Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента……………………………………………………………..8
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16
2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятель-ности…………………………………………………………………… 16
2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28
3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28
3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ………………………………………………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………… 44
Список используемой литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 356.87 Кб (Скачать файл)

При окончательном выборе и формулировании стратегии инноваций предприятие  ориентируется на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов  развития проводит SWOT-анализ, который основан на выявлении сильных, слабых сторон организации, внешних угроз и возможностей [14, с. 77]. Сильной стороной предприятия может быть научный потенциал, а слабой – уровень издержек производства и себестоимости продукции. В таких случаях стратегию инновационного развития целесообразно базировать на разработке и выпуске принципиальных новшеств.

Также используется SPACE – метод (стратегическая оценка положений и действий) основан на анализе положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам: конкурентное преимущество фирмы; ее стратегический потенциал; привлекательность отрасли, адекватность макросреды.

Выделяют следующие типы инновационных  стратегий:

Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам. Для наступательной стратегии характерны высокие затраты на нововведения.

Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение «затраты – результат» в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР. При оборонительной стратегии затраты на нововведения ниже, чем у лидера.

Оппортунистическая – имеющая целью занятие свободных ниш на рынке. При оппортунистической стратегии затраты на нововведения зависят от тактических соображений.

Инновационная стратегия  исходит из принципа «время – деньги» [9, с. 27].

Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать факторы:

  • риск;
  • знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно разрабатывать новые;
  • фактор времени, нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.

Разработка стратегии может  осуществляться тремя путями: «сверху - вниз», «снизу - вверх» и с помощью  консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатываетсяруководством компании и как приказ спускается по всем уровням управления. При разработке «снизу вверх» каждое подразделение разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана. Затем предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение в коллективе. Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии [4, с. 100 – 104].

 

 

Глава 3 Анализ инновационной  деятельности Курской области и  на предприятии

3.1.Инновационная  инфраструктура и инновационная  деятельность Курской области

Курская область стремится не отставать  от тех регионов, которые интенсивно разрабатывают политику инновационного развития. Инновационное развитие – приоритетная задача Курской области. Несколько предприятий региона реализует достаточно крупные проекты инновационного развития. По количеству поданных заявок и зарегистрированных патентов  Курская область занимает пятое место в ЦФО, уверенно обгоняя Орловскую, Белгородскою, Липецкую, Тамбовскую области.

Основными звеньями системной интеграции инновационных процессов и региональной инновационной политики Курской области будут являться объекты инновационной инфраструктуры:

  1. Технопарк Курской области;
  2. Центр промышленных нанотехнологий и центр геоинформационных технологий при Юго-Западном государственном университете;
  3. Инновационная корпорация подготовки конкурентоспособных кадров на основе интерактивного взаимодействия со стратегическими партнёрами Курского государственного университета;
  4. Агропромышленный учебно-научный центр и агротехнопарк Курской государственной сельскохозяйственной академии;
  5. Центр медицинских технологий Курского государственного медицинского университета.

Основу инновационной  инфраструктуры Курской области  составит ОАО «Управляющая компания «Технопарк Курской области», созданное в 2009 году.

Стратегические направления  деятельности технопарка:

  • космические технологии и коммуникации;
  • энергоэффективность и энергосбережение;
  • медицинские технологии;
  • стратегические информационные технологии;
  • нанотехнологии в энергосбережении.

Инновационные разработки осуществляют сотрудники высших учебных заведений  области и специалисты предприятий. Наиболее активно в этом направлении работают учёные базовых вузов области: Юго-Западного государственного университета, Курской государственной сельскохозяйственной академии, Курского государственного университета, Курского государственного медицинского университета.

На базе планируемого к  созданию центра промышленных нанотехнологий Курской области при ЮЗГУ предполагается осуществлять научно-производственную деятельность и реализовывать инновационные проекты по следующим направлениям:

  • физика дисперсных сред с магнитными наночастицами;
  • действие биологически активных веществ в сверхмалых дозах на некоторые физико-химические свойства их растворителя;
  • разработка вибрационных мобильных микророботов;
  • трибохимические нанопроцессы;
  • производство гафния для изготовления элементов солнечных батарей нового типа.

Научные разработки осуществляют специалисты  местных предприятий,  причём эта работа ведётся практически по всем приоритетным отраслям экономики Курской области [21].

Несмотря на трудности, предприятия  находят возможности вкладывать средства в основной капитал. Так, «Михайловский ГОК» ежегодно вкладывает сотни миллионов рублей в модернизацию производства. На ОАО «Михайловский ГОК» внедрена современная технология флотационного обогащения железной руды. Разработана уникальная инновационная технология производства гематитового концентрата из отходов производства, начато промышленное освоение этой технологии [22].

 В машиностроении создаются  новые виды высокотехнологичных  производств. В ОАО «Прибор»  введено в строй новое предприятие  «СаТаЛ – Прибор», выпускающее детали и узлы с использованием самого современного оборудования и наиболее прогрессивных технологий.

В химической и фармацевтической промышленности осуществляются проекты, направленные на получение новых высокоэффективных и малотоксичных антибактериальных препаратов.

Важным моментом в развитии задач  ускоренного развития животноводства является борьба с инфекционными заболеваниями, наиболее распространённым из которых является туберкулёз. Особый интерес представляет разработка методов диагностики и идентификации возбудителя, средств специфической профилактики и борьбы с болезнями. «Курская – биофабрика» является единственным в стране предприятием, выпускающим препараты для диагностики туберкулёза у животных.

В агропромышленном комплексе области  намечены следующие мероприятия:

  • создание и внедрение в производство новых высокоурожайных и высококачественных сортов зерновых и кормовых культур;
  • организация опытно-производственных посадок новых садов интенсивного типа на низкорослых подвоях;
  • промышленное выращивание зерна кукурузы для получения крахмала с последующей организацией производства карамельной патоки для кондитерской промышленности.

В целях активизации инновационной  деятельности и привлечение молодых  специалистов  ежегодно проводятся областные конкурсы: «Инновация и изобретение года», «Премия Губернатора Курской области по качеству», «Лучший по профессии».

Курская область в числе первых в России с 2006 года ведёт в ЮЗГУ подготовку специалистов, которые будут  работать на рынке интеллектуальной собственности и обеспечивать управление инновационными процессами. Первый выпуск специалистов по управлению инновационной деятельностью с квалификацией «инженер-менеджер» по основной специальности «Управление инновациями» состоится в 2011 году [21].

Следует отметить, что поставлены серьезные задачи по повышению уровня и качества жизни курян на основе устойчивого развития экономики  региона, созданию благоприятной среды  для развития предпринимательства, развитию производственного, трудового и интеллектуального потенциала. Все это хороший задел для целенаправленного развития региона с максимальным использованием инновационных технологий и материалов.

 

3.2 Анализ финансово-  хозяйственной деятельности «Михайловского горно-обогатительного комбината».

«Михайловский ГОК» входит в состав холдинга «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»  – крупнейшей горно-металлургической компании в России. «Михайловский ГОК» сегодня – это современный высокотехнологический производственный комплекс, использующий в своей работе новейшие оборудование и технику, а также передовые технологии добычи и переработки железной руды. «Михайловский ГОК» занимает третье место по объемам производства ЖРС в Европе и СНГ. Комбинат осваивает крупнейшее в Европе железорудное месторождение Курской Магнитной Аномалии.

Комбинат построен на базе Михайловского  месторождения, расположенного в 100 километрах севернее города Курска. Объем разведанных запасов руды составляет более 11 млрд. тонн. Михайловского месторождения достаточно для работы предприятия на введенных мощностях на протяжении 300 лет.

Промышленное освоение Михайловского  месторождения железных руд началось в 1957 году [25].

Открытое акционерное общество «Михайловский ГОК» учреждено в  соответствии c Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные Общества» от 1 июля 1992 года № 721, зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Железногорска от 11 мая 1993 года с присвоением номера государственной регистрации № 471.

Место нахождения Общества: 307170, Россия, Курская область,  
г. Железногорск, ул. Ленина, 21.

Уставный капитал ОАО "Михайловский ГОК" составляет 1780269 руб. Компания эмитировала 6240808 обыкновенных и 880268 привилегированных акций номиналом 0,25 руб.

ОАО "Михайловский ГОК" - второе по величине горнодобывающее предприятие  России, которое производит 19 млн. т  железорудной продукции в год. Годовой объем реализации составляет 1,5 млрд. долл, численность сотрудников – 12,5 тыс. человек [13].

Основными видами деятельности общества являются: добыча железных руд, обогащение железных руд; производство других видов продукции на основе комплексного использования минерального сырья; производство товаров народного потребления; изготовление промышленных взрывчатых веществ и изделий с ними;производство взрывных работ;подготовка кадров исполнителей взрывных работ и работ с взрывчатыми материалами; внешнеэкономическая деятельность; финансовое посредничество; геологическая деятельность; топографо-геодезическая и картографическая деятельность; оказание услуг в области охраны труда.

 Комбинат производит следующие  виды продукции: 

  • руда доменная (массовая доля железа – 40 %);
  • аглоруда (массовая доля железа – 52 %);
  • концентрат (массовая доля Fe – 65,1 %);
  • концентрат сушеный (массовая доля Fe – 65,1 %);
  • концентрат доменный (массовая доля Fe – 60 %);
  • окатыши (массовая доля Fe – 63 %);
  • щебень.

Основные потребители продукции  комбината на внутреннем рынке: Косогорский металлургический завод, комбинаты «Уральская Сталь» и «Тулачермет», Западно-Сибирский, Магнитогорский, Челябинский металлургический комбинаты, заводы «Северсталь», «Петросталь», «Ижсталь», «Свободный Сокол».

Зарубежными партнерами комбината  являются металлургические предприятия  Чехии, Словакии, Венгрии, Польши, Румынии, Украины. Железорудная продукция комбината также отгружается в Казахстан, Исландию, и Китай. География рынка сбыта железорудной продукции на экспорт постоянно расширяется за счет увеличения объемов продаж и включения в число потребителей новых партнеров [25].

 «Михайловский горно-обогатительный  комбинат» занимает лидирующие позиции на внешнем рынке сбыта по сравнению с другими комбинатами это показано в таблице 1.

Таблица 1 – Положение  ОАО «Михайловский ГОК»

на внешнем рынке сбыта  продукции.

Информация о работе Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития