Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:56, контрольная работа
Менеджмент как вид профессиональной деятельности, связанной с организацией процессов, протекающих с участием людей в реальном времени, имеет определенную сферу приложения. При всей универсальности системы менеджмента, методов целеполагания, анализа и принятия решений, а также сложности их реализации первостепенное значение имеет установление фундаментальных экономических процессов (объектов) управления, которые отражают прикладную область менеджмента.
1. Цели, основные направления инновационного менеджмента. Инновационный потенциал предприятия. Рынок инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности 3
2. Разработка и внедрение нового продукта. Инновационный цикл. Инновационный проект: основные этапы создания, реализации, эффективность. Выбор альтернативы. Маркетинг в инновационном процессе 4
3. Организационные формы инновационного менеджмента. Система управления инновациями различные подходы: создание гибких структур сквозного управления инновационной деятельностью в условиях рынка 4
4. Характеристика конкретного предприятия. Описание, анализ инновационной деятельности Вашего предприятия. Разработать концепцию инновационной деятельности предприятия в условиях рынка: состав служб, отделов, и место в структуре управления предприятиями, их права, обязанности, ответственность 4
Список использованной литературы 4
Содержание
Менеджмент как вид профессиональной деятельности, связанной с организацией процессов, протекающих с участием людей в реальном времени, имеет определенную сферу приложения. При всей универсальности системы менеджмента, методов целеполагания, анализа и принятия решений, а также сложности их реализации первостепенное значение имеет установление фундаментальных экономических процессов (объектов) управления, которые отражают прикладную область менеджмента.
Прикладной областью инновационного менеджмента является управление процессами развития производства, осуществляемыми на инновационной основе. Именно инновационные изменения создают в экономической системе внутреннюю энергию экономического роста, а инновации обеспечивают переход системы к новому равновесному состоянию, к новой пропорциональности.
Под инновацией (нововведением) понимают конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта1.
Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д.
Переход новшества в новое качество - нововведение (инновацию) начинается с момента принятия его к распространению. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называют инновационным лагом.
Новатору, или инновационному менеджеру, разрабатывая инновационную продукцию (услугу), необходимо обратить особое внимание на характерные признаки инновационного процесса, вытекающие из достаточно большого разнообразия нововведений, представленных в табл. 1.
Данная классификация нововведений дает нам еще раз убедиться в многообразии процессов, их характере, в формах их организации, масштабах и способах воздействия на инновационную деятельность.
Таблица 1
Классификация нововведений
Признак классификации |
Виды нововведений |
По степени новизны |
Радикальные, ординарные |
По характеру применения |
Ориентированные на производство и использование новых продуктов. Нацеленные на создание и применение новой технологии. Ориентированные на построение и функционирование новых структур |
По источнику |
Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностям производства и рынка |
По роли в воспроизводственном процессе |
Потребительские и инвестиционные |
По масштабу |
Сложные (синтетические) и простые |
Направленность нововведения |
Для производителя и потребителя; для общества в целом; для рынка |
Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.
При этом инновационная деятельность включает не только инновационный процесс по эволюционному преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг. Непременным и обязательным направлением инновационной деятельности является распространение и тиражирование, то есть диффузия новых изделий, технологий, методов организации производства и управления2.
Цель инновационной деятельности на предприятии состоит в создании долговременных конкурентных преимуществ, то есть инновационная деятельность должна рассматриваться не только как создание и внедрение отдельных продуктовых или технологических инноваций, а также как способность организации и ее персонала к постоянному и непрерывному режиму инновационной деятельности, к постоянному развитию системы знаний предприятия.
На сегодняшний день развитие инновационной деятельности является важной задачей государственного уровня, определяющей конкурентоспособность страны на мировом рынке. Инновационные продукты, позволяющие снизить энерго-сырьевую зависимость страны и повысить конкурентоспособность отечественного производства, являются результатом инновационной деятельности предприятий. Однако для осуществления успешной инновационной деятельности ею необходимо управлять. Россия отстала от передовых стран в наукоемких отраслях, производительность труда россиянина примерно в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Функции создания нового продукта - маркетинг, производство, разработка тесно переплетаются между собой. Лишь немногие продукты могут быть разработаны за срок менее года, остальные требуют на разработку 3-5 лет, а некоторые - до 10. При этом стоимость разработки, включая вложения денежных средств на производство продукции, составляет, соответственно: принтер - $75 млн., автомобиль - $900 млн., самолет - более $6 млрд. В таких условиях для предприятия осуществление инновационной деятельности становится непосильной задачей, так как они заняты решением текущих проблем и не помышляют об инновационных технологиях. Анализируя данные государственной статистики (табл. 2), мы видим неуклонный рост затрат на технологические инновации, сопровождающийся ростом объема выпущенных инновационных товаров. Однако, темпы прироста затрат опережают темпы прироста выпуска инновационных товаров, а в 2012 г., на фоне роста затрат, наблюдалось снижение объема выпуска инновационных товаров.
Таблица 2
Научные исследовании и инновации в России3
Годы |
Инновационная активность организаций |
Затраты на технологические инновации |
Объем инновационных товаров, работ, услуг | |||
млн. руб. |
темпы прироста, % |
млн. руб. |
темпы прироста, % |
в % от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг | ||
2009 |
9,9 |
211393 |
- |
777458 |
- |
4,7 |
2010 |
10,0 |
234058 |
10,7 |
958929 |
23,3 |
4,6 |
2011 |
9,4 |
307187 |
31,2 |
1103366 |
15,1 |
5,0 |
2012 |
9,3 |
399122 |
29,9 |
931589 |
-15,3 |
4,5 |
Государство играет одну из основных ролей в инновационной активности предприятий, оказывая прямое или косвенное влияние на управление и (или) регулирование инновационной деятельности. Чтобы осуществить качественный прорыв в области инноваций, необходима существенная поддержка наукоемких отраслей со стороны государства, которое должно, с одной стороны, осуществлять поддержку инновационной деятельности, с другой - регулировать инновационные процессы.
Все методы регулирования инновационной деятельности можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы направлены на непосредственное возникновение инновационных процессов. Среди них можно выделить: планирование государственной научно-технической политики; реализация научно-технических проектов; непосредственное государственное инвестирование в инновационные проекты.
Примером непосредственного государственного регулирования является финансирование проектов из Инвестиционного фонда, действующего на основании Положения об Инвестиционном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 г. № 1344.
Законом предусмотрены формы государственной поддержки инноваций путем софинансирования и предоставления государственных гарантий. Однако, примеров поддержки научно-технических и инновационных проектов, из средств этого фонда нет. Другим примером является государственный заказ в сфере создания научно-технической продукции. В частности, Федеральный закон от 21.08.2005 г, № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»5. Но и он не учитывает «научную» специфику ни при проведении процедуры заключения контракта, ни при регулировании его содержания.
Косвенные методы направлены на стимулирование изменений в деятельности субъектов хозяйствования, повышение потенциальных возможностей членов общества, осуществляющих инновационную деятельность, формирование потребительских предпочтений по отношению к инновационным товарам. Среди косвенных методов можно выделить: налоговое регулирование; амортизационное стимулирование инновационной деятельности; защиту прав на интеллектуальную собственность; финансовую поддержку процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и вузов; защиту прав на интеллектуальную собственность; содействие развитию инновационно ориентированного малого предприятия. При осуществлении прямого или косвенного регулирования инновационной деятельности государство использует механизм по созданию благоприятного инновационного климата при помощи финансирования через систему государственных научно-технических программ различных уровней, через специальные фонды. Также государство развивает инфраструктуру институтов инновационной деятельности через появление технопарков при вузах и технологические инкубаторы.
Научно-исследовательские институты (НИИ), университеты (НИУ) и бизнес-инкубаторы (БИ) являются связующим звеном между государством, бизнесом и обществом (рис. 1).
Рис. 1. Модель отношений государство - бизнес - общество
С одной стороны, общество формирует все новые и новые потребности, которые может реализовать бизнес. Но бизнесу необходимы новые технологии, которые могут предоставить научно-исследовательские вузы и бизнес-инкубаторы.
К основным направлениям государственного воздействия на активизацию инновационной деятельности и придание инновационной направленности производственно-экономическим системам и процессам в России следует отнести оптимальную диверсификацию производства - снижение доли профильной наукоемкой продукции до 25-35% и соединение наукоемких технологий с продукцией массового спроса и стимулирование инновационной деятельности, которые должны выражаться в виде:
Межфирменное соперничество по сокращению времени выпуска нового товара на рынок становится достаточно важной для современного рынка наряду с конкуренцией по ценам и конкуренцией по качеству. Быстрота и своевременность разработки, предоставления продукта или услуги в ответ на запросы потребителя важны не только на внутреннем, но и на международном рынке.
Под своевременностью выпуска новой продукции на рынок можно понимать обеспечение готовности фирмы к организации реализации нового товара на многих целевых рынках фирмы в соответствии с запланированными сроками. Готовность продукта к продаже означает завершение всех необходимых технических мероприятий, соответствие положениям местного законодательства и государственного регулирования и выполнение прочих условий коммерциализации новой продукции. Продукт, который не прошел все официальные административные процедуры сертификации и не удовлетворяет всем требованиям местного законодательства, не может считаться «технически» готовым к продаже.
Выход на рынок, уже занятый другим хозяйствующим субъектом, или на зарубежный рынок инновационная компания начинает с решения главной задачи: по какой цене продавать данную инновацию? Подход с целью продать эту инновацию на каких угодно условиях, лишь бы ее купили, является наиболее ошибочным. Единственным преимуществом такого подхода может служить то, что продавец заявляет о себе, то есть предоставляет информацию о своем существовании. Принцип «неважно по какой цене, но лишь бы продать» ведет к крайне невыгодным сделкам и подрывает будущий престиж инвестора-продавца. Возможный покупатель инновации может усомниться в ее качестве. Поэтому необходимо составление конкурентного листа и объективная оценка качественных и стоимостных характеристик нового товара. Важно определить цену потребления и возможный выигрыш покупателя от приобретения нового товара с тем, чтобы в рекламной кампании делать акцент на этот важный момент.
Второй важной задачей, решаемой при выводе нового товара на рынок является анализ будущего рынка своей инновации. Анализ будущего рынка своей инновации есть не что иное, как маркетинговое исследование. С него и следует начать подготовку к будущему «захвату» рынка.
В крупных компаниях перед началом процесса коммерциализации менеджеры разрабатывают ряд предварительных планов, которые могли бы объяснить конкретные результаты продвижения продукции на внешние рынки, чтобы подтвердить или опровергнуть их в результате эмпирического исследования. Так, предполагается, что своевременность выпуска новой продукции на рынок зависит от ряда факторов, связанных с внешней и внутренней средой организации, продуктовой стратегией и характеристиками продукции6.