный климат характеризуется общей направленностью  на инновационность, как ясно выраженную цель, достигаемую общими усилиями, а также с помощью высокой  степени взаимного доверия, децентрализации  принятия решений и финансового  контроля. .                                                                                                       [8, c.128]

Инновационный потенциал  организации является мерой ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мерой готовности к реализации инновационного проекта или программы  инновационных преобразований и  внедрения инновации.

Анализ инновационной  среды организации сложен и трудоемок. В дополнение к таким фундаментальным  методам, как системный анализ, целевой  и ситуационный, применяется метод SWOT-анализа — оперативный диагностический  анализ организации и ее среды. Анализ среды организации осуществляется с целью:

-   выявления в ее  потенциале силы (S);

-   выявления в ее  потенциале слабости (W);

-  установления возможностей (О), предоставляемых организации  ее внешней средой;

-   выявления угроз  (Т) для организации со стороны  внешней среды.

Осмысление возможных  ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа. Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды  и состоянии внутренней среды. Каждый вектор разбивается на два раздела (уровня состояния): возможности и  угрозы, исходящие от состояния внешней  среды; сила и слабость потенциала предприятия.

Рис.3- Матрица SWOT-анализа

Складываются следующие  группы ситуаций:

I. Поле SO — «сила —  возможности». Фиксируются те сильные  стороны потенциала организации,  которые обеспечивают ей использование  предоставившихся возможностей. Если  в целом по некоторой открывающейся  возможности ее позиции очень  сильны,то это поможет принять  соответствующую стратегию их  использования.

Информация о работе Инновации на предприятии