Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:19, курсовая работа
Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента……………………………………………………………..8
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16
2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятель-ности…………………………………………………………………… 16
2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28
3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28
3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ………………………………………………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………… 44
Список используемой литературы…………………………………………...46
При окончательном выборе и формулировании
стратегии инноваций
Также используется SPACE – метод (стратегическая оценка положений и действий) основан на анализе положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам: конкурентное преимущество фирмы; ее стратегический потенциал; привлекательность отрасли, адекватность макросреды.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам. Для наступательной стратегии характерны высокие затраты на нововведения.
Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение «затраты – результат» в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР. При оборонительной стратегии затраты на нововведения ниже, чем у лидера.
Оппортунистическая – имеющая целью занятие свободных ниш на рынке. При оппортунистической стратегии затраты на нововведения зависят от тактических соображений.
Инновационная стратегия исходит из принципа «время – деньги» [9, с. 27].
Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать факторы:
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: «сверху - вниз», «снизу - вверх» и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатываетсяруководством компании и как приказ спускается по всем уровням управления. При разработке «снизу вверх» каждое подразделение разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана. Затем предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение в коллективе. Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии [4, с. 100 – 104].
Глава 3 Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии
3.1.Инновационная
инфраструктура и
Курская область стремится не отставать от тех регионов, которые интенсивно разрабатывают политику инновационного развития. Инновационное развитие – приоритетная задача Курской области. Несколько предприятий региона реализует достаточно крупные проекты инновационного развития. По количеству поданных заявок и зарегистрированных патентов Курская область занимает пятое место в ЦФО, уверенно обгоняя Орловскую, Белгородскою, Липецкую, Тамбовскую области.
Основными звеньями системной интеграции инновационных процессов и региональной инновационной политики Курской области будут являться объекты инновационной инфраструктуры:
Основу инновационной инфраструктуры Курской области составит ОАО «Управляющая компания «Технопарк Курской области», созданное в 2009 году.
Стратегические направления деятельности технопарка:
Инновационные разработки осуществляют
сотрудники высших учебных заведений
области и специалисты
На базе планируемого к созданию центра промышленных нанотехнологий Курской области при ЮЗГУ предполагается осуществлять научно-производственную деятельность и реализовывать инновационные проекты по следующим направлениям:
Научные разработки осуществляют специалисты местных предприятий, причём эта работа ведётся практически по всем приоритетным отраслям экономики Курской области [21].
Несмотря на трудности, предприятия находят возможности вкладывать средства в основной капитал. Так, «Михайловский ГОК» ежегодно вкладывает сотни миллионов рублей в модернизацию производства. На ОАО «Михайловский ГОК» внедрена современная технология флотационного обогащения железной руды. Разработана уникальная инновационная технология производства гематитового концентрата из отходов производства, начато промышленное освоение этой технологии [22].
В машиностроении создаются
новые виды
В химической и фармацевтической промышленности осуществляются проекты, направленные на получение новых высокоэффективных и малотоксичных антибактериальных препаратов.
Важным моментом в развитии задач ускоренного развития животноводства является борьба с инфекционными заболеваниями, наиболее распространённым из которых является туберкулёз. Особый интерес представляет разработка методов диагностики и идентификации возбудителя, средств специфической профилактики и борьбы с болезнями. «Курская – биофабрика» является единственным в стране предприятием, выпускающим препараты для диагностики туберкулёза у животных.
В агропромышленном комплексе области намечены следующие мероприятия:
В целях активизации
Курская область в числе первых в России с 2006 года ведёт в ЮЗГУ подготовку специалистов, которые будут работать на рынке интеллектуальной собственности и обеспечивать управление инновационными процессами. Первый выпуск специалистов по управлению инновационной деятельностью с квалификацией «инженер-менеджер» по основной специальности «Управление инновациями» состоится в 2011 году [21].
Следует отметить, что поставлены серьезные задачи по повышению уровня и качества жизни курян на основе устойчивого развития экономики региона, созданию благоприятной среды для развития предпринимательства, развитию производственного, трудового и интеллектуального потенциала. Все это хороший задел для целенаправленного развития региона с максимальным использованием инновационных технологий и материалов.
3.2 Анализ финансово-
хозяйственной деятельности «
«Михайловский ГОК» входит в состав холдинга «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» – крупнейшей горно-металлургической компании в России. «Михайловский ГОК» сегодня – это современный высокотехнологический производственный комплекс, использующий в своей работе новейшие оборудование и технику, а также передовые технологии добычи и переработки железной руды. «Михайловский ГОК» занимает третье место по объемам производства ЖРС в Европе и СНГ. Комбинат осваивает крупнейшее в Европе железорудное месторождение Курской Магнитной Аномалии.
Комбинат построен на базе Михайловского месторождения, расположенного в 100 километрах севернее города Курска. Объем разведанных запасов руды составляет более 11 млрд. тонн. Михайловского месторождения достаточно для работы предприятия на введенных мощностях на протяжении 300 лет.
Промышленное освоение Михайловского месторождения железных руд началось в 1957 году [25].
Открытое акционерное общество «Михайловский ГОК» учреждено в соответствии c Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные Общества» от 1 июля 1992 года № 721, зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Железногорска от 11 мая 1993 года с присвоением номера государственной регистрации № 471.
Место нахождения Общества: 307170, Россия,
Курская область,
г. Железногорск, ул. Ленина, 21.
Уставный капитал ОАО "Михайловский ГОК" составляет 1780269 руб. Компания эмитировала 6240808 обыкновенных и 880268 привилегированных акций номиналом 0,25 руб.
ОАО "Михайловский ГОК" - второе по величине горнодобывающее предприятие России, которое производит 19 млн. т железорудной продукции в год. Годовой объем реализации составляет 1,5 млрд. долл, численность сотрудников – 12,5 тыс. человек [13].
Основными видами деятельности общества являются: добыча железных руд, обогащение железных руд; производство других видов продукции на основе комплексного использования минерального сырья; производство товаров народного потребления; изготовление промышленных взрывчатых веществ и изделий с ними;производство взрывных работ;подготовка кадров исполнителей взрывных работ и работ с взрывчатыми материалами; внешнеэкономическая деятельность; финансовое посредничество; геологическая деятельность; топографо-геодезическая и картографическая деятельность; оказание услуг в области охраны труда.
Комбинат производит
Основные потребители
Зарубежными партнерами комбината являются металлургические предприятия Чехии, Словакии, Венгрии, Польши, Румынии, Украины. Железорудная продукция комбината также отгружается в Казахстан, Исландию, и Китай. География рынка сбыта железорудной продукции на экспорт постоянно расширяется за счет увеличения объемов продаж и включения в число потребителей новых партнеров [25].
«Михайловский горно-
Таблица 1 – Положение ОАО «Михайловский ГОК»
на внешнем рынке сбыта продукции.
Информация о работе Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития