Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:19, курсовая работа
Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента……………………………………………………………..8
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16
2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятель-ности…………………………………………………………………… 16
2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28
3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28
3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ………………………………………………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………… 44
Список используемой литературы…………………………………………...46
Инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства[6, с. 8].
Инновационный менеджмент можно
представить как процесс
Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах:
Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:
Цель – определение основных направлений научно – технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
Содержание инновационного менеджмента определяется последовательной реализацией функций управления инновациями. Указанная последовательность представлена на рисунке 2 [1, с. 8].
Рисунок 2 –Процесс реализации функций инновационного менеджмента
Формирование инновационных
Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации.
Контроль за инновациями предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития [1, с. 8].
1.3 Инновационное развитие России
Расходы на научные
исследования в Российской
Тема модернизации российской экономики относится к числу приоритетных, однако практически не двигается, признал Дмитрий Медведев. «До сих пор в этой сфере мало что сделано, – заявил он. – И это особенно очевидно в период кризиса. Это вопрос не только налоговых стимулов, но и психологической установки: не хочется вкладывать деньги в то, что не приносит быстрой отдачи», – считает он. По данным главы государства, российские предприятия вкладывают в исследовательские разработки всего 6% от общих затрат, в то время как в США – около 70%, в Японии – 75 %, в странах ЕС – от 25 до 65%.
Гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаелян сомневается, что желание тратиться на инновации возникнет у предприятий. «Интерес к инновациям возможен только в условиях жесткой конкуренции. Внутренней конкуренции в России фактически нет, внешней тоже». Сломать стереотипы, по его мнению, можно, лишь поменяв модель управления компаниями: нужно уходить от советских методов менеджмента. Для инновационного прорыва не хватает экономических стимулов [18, с. 2 – 3].
В два раза уменьшилось количество исследователей. Из этого следует целый ряд серьезных проблем. Средний возраст работающих на российских предприятиях превышает 50 лет. Износ основных фондов достигает по ряду направлений от 50 до 74%. При этом срок службы эксплуатируемого оборудования насчитывает более 20 лет при максимально эффективной норме эксплуатации в 9 лет. Новое оборудование практически все импортное. Более или менее современный уровень технологий сохраняется в основном на высокотехнологичных направлениях: в ядерной энергетике, ракетно-космической отрасли, авиастроении. В других отраслях, особенно в станкостроении и в электронной промышленности, произошел серьезнейший обвал. Таким образом, в целом по уровню развития высоких технологий страна откатилась на 10 – 15 лет назад, а по некоторым направлениям – даже на 20. Это надо понимать и помнить, прежде чем рассматривать стратегию инновационного развития.
Доля России на мировых рынках высоких технологий едва достигает 0,2–0,3%. На графике (Приложение 2) изображено положение России, свидетельствующее о том, что если Россия уйдет с высокотехнологичного рынка мира с 6–9 млрд долл., то этого никто не заметит. Таким образом, стартовые условия очень критичные.
Это системный кризис. Сегодня перед страной стоит задача принятия и реализации реальной стратегии выхода из системного кризиса и дальнейшего развития.
Мир идет к шестому технологическому укладу. Россия же находится сегодня в основном в третьем, четвертом и на первых этапах пятого технологического уклада. К последнему относятся предприятия высокотехнологичного военно-промышленного комплекса. Перед страной стоит задача – осуществить переход к шестому укладу. К шестому этапу относятся нанотехнологии, биотехнологии и технологии новых материалов.
Единственно возможным вариантом может быть вариант инновационного развития. Инновационный сценарий предполагает более сбалансированную, гармоничную структуру экономики. В России на 2008 г. есть прорывные исследования и разработки в области критических технологий практически по всем направлениям шестого технологического уклада. (Приложение 3). Надо сосредоточить именно на этих приоритетах кадровый, финансовый, организационный ресурсы.
Анализируя структуру и
Посмотрим, какова должна быть модель инновационного развития России до 2030 г., исходя из ранее названных приоритетов, по каким направлениям необходима концентрация усилий (Приложение 4).
Реализация инновационной
На сегодняшний момент утверждена стратегия инновационного развития. Данная стратегия – продолжение политики стимулирования инновационной активности. В рамках реализации этой стратегий заложены основы национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.
Цель Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:
Ключевыми задачами Стратегии являются:
Глава 2. Методические
аспекты в инновационном
2.1 Сущность инновационного
процесса и инновационной
Инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.
Инновационный процесс можно рассматривать с разных позиций. Во-первых, как осуществление научно-исследовательской, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его отождествляют с этапами жизненного цикла нововведения. В-третьих, его можно трактовать с точки зрения инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуг. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта [7, с. 42].
Различают три формы инновационного процесса: «простой внутриорганизационный» инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. При «простом межорганизационном» инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в том, что возникают новые производители нововведения и нарушают монополию производителя-пионера [4, с.18 – 19].
Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы: новаторы – генераторы научно-технических знаний; ранние реципиенты – предприниматели, первыми освоившие новшество; раннее большинство – фирмы, первыми внедрившие новшество в производство; отстающие фирмы, запаздывающие с нововведениями.
Рассмотрим инновационный
Стадия создания новшества включает следующие этапы:
Процесс создания новшества начинается
с фундаментальных
Результатом теоретических исследований выступают научные открытия, новые понятия и представления, создание новых теорий.
К поисковым относят исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий.
Прикладные исследования направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых фундаментальной наукой явлений и процессов.
Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований.
Практическая реализация научного товара осуществляется на рынке новшеств.
Нововведение – процесс
Жизненный цикл нововведения включает следующие этапы:
Информация о работе Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития