Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:19, курсовая работа
Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента……………………………………………………………..8
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16
2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятель-ности…………………………………………………………………… 16
2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28
3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28
3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ………………………………………………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………… 44
Список используемой литературы…………………………………………...46
№ п.п. |
Наименование основных предприятий |
Объем проданной продукции, тыс.т. |
1 |
Михайловский ГОК |
7 290 |
2 |
Лебединский ГОК |
6 431 |
3 |
Ковдорский ГОК |
2 100 |
4 |
Коршуновский ГОК |
2 093 |
5 |
Костомукшский ГОК |
2 012 |
6 |
Качканарский ГОК |
408 |
7 |
Оленегорский ГОК |
153 |
8 |
Стойленский ГОК |
120 |
̽ Источник: Годовой отчет ОАО "Михайловский ГОК" за 2008г.
В сравнении с основными
На долю внешнего рынка сбыта приходится 58,3 % реализованной железорудной продукции, снижение доли экспорта по сравнению с прошлым годом – 7,3 % за счёт снижения поставок окатышей железорудных на рынок Восточной Европы. Потребителями концентрата железорудного являются предприятия стран – импортёров: Китая (40 %), Польши (22 %), Украины (22 %), Чехии (7 %).
Рост продаж может быть обусловлен общим улучшением рыночной ситуации и количеством произведенной продукции.
Доля на внешнем рынке дает возможность
более точно и правильно
На рисунке 4 наглядно представлена доля продаж в общем обороте ОАО «Михайловского ГОК» и показано занимаемое положение на рынке среди конкурентов.
Рисунок 4 – Доля комбинатов на внешнем рынке за 2008 год, %.
ОАО «Михайловский ГОК» на 4,49 % опережает
по объему продаж за 2008 год «Лебединский
ГОК», существенно опережает
Положение на внутреннем рынке отличается от положения на внешнем это показано в таблице 2.
Таблица 2 – Положение ОАО «Михайловский ГОК» на внутреннем рынке сбыта продукции.
№ п.п. |
Наименование основных предприятий |
Объем проданной продукции, тыс.т. |
1 |
Михайловский ГОК |
9 565 |
2 |
Лебединский ГОК |
11 119 |
3 |
Стойленский ГОК |
11 159 |
4 |
Соколово-Сорбайское ГПО |
10 455 |
5 |
Качканарский ГОК |
7 682 |
6 |
Костомукшский ГОК |
7 266 |
7 |
Предприятия Сибири без Коршуновского ГОКа |
6 823 |
8 |
Оленегорский ГОК |
4 612 |
9 |
Коршуновский ГОК |
2 747 |
10 |
Ковдорский ГОК |
2 668 |
* Источник: Годовой отчет ОАО "Михайловский ГОК" за 2008г.
По положению ОАО «
Поставки на российский рынок составили от 41,7 % объёма всей отгруженной железорудной продукции – 16 857 тонн и в сравнении с прошлым периодом увеличены на 7,3 %. Основную долю в продажах на отечественном рынке составили: концентрат железорудный – 58 %, окатыши железорудные – 35 %, металлизованная продукция – 7 % .
На рисунке 5, исходя из данных по объему продаж на внутреннем рынке за 2008 год, изображена доля Михайловского ГОКа на внутреннем рынке за 2008 год в процентах.
Рисунок 5 – Доля комбинатов на внутреннем рынке за 2008 год, %
Особенностью 2009 года стало
ухудшение экономической
Таблица 3 – Экономические показатели ОАО «Михайловский ГОК за 2009 год (в сравнении с фактическими 2008 годом.)
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2008год факт |
2009 год факт |
отклонение | |
+,- |
% | |||||
1 |
Валовая продукция |
тыс. т |
18 241 |
15 685 |
- 2 557 |
-14 |
руда доменная |
-“- |
534 |
714 |
179 |
34 | |
аглоруда |
-“- |
1 971 |
1 130 |
-841 |
-43 | |
концентрат рядовой |
-“- |
15 635 |
13 841 |
- 1 794 |
-11 | |
концентрат гематитовый |
-“- |
101 |
-101 |
-100 | ||
2 |
Производство товарной продукции – всего, в том числе: |
тыс. т |
17 058 |
14 373 |
-2 685 |
-16 |
аглоруда |
-“- |
1 695 |
889 |
-806 |
-48 | |
аглоруда обогащенная |
-“- |
39 |
-39 |
-100 | ||
руда доменная |
-“- |
534 |
714 |
179 |
34 | |
концентрат |
-“- |
3 863 |
1 758 |
-2 106 |
-55 | |
окатыши неофлюсованные |
-“- |
8 013 |
7 013 |
-939 |
-12 | |
окатыши офлюсованные |
-“- |
512 |
1394 |
882 |
172 | |
концентрат сушеный |
-“- |
1 426 |
1 647 |
221 |
16 | |
концентрат доменный |
-“- |
976 |
898 |
-78 |
-8 | |
3 |
Объем отгрузки железнодорожной продукции |
тыс. т |
16 857 |
14 618 |
- 2 240 |
-13 |
4 |
Индекс промышленного производства (по методике Росстата) |
% |
90,76 |
91,37 |
0,61 |
0,01 |
5 |
Выручка от реализации |
млн. руб. |
43 337 |
22 603 |
-20 734 |
-48 |
6 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн. руб. |
24 373 |
19 215 |
-5 157 |
-21 |
7 |
Прибыль от продаж |
млн. руб. |
18 964 |
3 388 |
-15 576 |
-82 |
8 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
78 |
18 |
-60 |
-77 |
9 |
Прибыль до налогообложения |
млн. руб. |
22 052 |
757 |
-21 294 |
-97 |
10 |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
16 468 |
-243 |
-16 711 |
|
11 |
Производительность одного трудящегося: |
|||||
-по валовой железорудной продукции |
т/ мес. |
192 |
176 |
-16 |
-8 | |
-по горной массе |
т/ мес. |
1 210 |
1 257 |
47 |
4 | |
12 |
Средняя численность |
чел. |
7 918 |
7 429 |
-489 |
-6 |
13 |
Среднемесячный доход сотрудников |
руб. |
22 230 |
19 598 |
-2 632 |
-12 |
̽ Источник: Годовой отчет ОАО "Михайловский ГОК" за 2009г.
Данные таблицы
Основные факторы, оказавшие влияние на формирование показателя выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг:
Себестоимость по сравнению с прошлым годом сократилась на 5 157 млн. рублей. Темп роста составил 78,8%. Комбинату удалось снизить себестоимость товарной продукции за счет оптимизации производства и сокращения управленческих расходов. Эта мера позволила выйти на уровень цен, сложившихся на рынке железорудного сырья.
Прибыль от продаж существенно сократилась на 15 576 млн. рублей.
Среднемесячная зарплата сотрудников за период 2009 года составляет 19 598 рублей, что на 2 632 тысячи меньше, чем за прошлый 2008 год.
На сегодняшний момент на федеральном
уровне разработан план действий по преодолению
последствий финансового
На сегодняшний момент ситуация стабилизировалась, благодаря грамотной деятельности всех служб, а также реализации комплекса антикризисных мероприятий. Если в январе индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых составлял 45,9 процента, то по итогам 8 месяцев – 76,8.
Возобновления реализации на ГОКе инвестиционных проектов, приостановленных в связи с кризисом. Уже в 2011 году «Металлинвест» инвестирует более 5 млрд. рублей в развитие производства Михайловского ГОКа. В 2011 году холдинг планирует увеличить налоговые поступления от Михайловского ГОКа в бюджеты всех уровней до 5,8 млрд рублей [22].
Проанализировав данные по Михайловскому ГОК за 2008 – 2009 годы, отметим, что в 2009 году комбинат претерпевал кризис, что сказалось на финансово – экономических показателях, заметное снижение производства и объемов продаж. В настоящее время наметилась положительная динамика и комбинат вышел из кризиса. Возобновляется инвестирование в производство, что способствует внедрению инновационных технологий и материалов. Стратегия 2011 года – использование инновационных подходов для удержания затрат на минимальном уровне.
3.3. Внедрение и использование инноваций на «Михайловском ГОК»
На базе существующих производственных мощностей с использованием зарубежного опыта, инновационных технологий, разработанных и внедренных российскими учеными и специалистами комбината, «Михайловскому ГОКу» в течение 2001 – 2009 годов впервые в России и СНГ удалось достичь высоких показателей по обеспечению качества и объема выпускаемой продукции, значительному снижению расходов по основным энергоносителям [19, с. 77].
На предприятии успешно внедряются последние достижения мировой научной мысли, а многие прогрессивные разработки, с успехом применяемые сегодня в отрасли, вначале были апробированы именно в Железногорске.
Классификация видов инноваций разработанных и внедренных на «Михайловском ГОК» представим на схеме (Приложение 6).
Большинство нововведений на «Михайловском ГОК» имеют технологический характер. Они направлены для увеличения качества, объемов и безопасности производства.
Так инновационная технология горнотранспортного комплекса, успешно разработанная и внедренная на «Михайловском ГОК», позволила «Михайловскому горно-обогатительному комбинату» увеличить мощности комплекса по добыче сырой руды за период с 2001 по 2009 годы на 30% и производства горной массы на 58%.
Инновационные технологии при переработке руд сложного состава приконтактных зон месторождения, внедренные с целью сокращения потерь полезного ископаемого в недрах, позволили только за один год вовлечь в переработку дополнительно более 2,0 млн. тонн железистых кварцитов с получением 0,8 млн. тонн неокисленных кварцитов и последующего железорудного концентрата [19, с. 77].
К технологическим инновационным технологиям так же относится технология сухой магнитной сепарации бедных руд, которая впервые в России была разработана и внедрена именно на «Михайловском ГОК». Результат этой инновационной технологии увеличение выпуска концентрата с высокими качественными характеристиками, имеющих большой спрос в Европе, на два миллиона тонн в год. Интенсивно действует технология безотходного производства. Из отходов сухого магнитного обогащения комбинат производит строительный щебень в объеме 1,78 миллиона тонн в год, повышая, таким образом, полноту использования природного сырья и обеспечивая экологичность производства.
Внедрена технология
Информация о работе Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития