Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента……………………………………………………………..8
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16
2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятель-ности…………………………………………………………………… 16
2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28
3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28
3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ………………………………………………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………… 44
Список используемой литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 356.87 Кб (Скачать файл)

Осознав необходимость в новшестве, потребитель может заказать его  инноватору, сам создать его или приобрести право на использование имеющегося. Дальше следует этап освоения новшества в производстве.

 С перестройкой производства необходимо подготовить потребителя инновационного продукта. Для этого проводятся маркетинговые исследования, изучается спрос, определяется объём выпуска, осуществляется первый выход на рынок небольшой пробной партии.

Диффузия инновации – это  распространение уже освоенной инновации в новых условиях или местах применения [2, с. 28].

Вслед за стадией диффузии наступает  период максимального объёма производства или  рутинизации. Затем новшество устаревает, спрос на него падает, переключаясь на новые товары.

Обе стадии охватываются общим понятием инновационный процесс. Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены на рисунке (Приложение 5) [7, с. 46].

 Вся деятельность в рамках инновационного процесса относится к инновационной деятельности: маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение; поиски новаторских идей, решений и партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Инновационная деятельность – вид труда, связанный с превращением  идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, либо новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам [5, с. 91].

Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологий их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационная деятельность связана с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью [15, с. 7].

Поскольку инновационный  процесс имеет цикличный характер, то инновационная деятельность распадается на отдельные участки. Выделяют пять основных видов инновационной деятельности.

Инструментальная подготовка и  организация производства;

  1. Пуск производства и производственные разработки, предполагающие модификации продукта, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;
  2. Маркетинг новых продуктов;
  3. Приобретение технологии со стороны в форме патентов, лицензий, и «ноу-хау», торговых марок, конструкций;
  4. Приобретения овеществленной технологии - машин, оборудования;
  5. Производственное проектирование.

Инновационная деятельность считается  сферой государственной политики. Государство формирует цели и принципы своей политики и приоритеты в этой области. Целями инновационной политики ведущих стран мира являются: увеличение вклада науки и техники в развитие экономики; обеспечение преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны [5, с. 93 – 95].

 

2.2 Функции, методы  и цели инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент выполняет  определенные функции. Под функцией управления понимают направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс.

К функциям субъекта управления относят  прогнозирование, планирование, регулирование, координацию, стимулирование, организацию, контроль.

К функциям объекта управления относятся  рисковое вложение капитала, управление финансированием, организация инновационного процесса, а также продвижение инноваций на рынке [3, с. 19].

Инновационный менеджмент является цепью  непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию – и  есть функции инновационного менеджмента [12, с.31].

 В инновационном менеджменте  применяются методы принуждения,  побуждения, убеждения, методы анализа  и методы прогнозирования.

Методы принуждения - методы менеджмента, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему. Эти методы опираются на законодательные акты страны и региона; нормативно-директивные и методические документы фирмы и вышестоящей организации.

Методы побуждениянацелены на экономию ресурсов, повышение  конкурентоспособности товаров и услуг, качества жизни населения. К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления, удовлетворение потребностей работников, обеспечение их безопасности.

Методы убежденияоснованы на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей.

К конкретным способам изучения и  применения результатов для управления социально-психологическими процессами относятся:

  • мониторинг для нахождения объекта и предмета убеждения;
  • моделирование для отыскания оптимальных параметров предмета убеждения;
  • моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы.

К методам анализа относятся: метод  сравнения, индексный метод, метод  цепных подстановок, графический метод, факторный анализ.

Методы анализа охватывают несколько  принципов анализа:

  • единство анализа и синтеза, предполагающее разделение сложных явлений, предметов на части с целью глубокого изучения их свойств и последующее рассмотрение их в целом;
  • оперативность и своевременность;
  • количественная определенность.

Под методами прогнозированияпонимают совокупность приемов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта.

Всю совокупность методов прогнозирования  можно разделить на три группы:

  1. Формализованные, базирующиеся на первичной информации об объекте.
  2. Экспертные, использующие информацию, получаемую от специалистов-экспертов, которые  обобщают информацию.
  3. Комбинированные, на основе смешанных информационных массивов [3, с. 20].

Цели инновационного менеджмента  предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации.

Фирма имеет систему целей, которые  определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы. Так, система стратегических целей фирмы, вызываемых воздействием внешней среды, демонстрируется на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Внешние цели фирмы в инновационном  менеджменте

 

Целями инновационной  деятельности предприятия являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.

Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.

Инновационные цели связаны с разработкой  принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, товарных знаков.

Цели фирмы в области  коммерциализации новшеств включают проведение  маркетинговых мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.

Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшего роста производства

Тактические цели организации  сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов, функций, приемов и стиля управления.

Структурные цели организации связаны  с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.

Общая классификация целей инновационного менеджмента проводится по следующим главным критериям:

  • уровню (стратегические и тактические);
  • видам среды (внешние и внутренние);
  • содержанию (экономические, социальные, политические, и т.д.);
  • приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);
  • периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
  • стадиям жизненного цикла организации.

В больших организациях, как правило, можно проследить наличие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего [6, с. 52 – 54].

 

2.3 Инновационный  менеджмент и стратегическое  управление

Главное внимание в инновационном  менеджменте уделяется выработке стратегии инноваций и мер, направленных на её реализацию.

 Разработка и выпуск новых  видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как  определяет все остальные направления её развития.

Стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий с целью укрепления жизнеспособности и экономической мощи предприятия (фирмы) по отношению к конкурентам. 

Более конкретно инновационную  стратегию определяют как систему  концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования [2, с. 32].

Принципы стратегии, которыми предприятия  руководствуются в своей деятельности, охватывают многие ее стороны и используются:

  • при оценке результатов деятельности в настоящем и будущем;
  • при определении отношений организации с внешней средой, пути достижения превосходства над конкурентами;
  • при установлении отношений внутри организации и осуществлении оперативной деятельности.

Для стратегии характерны следующие  особенности: процесс выбора стратегии  заканчивается установлением общих  направлений; она оказывает помощь в выявлении эффективных путей и возможностей развития; используется обобщенная и не всегда точная информация; широко применяются данные обратной связи [9, с. 25].

Выбор стратегии является важнейшей  составляющей цикла инновационного менеджмента. Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств.

С выбором стратегии связана  разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

Стратегическое планирование преследует две основные цели:

  1. Эффективное распределение и использование ресурсов.
  2. Адаптация к внешней среде.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

  • основное направление деятельности фирмы;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю);
  • культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей.

Разработанная стратегия  редко бывает чисто формальной и  базируется частично на оценках нескольких сотрудников из высшего руководства. Разработка стратегии осуществляется по следующей схеме 1[4, с. 95 – 99].


 

 


 

 

Схема 1 – Фазы стратегического планирования 

Достижимость конкретных целей  зависит от их реалистичности. Реалистичность можно обеспечить на основе прогноза экономических изменений внешней среды. При этом анализируются политические, экономические, научно-технические, социальные иэкологические факты. Значимость прогнозирования изменений внешней среды, экономической обстановки при окончательной формулировке инновационной стратегии состоит:

  • в выявлении будущих угроз и благоприятных возможностей;
  • исключении неожиданностей;
  • поиске новых конкурирующих технологий (продуктов) [9, с. 26].

Информация о работе Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития