Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента……………………………………………………………..8
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16
2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятель-ности…………………………………………………………………… 16
2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28
3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28
3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ………………………………………………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………… 44
Список используемой литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 356.87 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики и  менеджмента

Кафедра менеджмента

 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы  менеджмента»

на тему: «Инновационный менеджмент: цели и основные этапы  развития»

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

26 группы, очной формы   обучeния,

специальности управление персоналом

Малыхина Анастасия Сергеевна

Проверила: к.э.н., ассистент

Бузюнова С.А.

 

 

 

Курск – 2011

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты  инновационного менеджмента……….... 5

1.1.  Возникновение, становление,  основные черты  инновационного  менеджмента…………………………………………………………... 5

1.2.  Понятие и сущность  инноваций и инновационного

менеджмента……………………………………………………………..8

1.3.  Инновационное развитие  России……………………………….. 12

Глава 2.  Методические аспекты  в инновационном менеджменте……….  16

2.1. Сущность инновационного  процесса и инновационной деятельности…………………………………………………………………… 16

2.2. Методы, функции и цели  инновационного менеджмента……..19

2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23

Глава 3.  Анализ инновационной  деятельности Курской области и на   предприятии…………………………………………………………...  28

3.1. Инновационная инфраструктура  и инновационная деятельность            Курской области………………………………………………………. 28

3.2.  Анализ финансово-хозяйственной   инновационной деятельности  ОАО  «Михайловского ГОКа»…………………………………………31

3.3. Внедрение инноваций  на примере конкретного

 предприятия ………………………………………………………….. 39

Заключение…………………………………………………………………… 44

Список используемой литературы…………………………………………...46

Приложение 1…………………………………………………………………49

Приложение 2 ………………………………………………………………...50

Приложение 3 ………………………………………………………………...51

Приложение 4 ……………………………………………………………….. 52

Приложение 5 ………………………………………………………………   53

Приложение 6 ……………………………………………………………….  54

 

Введение

Одной из наиболее важных характеристик  внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Таким образом, одной из важнейших  управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способность четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции.

Данные обстоятельства в  большей степени предопределили актуальность  работы. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях потому что, большой интерес проявляется к теме «Инновационного менеджмента» в современной науке и эта тема  недостаточно разработана. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.

 В рамках достижения  поставленной цели  были определены следующие задачи:

  1. рассмотреть этапы становления инновационного менеджмента;
  2. проанализировать развернутые  трактовки понятий «инновации» и «инновационный менеджмент»;
  3. изучить современное состояние инноваций в России;
  4. определить основные методы и цели инновационного менеджмента;
  5. изучить инновационные процессы в деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»

Объектом данного исследования является Михайловский Горно-обогатительный комбинат.

Предмет изучения - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения  нововведений и обусловленные ими  изменения в социальных, экономических и технических системах.

Методы исследования были самыми разнообразными: синтез, анализ и компаративный анализ информации.

Структура курсовой работы состоит из оглавления, трех глав, пяти рисунков, трех таблиц, одной схемы, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты инновационного менеджмента

1.1 Инновационный  менеджмент: возникновение, становление,  основные черты

Инноватика зародилась в начале ХХ века, когда подвергались изучению закономерности технических нововведений [7, с. 37].

Наиболее серьезное исследование процессов обновления производства и в целом новых товаров и новых технических и управленческих решений было предпринято австрийским экономистом Й. Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного «новатором» [14, с. 22]. Й. Шумптер выделил пять типичных изменений:

  1. Использование  новой  техники,  новых  технологических процессов  или  нового  рыночного  обеспечения  производства;
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. Использование нового сырья;
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. Появление новых рынков сбыта [4, с. 45].

Теоретическое обоснование  значимости внедрения нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном. По его высказыванию, подлинная сила предпринимательства связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары  и открывать новые способы изготовления товаров [14, с. 22].

Теоретические  основы  инновационного  менеджмента также  были  разработаны в трудах  Н. Мончева,  Хартмана В.Д., Мэнсфилда Э, Твист Б., Роджерса Э., Н.Д. Кондратьева, А.И. Пригожина, которые сформулировали понятие «инновация», выявили особенности зарождения и развития инновационных процессов.

 Исследования  закономерностей   зарождения  и  развития инновационных процессов, выполненные Н.Д. Кондратьевым, являются классической школой инноватики. Он обосновал идею  множественности циклов и разработал их модели:  короткие (продолжительность 3-3,5  года)  торгово-промышленные (средние)  циклы (7-11  лет), большие циклы (48-55  лет).  Концепция больших циклов  Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство, эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение или теория больших циклов конъюнктуры.

Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет.

Н.Д. Кондратьев показал, что  нововведения распространяются  во  времени неравномерно, появляясь группами. Учение Н.Д. Кондратьева заложило основы для прогнозирования нововведений [4, с. 42 – 43].

Для инновационного менеджмента  характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Выделяют четыре  этапа развития инновационного менеджмента:

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники в числе важнейших факторов развития экономического потенциала страны.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент, как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение инновационного процесса как сложной организационной системы, состоящей из совокупности элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия и реализации управленческого решения с учетом непредвиденных обстоятельств.

Некоторые специалисты связывают  становление теории управления инновациями  с появлением лабораторий, первых НИОКР  в крупных компаниях. Научно-исследовательскую деятельность, руководство которой осуществлялось непосредственно учеными-исследователями, принято относить к управлению НИОКР 1-го поколения. Со временем корпоративные менеджеры осознали необходимость управления научно – исследовательской деятельностью. Компании сосредоточили свое внимание на тех проектах,  которые, прежде всего, служили целям их бизнеса. Сегодня такое управление НИОКР принято относить ко 2-му поколению. В практике НИОКР 3-го поколения внимание уделял удовлетворению явных потребностей покупателя. Потребности клиентов и технические возможности претерпевают одновременное развитие в рамках 4-го поколения методов управления НИОКР.

В настоящее время сложность  приемов и способов разработки инноваций, влияние новых технологий на результат деятельности предприятий, а главное – число заинтересованных сторон увеличивается по мере развития рынков, усиливается конкурентоспособность. Описанная динамика сгруппирована и представлена схематично в таблице (Приложение 1).

Из таблицы (Приложение 1) видно, что методы инновационного менеджмента динамично усложнялись. Сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны не столько новые знания, сколько новые возможности и новые выгоды [3, с. 16 – 18].

 

 

 

 

1.2 Понятие и  сущность  инноваций и инновационного  менеджмента

В последние годы часто  используется термин «инновация». Под  инновацией (англ. innovation) чаше всего понимают «инвестицию в новацию». Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше [3, с. 8].

В литературе приводится множество  определений инновации.

Инновация - это:

• полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на   рынке. Кук Я., Майерс П.;

• процесс, в котором изобретение  или идея приобретает экономическое содержание. Твисс Б.;

• процесс, включающий такие  виды деятельности, как исследования, проектирование, разработка и организация  производства нового продукта, технологии или системы. Месси Д., Квинтас П., Уилд Д [11, с. 4].

 В соответствии с международными стандартами «Руководством Осло» инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Это общее определение охватывает широкий диапазон возможных инноваций [10, с. 31].

Инновации являются объектом инновационного менеджмента. Таким образом, инновационный менеджмент представляет собой систему управления, состоящую из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.

Субъектом управленияв инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые организуют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управленияв инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) На рисунке 1 представлена схема инновационного менеджмента [3, с. 16].

Рисунок 1 –Схема инновационного менеджмента

 

Существует большое количество определений инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент –  совокупность принципов, методов и  форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом [4, с. 46].

Инновационный менеджмент –  это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека [8, с. 4].

Информация о работе Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития