Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента……………………………………………………………..8
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16
2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятель-ности…………………………………………………………………… 16
2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28
3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28
3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ………………………………………………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………… 44
Список используемой литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 356.87 Кб (Скачать файл)

Инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства[6, с. 8].

Инновационный менеджмент можно  представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.

Данный процесс можно  рассматривать в трех аспектах:

  • как науку управления инновациями, базирующуюся на теоретических положениях традиционного менеджмента, работах, посвященных проблемам управления НТП, научными исследованиями и разработками;
  • как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений, включающей совокупность процедур по реализации функций управления инновациями: планирования, организации, контроля и прогнозирования;
  • как аппарат управления инновациями, представляющий собой структурное оформление инновационной сферы и включающий систему специализированных органов управления инновациями и руководителей различных уровней [1, с. 7].

Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:

  • созданием новых потребительских ценностей;
  • освоением их производства;
  • распространением и использованием;
  • введением в хозяйственный оборот [8, с. 5].

Цель – определение  основных направлений научно – технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях:

  • разработка и внедрение новой продукции;
  • модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; 
  • дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;  
  • снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание инновационного менеджмента определяется последовательной реализацией функций управления инновациями. Указанная последовательность представлена на рисунке 2 [1, с. 8].


 

 

 

 

Рисунок 2  –Процесс реализации функций инновационного менеджмента

 

Формирование инновационных целей  предполагает выделение приоритетных  направлений развития, определение способов их реализации, установление периода достижений желаемых результатов, построения «дерева целей». Планирование инноваций предусматривает детализацию инновационных целей предприятия и доведение их до отдельных  исполнителей, установление состава реализуемых направлений развития предприятия проектов, распределение заданий по участникам инновационных проектов, определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ.

Организация инноваций связана  с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры  управления инновациями, формы их организации.

Контроль за инновациями предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития [1, с. 8].

1.3  Инновационное развитие России

 Расходы на научные  исследования в Российской Федерации  за предыдущие 18 лет сократились  в пять раз и приблизились к уровню развивающихся стран [17, с. 56].

Тема модернизации российской экономики относится к числу  приоритетных, однако практически не двигается, признал Дмитрий Медведев. «До сих пор в этой сфере мало что сделано, – заявил он. – И это особенно очевидно в период кризиса.  Это вопрос не только налоговых стимулов, но и психологической установки: не хочется вкладывать деньги в то, что не приносит быстрой отдачи», – считает он. По данным главы государства, российские предприятия вкладывают в исследовательские разработки всего 6% от общих затрат, в то время как в США – около 70%, в Японии – 75 %, в странах ЕС – от 25 до 65%.

Гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаелян сомневается, что желание тратиться на инновации возникнет у предприятий. «Интерес к инновациям возможен только в условиях жесткой конкуренции. Внутренней конкуренции в России фактически нет, внешней тоже». Сломать стереотипы, по его мнению, можно, лишь поменяв модель управления компаниями: нужно уходить от советских методов менеджмента.  Для инновационного прорыва не хватает экономических стимулов [18, с. 2 – 3]. 

 В два раза уменьшилось  количество исследователей. Из этого  следует целый ряд серьезных проблем. Средний возраст работающих на российских предприятиях превышает 50 лет. Износ основных фондов достигает по ряду направлений от 50 до 74%. При этом срок службы эксплуатируемого оборудования насчитывает более 20 лет при максимально эффективной норме эксплуатации в 9 лет. Новое оборудование практически все импортное. Более или менее современный уровень технологий сохраняется в основном на высокотехнологичных направлениях: в ядерной энергетике, ракетно-космической отрасли, авиастроении. В других отраслях, особенно в станкостроении и в электронной промышленности, произошел серьезнейший обвал. Таким образом, в целом по уровню развития высоких технологий страна откатилась  на 10 – 15 лет назад, а по некоторым направлениям – даже на 20. Это надо понимать и помнить, прежде чем рассматривать стратегию инновационного развития.

Доля России на мировых рынках высоких  технологий едва достигает 0,2–0,3%. На графике (Приложение 2) изображено положение  России, свидетельствующее о том, что если Россия уйдет с высокотехнологичного рынка мира с 6–9 млрд долл., то этого никто не заметит. Таким образом, стартовые условия очень критичные. 

Это системный кризис.  Сегодня  перед страной стоит задача принятия и реализации реальной стратегии выхода из системного кризиса и дальнейшего развития.

Мир идет к шестому технологическому укладу. Россия же находится сегодня  в основном в третьем, четвертом  и на первых этапах пятого технологического уклада. К последнему относятся предприятия высокотехнологичного военно-промышленного комплекса. Перед страной стоит задача – осуществить переход к шестому укладу. К шестому этапу относятся нанотехнологии, биотехнологии и технологии новых материалов.

Единственно возможным вариантом  может быть вариант инновационного развития. Инновационный сценарий предполагает более сбалансированную, гармоничную структуру экономики. В России на 2008 г. есть прорывные исследования и разработки в области критических технологий практически по всем направлениям шестого технологического уклада. (Приложение 3). Надо сосредоточить именно на этих приоритетах кадровый, финансовый, организационный ресурсы.

Анализируя структуру и основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности  на мировом рынке, мы пришли к выводу, что существует шанс осуществить  технологический прорыв в области  авиастроения, ядерной энергетики, ракетно-космических систем и в  наноиндустрии. Сегодня необходимо реализовать такую модель стратегии инновационного развития, где все ресурсные возможности должны быть сфокусированы на инновационной структуре развития.

Посмотрим, какова должна быть модель инновационного развития России до 2030 г., исходя из ранее названных приоритетов, по каким направлениям необходима концентрация усилий (Приложение 4).

Реализация инновационной стратегии  развития России должна строиться на реализации четырех национальных программ со стратегией развития потребительского, высокотехнологичного, минерально-сырьевого, топливно-энергетического и инфраструктурного секторов российской экономики. Поэтому очень важно сейчас, распределяя имеющиеся ресурсы, формируя и реализуя федеральные программы сконцентрироваться на базовой модели инновационного развития [17, с. 58 – 67].

На сегодняшний момент утверждена стратегия инновационного развития. Данная стратегия – продолжение политики стимулирования инновационной активности. В рамках реализации этой стратегий заложены основы национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

 Цель Стратегии – перевод  к 2020 году экономики России  на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

  • доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 – 50 процентов в 2020 году;
  • доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5 – 10%  в 5 – 7 секторах к 2020 году;
  • валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 – 20% в 2020 году;
  • удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 – 35% в 2020 году;
  • внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 – 3% валового внутреннего продукта в 2020 году, из них больше половины - за счет частного сектора.

Ключевыми задачами Стратегии  являются:

  • наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям.
  • резкое повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний.
  • повышение «инновационности» государства – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
  • формирование сбалансированного, устойчивого развивающегося сектора исследований и разработок;
  • повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции  России в мировые процессы расширения международного сотрудничества [20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте

2.1 Сущность инновационного  процесса и инновационной деятельности

Инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.

Инновационный процесс можно рассматривать с разных позиций. Во-первых, как осуществление научно-исследовательской, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его отождествляют с этапами жизненного цикла нововведения. В-третьих, его можно трактовать с точки зрения инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуг. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта [7, с. 42].

Различают три формы инновационного процесса: «простой внутриорганизационный» инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации.  При «простом межорганизационном» инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в том, что возникают новые производители нововведения и нарушают монополию производителя-пионера [4, с.18 – 19].

Субъектов инновационного процесса можно  разделить на группы: новаторы – генераторы научно-технических знаний; ранние реципиенты – предприниматели, первыми освоившие новшество; раннее большинство – фирмы, первыми внедрившие новшество в производство; отстающие фирмы, запаздывающие с нововведениями.

Рассмотрим инновационный процесс  с точки зрения жизнециклического подхода. Он предполагает, что инновационный процесс охватывает две стадии: стадию создания новшества и стадию создания нововведения.

Стадия создания новшества включает следующие этапы:

  • фундаментальные исследования;
  • прикладные научно-исследовательские работы;
  • опытно-конструкторские разработки;
  • изготовление и испытание пробной партии продукции на рынке;
  • устаревание новшества.

Процесс создания новшества начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результатом теоретических исследований выступают научные открытия, новые понятия и представления, создание новых теорий.

К поисковым относят исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий.

Прикладные исследования направлены на достижение конкретной цели или  задачи, на выявление путей практического  применения открытых фундаментальной  наукой явлений и процессов.

Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов  прикладных исследований.

Практическая реализация научного товара осуществляется на рынке новшеств.

Нововведение – процесс переноса новшества в сферу применения.

Жизненный цикл нововведения включает следующие этапы:

  • возникновение потребности в новшестве и его создание;
  • освоение в производстве;
  • диффузия (тиражирование на других объектах);
  • рутинизация (стабильное использование) [7, с. 42 – 44].

Информация о работе Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития