Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:19, курсовая работа
Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента……………………………………………………………..8
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16
2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятель-ности…………………………………………………………………… 16
2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28
3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28
3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ………………………………………………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………… 44
Список используемой литературы…………………………………………...46
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему: «Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития»
Выполнила: студентка 2 курса
26 группы, очной формы обучeния,
специальности управление персоналом
Малыхина Анастасия Сергеевна
Проверила: к.э.н., ассистент
Бузюнова С.А.
Курск – 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление,
основные черты
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента…………………………………………………
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты
в инновационном менеджменте………
2.1. Сущность инновационного
процесса и инновационной
2.2. Методы, функции и цели
инновационного менеджмента……..
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной
деятельности Курской области и на
предприятии…………………………………………………
3.1. Инновационная инфраструктура
и инновационная деятельность
3.2. Анализ финансово-
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Приложение 1…………………………………………………………………49
Приложение 2 ………………………………………………………………...50
Приложение 3 ………………………………………………………………...51
Приложение 4 ……………………………………………………………….. 52
Приложение 5 ……………………………………………………………… 53
Приложение 6 ………………………………………………………………. 54
Введение
Одной из наиболее важных характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.
Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способность четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции.
Данные обстоятельства в большей степени предопределили актуальность работы. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях потому что, большой интерес проявляется к теме «Инновационного менеджмента» в современной науке и эта тема недостаточно разработана. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.
В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Объектом данного исследования является Михайловский Горно-обогатительный комбинат.
Предмет изучения - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
Методы исследования были самыми разнообразными: синтез, анализ и компаративный анализ информации.
Структура курсовой работы состоит из оглавления, трех глав, пяти рисунков, трех таблиц, одной схемы, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента
1.1 Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты
Инноватика зародилась в начале ХХ века, когда подвергались изучению закономерности технических нововведений [7, с. 37].
Наиболее серьезное
Теоретическое обоснование значимости внедрения нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном. По его высказыванию, подлинная сила предпринимательства связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары и открывать новые способы изготовления товаров [14, с. 22].
Теоретические основы инновационного менеджмента также были разработаны в трудах Н. Мончева, Хартмана В.Д., Мэнсфилда Э, Твист Б., Роджерса Э., Н.Д. Кондратьева, А.И. Пригожина, которые сформулировали понятие «инновация», выявили особенности зарождения и развития инновационных процессов.
Исследования закономерностей зарождения и развития инновационных процессов, выполненные Н.Д. Кондратьевым, являются классической школой инноватики. Он обосновал идею множественности циклов и разработал их модели: короткие (продолжительность 3-3,5 года) торгово-промышленные (средние) циклы (7-11 лет), большие циклы (48-55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство, эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение или теория больших циклов конъюнктуры.
Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет.
Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распространяются во времени неравномерно, появляясь группами. Учение Н.Д. Кондратьева заложило основы для прогнозирования нововведений [4, с. 42 – 43].
Для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Выделяют четыре этапа развития инновационного менеджмента:
Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники в числе важнейших факторов развития экономического потенциала страны.
Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент, как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.
Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение инновационного процесса как сложной организационной системы, состоящей из совокупности элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.
Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия и реализации управленческого решения с учетом непредвиденных обстоятельств.
Некоторые специалисты связывают становление теории управления инновациями с появлением лабораторий, первых НИОКР в крупных компаниях. Научно-исследовательскую деятельность, руководство которой осуществлялось непосредственно учеными-исследователями, принято относить к управлению НИОКР 1-го поколения. Со временем корпоративные менеджеры осознали необходимость управления научно – исследовательской деятельностью. Компании сосредоточили свое внимание на тех проектах, которые, прежде всего, служили целям их бизнеса. Сегодня такое управление НИОКР принято относить ко 2-му поколению. В практике НИОКР 3-го поколения внимание уделял удовлетворению явных потребностей покупателя. Потребности клиентов и технические возможности претерпевают одновременное развитие в рамках 4-го поколения методов управления НИОКР.
В настоящее время сложность приемов и способов разработки инноваций, влияние новых технологий на результат деятельности предприятий, а главное – число заинтересованных сторон увеличивается по мере развития рынков, усиливается конкурентоспособность. Описанная динамика сгруппирована и представлена схематично в таблице (Приложение 1).
Из таблицы (Приложение 1) видно, что методы инновационного менеджмента динамично усложнялись. Сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны не столько новые знания, сколько новые возможности и новые выгоды [3, с. 16 – 18].
1.2 Понятие и сущность инноваций и инновационного менеджмента
В последние годы часто используется термин «инновация». Под инновацией (англ. innovation) чаше всего понимают «инвестицию в новацию». Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше [3, с. 8].
В литературе приводится множество определений инновации.
Инновация - это:
• полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. Кук Я., Майерс П.;
• процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Твисс Б.;
• процесс, включающий такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы. Месси Д., Квинтас П., Уилд Д [11, с. 4].
В соответствии с международными стандартами «Руководством Осло» инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Это общее определение охватывает широкий диапазон возможных инноваций [10, с. 31].
Инновации являются объектом инновационного менеджмента. Таким образом, инновационный менеджмент представляет собой систему управления, состоящую из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.
Субъектом управленияв инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые организуют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объектом управленияв инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) На рисунке 1 представлена схема инновационного менеджмента [3, с. 16].
Рисунок 1 –Схема инновационного менеджмента
Существует большое количество определений инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом [4, с. 46].
Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека [8, с. 4].
Информация о работе Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития