Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента……….... 5
1.1. Возникновение, становление, основные черты инновационного менеджмента…………………………………………………………... 5
1.2. Понятие и сущность инноваций и инновационного
менеджмента……………………………………………………………..8
1.3. Инновационное развитие России……………………………….. 12
Глава 2. Методические аспекты в инновационном менеджменте………. 16
2.1. Сущность инновационного процесса и инновационной деятель-ности…………………………………………………………………… 16
2.2. Методы, функции и цели инновационного менеджмента……..19
2.3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление...23
Глава 3. Анализ инновационной деятельности Курской области и на предприятии…………………………………………………………... 28
3.1. Инновационная инфраструктура и инновационная деятельность Курской области………………………………………………………. 28
3.2. Анализ финансово-хозяйственной инновационной деятельности ОАО «Михайловского ГОКа»…………………………………………31
3.3. Внедрение инноваций на примере конкретного
предприятия ………………………………………………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………… 44
Список используемой литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 356.87 Кб (Скачать файл)

№ п.п.

Наименование основных предприятий

Объем проданной продукции, тыс.т.

1

Михайловский ГОК

7 290

2

Лебединский ГОК

6 431

3

Ковдорский ГОК

2 100

4

Коршуновский ГОК

2 093

5

Костомукшский ГОК

2 012

6

Качканарский ГОК

408

7

Оленегорский ГОК

153

8

Стойленский ГОК

120


̽ Источник: Годовой отчет  ОАО "Михайловский ГОК" за 2008г.

 

В сравнении с основными предприятиями  горно – обогатительной отрасли России положение ОАО «Михайловский ГОК» на внешнем рынке занимает лидирующую позицию. Анализ  структуры объема реализации показывает, что наибольший объем продаж  приходится на «Михайловский ГОК» – 7290 тыс. т,  Лебединский ГОК – 6431 тыс. т.  и на Ковдорский ГОК – 2100 тыс. т.

На долю внешнего рынка сбыта  приходится 58,3 % реализованной железорудной продукции, снижение доли экспорта по сравнению с прошлым годом – 7,3 % за счёт снижения поставок окатышей железорудных на рынок Восточной Европы. Потребителями концентрата железорудного являются предприятия стран – импортёров: Китая (40 %), Польши (22 %), Украины (22 %), Чехии (7 %).

Рост продаж может быть обусловлен общим улучшением рыночной ситуации и  количеством произведенной  продукции.

Доля на внешнем рынке дает возможность  более точно и правильно оценить  конкурентную силу каждого комбината.

На рисунке 4 наглядно представлена доля  продаж в общем обороте  ОАО «Михайловского ГОК» и показано занимаемое положение на рынке среди  конкурентов.

Рисунок 4 – Доля комбинатов на внешнем рынке за 2008 год, %.

 

ОАО «Михайловский ГОК» на 4,49 % опережает  по объему продаж за 2008 год «Лебединский ГОК», существенно опережает остальные  горно-обогатительные комбинаты  и  является наиболее конкурентоспособным  предприятием на внешнем рынке. ОАО «Михайловский ГОК» комбинат с высокой внешнерыночной долей.  Следует учесть, что ситуация на внешнем рынке не является незыблемой. Может появиться новый производитель, и изменится вся конкурентная игра. Задача предприятия заключается в способности мобилизовать свои усилия и своевременно скорректировать свою конкурентную стратегию.

Положение на внутреннем рынке отличается от положения на внешнем это показано в таблице 2.

Таблица 2 – Положение ОАО «Михайловский ГОК» на внутреннем рынке сбыта продукции.

№ п.п.

Наименование основных предприятий

Объем проданной продукции, тыс.т.

1

Михайловский ГОК

9 565

2

Лебединский ГОК

11 119

3

Стойленский ГОК

11 159

4

Соколово-Сорбайское ГПО

10 455

5

Качканарский ГОК

7 682

6

Костомукшский ГОК

7 266

7

Предприятия Сибири без Коршуновского ГОКа

6 823

8

Оленегорский ГОК

4 612

9

Коршуновский ГОК

2 747

10

Ковдорский ГОК

2 668


* Источник: Годовой отчет ОАО "Михайловский ГОК" за 2008г.

 

По положению ОАО «Михайловский  ГОК» уступает  трем горно-обогатительным комбинатам. На 1594 тыс. т проданной продукции меньше, чем объем проданной продукции на «Стойденский Гок», по сравнению с «Лебединским ГОК» на 1554 тыс. тон реализованной продукции меньше, а в сравнении с  «Соколово-Сорбайское ГОК» на 890 тыс.т. Занимаемое положение на внутреннем рынке по объему продукции связано с тем, что поставки преимущественно осуществляются на внешний рынок.

Поставки на российский рынок составили  от 41,7 % объёма всей отгруженной железорудной продукции – 16 857 тонн и в сравнении с прошлым периодом увеличены на 7,3 %. Основную долю в продажах на отечественном рынке составили: концентрат железорудный – 58 %, окатыши железорудные – 35 %, металлизованная продукция – 7 % .

На рисунке 5, исходя из данных по объему продаж на внутреннем рынке за 2008 год, изображена доля Михайловского ГОКа на внутреннем рынке за 2008 год в  процентах.

Рисунок 5 – Доля  комбинатов на внутреннем рынке за 2008 год, %

 

Особенностью 2009 года стало  ухудшение экономической ситуации в стране и мире. Финансовый кризис отразился на всех мировых рынках, негативно сказавшись на всех отраслях экономики, в том числе и на чёрной металлургии. Основные потребители металла сокращали производство и снижали заказы на металл, что, в свою очередь, отрицательно сказалось и на сбыте железорудного сырья. Это коснулось и ОАО «Михайловского ГОКа» Ухудшение финансовых показателей в сравнении с 2008 годом представлены в таблице 3.

 

 

 

 

Таблица 3 – Экономические показатели ОАО «Михайловский ГОК за 2009 год (в сравнении с фактическими 2008 годом.)

№   п/п

Наименование показателей

Ед.         изм.

2008год

факт

2009 год   факт

отклонение

+,-

%

1

Валовая продукция

тыс. т

18 241

15 685

- 2 557

-14

 

руда  доменная

-“-

534

714

179

34

 

аглоруда

-“-

1 971

1 130

-841

-43

 

концентрат рядовой

-“-

15 635

13 841

- 1 794

-11

 

концентрат гематитовый

-“-

101

 

-101

-100

2

Производство  товарной продукции – всего, в том числе:

тыс. т

17 058

14 373

-2 685

-16

 

аглоруда

-“-

1 695

889

-806

-48

 

аглоруда обогащенная

-“-

39

 

-39

-100

 

руда доменная

-“-

534

714

179

34

 

концентрат

-“-

3 863

1 758

-2 106

-55

 

окатыши неофлюсованные

-“-

8 013

7 013

-939

-12

 

окатыши офлюсованные

-“-

512

1394

882

172

 

концентрат  сушеный

-“-

1 426

1 647

221

16

 

концентрат доменный

-“-

976

898

-78

-8

3

Объем отгрузки железнодорожной продукции

тыс. т

16 857

14 618

- 2 240

-13

4

Индекс промышленного  производства

(по методике Росстата)

%

90,76

91,37

0,61

0,01

5

Выручка от реализации

млн. руб.

43 337

22 603

-20 734

-48

6

Себестоимость реализованной  продукции

млн.

руб.

24 373

19 215

-5 157

-21

7

Прибыль от продаж

млн.

руб.

18 964

3 388

-15 576

-82

8

Рентабельность реализованной  продукции

%

78

18

-60

-77

9

Прибыль до налогообложения

млн.

руб.

22 052

757

-21 294

-97

10

Чистая прибыль

млн.

руб.

16 468

-243

-16 711

 

11

Производительность одного  трудящегося:

         
 

-по валовой железорудной  продукции

т/ мес.

192

176

-16

-8

 

-по горной массе

т/ мес.

1 210

1 257

47

4

12

Средняя численность 

чел.

7 918

7 429

-489

-6

13

Среднемесячный доход  сотрудников

руб.

22 230

19 598

-2 632

-12


̽ Источник: Годовой отчет  ОАО "Михайловский ГОК" за 2009г.

 

Данные таблицы свидетельствуют,  что производство товаров сократилось на  2625 тыс. т. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за отчётный период составляет 22 603 млн. рублей. За аналогичный период прошлого года выручка от реализации составила 43 337 млн. рублей. Таким образом, по сравнению с прошлым годом выручка сократилась на 20 734 млн. рублей.

Основные факторы, оказавшие влияние  на формирование показателя выручки  от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

  • снижение цен железорудной продукции на внутреннем и внешнем рынках,
  • снижение объёмов производства железорудной продукции.

Себестоимость по сравнению с прошлым  годом сократилась на 5 157 млн. рублей. Темп роста составил 78,8%.  Комбинату удалось снизить себестоимость товарной продукции за счет оптимизации производства и сокращения управленческих расходов. Эта мера позволила выйти на уровень цен, сложившихся на рынке железорудного сырья.

Прибыль от продаж существенно сократилась  на 15 576 млн. рублей.

Среднемесячная зарплата сотрудников  за период 2009 года составляет 19 598 рублей, что на 2 632 тысячи меньше, чем за прошлый 2008 год.

На сегодняшний  момент на федеральном  уровне разработан план действий по преодолению  последствий финансового кризиса. Правительством РФ определено более 290 системообразующих предприятий, которым будет оказана господдержка. Среди них – «Михайловский ГОК».

На сегодняшний момент  ситуация стабилизировалась, благодаря грамотной  деятельности всех служб, а также  реализации комплекса антикризисных мероприятий. Если в январе индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых составлял 45,9 процента, то по итогам 8 месяцев – 76,8.

Возобновления реализации на ГОКе инвестиционных проектов, приостановленных в связи с кризисом. Уже в 2011 году «Металлинвест»  инвестирует более 5 млрд. рублей в развитие производства Михайловского ГОКа. В 2011 году холдинг планирует увеличить налоговые поступления от Михайловского ГОКа в бюджеты всех уровней до 5,8 млрд рублей [22].

Проанализировав данные по Михайловскому ГОК за 2008 – 2009 годы, отметим, что в 2009 году комбинат претерпевал кризис, что сказалось на финансово – экономических показателях, заметное снижение производства и объемов продаж. В настоящее время наметилась положительная динамика и комбинат вышел из кризиса. Возобновляется  инвестирование в производство, что способствует внедрению инновационных технологий и материалов. Стратегия 2011 года – использование инновационных подходов для удержания затрат на минимальном уровне.

 

3.3.  Внедрение  и использование инноваций на  «Михайловском ГОК»

На базе существующих производственных мощностей с использованием зарубежного опыта, инновационных технологий, разработанных и внедренных российскими учеными и специалистами комбината, «Михайловскому ГОКу» в течение 2001 – 2009 годов впервые в России и СНГ удалось достичь высоких показателей по обеспечению качества и объема выпускаемой продукции, значительному снижению расходов по основным энергоносителям [19, с. 77].

На предприятии успешно  внедряются  последние достижения мировой научной мысли, а многие прогрессивные разработки, с успехом применяемые сегодня в отрасли, вначале были апробированы именно в Железногорске.

Классификация видов инноваций  разработанных и внедренных на «Михайловском ГОК» представим на схеме (Приложение 6).

Большинство нововведений на «Михайловском ГОК» имеют технологический характер. Они направлены для увеличения качества, объемов и безопасности производства.

Так инновационная технология горнотранспортного комплекса, успешно разработанная  и внедренная на «Михайловском ГОК», позволила «Михайловскому горно-обогатительному  комбинату» увеличить мощности комплекса  по добыче сырой руды за период с 2001 по 2009 годы на 30% и производства горной массы на 58%.

Инновационные технологии при переработке  руд сложного состава приконтактных зон месторождения, внедренные с целью сокращения потерь полезного ископаемого в недрах, позволили только за один год вовлечь в переработку дополнительно более 2,0 млн. тонн железистых кварцитов с получением 0,8 млн. тонн неокисленных кварцитов и последующего железорудного концентрата [19, с. 77].

К  технологическим инновационным  технологиям так же относится  технология сухой магнитной сепарации  бедных руд, которая впервые в  России была разработана и внедрена именно на «Михайловском ГОК». Результат этой инновационной технологии увеличение выпуска концентрата с высокими качественными характеристиками, имеющих большой спрос в Европе, на два миллиона тонн в год. Интенсивно действует технология безотходного производства. Из отходов сухого магнитного обогащения комбинат производит строительный щебень в объеме 1,78 миллиона тонн в год, повышая, таким образом, полноту использования природного сырья и обеспечивая экологичность производства.

  Внедрена технология флотационного  дообогащения магнетитового концентрата. Новая технология также предполагает безотходное производство, перерабатывая отходы текущего производства, количество складируемых отходов уменьшиться, а выпуск товарной продукции увеличится без роста добычи руды. Так из отходов мокрой магнитной сепарации выпущена партия гематитового концентрата. По прогнозам комбината в мае будет выпущено 7 тыс. т гематитового концентрата, в июне запланировано 14 тыс. т, а всего до конца года предполагается произвести 150 тыс. т этого вида продукции. Эта технология - ноу-хау специалистов комбината. Подобного примера многофункционального использования установки флотации до настоящего времени не существовало. В разработке инновации совместно с «Михайловским ГОКом» участвовали отечественные исследовательские инжиниринговые компании Механобр Инжиниринг, Полиметалл, Спирит, и зарубежные - Roche и МеtsoMinerals [23].

Информация о работе Инновационный менеджмент: цели и основные этапы развития