Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент как вид профессиональной деятельности, связанной с организацией процессов, протекающих с участием людей в реальном времени, имеет определенную сферу приложения. При всей универсальности системы менеджмента, методов целеполагания, анализа и принятия решений, а также сложности их реализации первостепенное значение имеет установление фундаментальных экономических процессов (объектов) управления, которые отражают прикладную область менеджмента.

Содержание работы

1. Цели, основные направления инновационного менеджмента. Инновационный потенциал предприятия. Рынок инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности 3
2. Разработка и внедрение нового продукта. Инновационный цикл. Инновационный проект: основные этапы создания, реализации, эффективность. Выбор альтернативы. Маркетинг в инновационном процессе 4
3. Организационные формы инновационного менеджмента. Система управления инновациями различные подходы: создание гибких структур сквозного управления инновационной деятельностью в условиях рынка 4
4. Характеристика конкретного предприятия. Описание, анализ инновационной деятельности Вашего предприятия. Разработать концепцию инновационной деятельности предприятия в условиях рынка: состав служб, отделов, и место в структуре управления предприятиями, их права, обязанности, ответственность 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

К факторам внешней среды относятся:

1) местное законодательство  и государственное регулирование;

2) «технологическая среда», то сеть совокупность технических  требований к новой продукции, способная вызвать необходимость в дополнительной длительной адаптации продукции к соответствующим рынкам;

3) рыночно-потребительская  среда, т.е. степень дифференциации  рынка - запросов и предпочтений потребителей и предложения товаров, характер покупок и привычки приобретения товаров, степень заинтересованности потребителей в информации о товаре;

4) конкурентная среда.

К внутренним факторам, т.е. внутрифирменным функциям и процессам  разработки и коммерциализации новой продукции, определяющим стратегию маркетинга на международных рынках, относятся:

1) организация разработки  и освоения новой продукции, в том числе качество проектного планирования, технических и рыночных исследований, маркетинговой деятельности;

2) механизмы координации  деятельности фирмы на многонациональных  целевых рынках, которые могут  быть разделены на две группы:

  • более формализованные и структурированные механизмы, включая меры в области реорганизации подразделений, централизации или децентрализации принятия решений, разработки процедур, планирования, оценки деятельности и контроля результатов;
  • в большей степени неформальные и «тонкие» механизмы координации, включая использование неформальных каналов коммуникации (деловые поездки, встречи, обмен персоналом, личные контакты менеджеров), горизонтальных связей между подразделениями (создание временных команд и целевых групп, матричных структур, комитетов), внедрение общей организационной культуры.

Еще одна (третья) группа факторов своевременности выпуска нового товара на рынок связана с товарной стратегией фирмы и характеристиками продукции. Товарная стратегия охватывает разнообразие целевых рынков, масштабы выделяемых технических и маркетинговых ресурсов, способы осуществления выхода на рынок.

Наконец, четвертый аспект анализа заключается в исследовании связи между своевременностью выпуска новых товаров и оценкой рыночного успеха продукции. Между этими показателями существует положительная связь, поскольку запаздывание в выпуске нового товара на рынок свидетельствует о тех или иных ошибках менеджмента, способных оказать определенное влияние на коммерческую эффективность нового продукта и на всю деятельность фирмы.

Инновационный процесс в теории инноватики определяется совокупностью работ в области инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их организации и ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг или техники, их коммерциализации в условиях конкуренции. Инновационный процесс, рассматриваемый с различных позиций, имеет свои особенности.

Во-первых, его можно  рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, его можно  рассматривать как временные  этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта как частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный  процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности7.

На первом этапе проводятся (используются) фундаментальные исследования. Они проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных  учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств; инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными предприятиями).

На третьем этапе  осуществляются опытно-конструкторские  и экспериментальные разработки. Они поводятся в специализированных лабораториях, опытных производствах. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе  осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла инновации.

Жизненный цикл инновации характеризуется временем с момента зарождения идеи, создания и распространения новшества и до момента его использования. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

Можно выделить следующие стадии жизненного цикла знаний предприятия:

1. Постановка цели развития знаний. Предполагает определение предназначения знаний для следующего проекта развития предприятия, перехода к созданию следующего новшества, для которого потребуются другие знания или знания другого уровня, а также идентификацию предстоящих видов деятельности.

2. Анализ потенциала  существующей базы знаний. На  этом этапе проводится систематизация знаний по задачам и исполнителям; оценивается достаточность потенциала всех видов знаний для предстоящей работы по видам деятельности и функциям; исследуется возможный ряд источников имеющейся в организации информации; определяются необходимые дополнительные знания.

3. Аккумуляция знаний. На этом этапе существующие  ранее созданные знания в имеющихся  источниках собираются в рамках предприятия в единую базу знаний; определяются состав и источники необходимых дополнительных знаний; осуществляется сбор, подготовка, кодирование и накопление знаний в базах данных.

4. Развитие знаний. Предполагает  расширение базы знаний за  счет получения и производства новых знаний.

5. Защита и хранение  знаний. На этом этапе произведенные  новые знания защищаются патентами, договорами и прочими способами; организуется хранение знаний.

6. Передача знаний. Предполагает  трансферт знаний из базы и  от источников к новым исполнителям - владельцам знаний; распространение (диффузию) знаний по исполнителям видов действий в форме реализации программ обучения и/или предоставления знаний через различные носители информации.

7. Использование знаний. Предполагает осуществление увязки  знаний, видов деятельности и функций (работ); рассмотрение использования знаний как для нового проекта, то есть для новых видов деятельности, так и для использования в качестве интеллектуального капитала, собственности и интеллектуальных активов.

8. Оценка накопленных знаний и эффективности их использования. На этом этапе подводится итог использования знаний, оценивается их достаточность, доступность, качество формирования и передачи, затраты на приобретение знаний в сопоставлении с результатами (оценивается эффективность), объем и уровень использования; разрабатываются рекомендации по развитию базы знаний, системы знаний и системы управления знаниями8.

Разработка организационно-экономического механизма маркетингового управления инновационным процессом на предприятии базируется на синтезе теоретических положений общего менеджмента, принципов инновационного менеджмента и функций маркетингового управления предприятием, ориентированных на динамичные оптимальные решения, направленные на привлечение инвестиций в инновационную деятельность, создание предпочтений к инновационному продукту, увеличение доли предприятия на рынке. Разработка организационно-экономического механизма предусматривает реализацию мероприятий по следующим направлениям:

  • проведение маркетинговых исследований по новым продуктам, сегментам рынка и пробному размещению инновационного товара;
  • формирование и введение в действие технологического и коммерческого заделов новых (или усовершенствованных) продуктов и технологий (продуктовые и процессные инновации);
  • создание процессных инноваций, ведущих к экономии наиболее дорогостоящих покупных ресурсов и снижению постоянных издержек9.

В условиях изменчивости внешнего окружения и жесткой  конкуренции предприятия должны осуществлять настройку организационно-экономического механизма на рациональное взаимодействие внутренней и внешней среды посредством использования инструментария маркетингового управления в рамках долгосрочной стратегии маркетинга. Последняя должна базироваться на принципах маркетингового управления и позволять своевременно адаптироваться к изменениям среды в интересах поддержания конкурентоспособного статуса предприятия. Современная маркетинговая наука выделяет около двадцати инструментов маркетингового управления.

 

3. Организационные  формы инновационного менеджмента. Система управления инновациями различные подходы: создание гибких                  структур сквозного управления инновационной деятельностью в                     условиях рынка

 

Высокие темпы и эффективность  обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:

  • научно-исследовательские институты (НИИ);
  • конструкторские бюро (КБ);
  • проектно-технологические институты (ПТИ);
  • проектно-конструкторские институты (ПКИ);
  • государственные проектные институты (ГПИ)10.

При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований.

Для принятия правильных решений по созданию новых (малых инновационных фирм, в том числе венчурных и т. д.) и совершенствованию функционирующих научно-технических организаций необходима их классификация. Они могут быть классифицированы по следующим признакам:

  • по содержанию работ (деятельности) - НИИ для фундаментальных и прикладных исследований; ПКИ, специализированные на экспериментально-исследовательских работах, конструкторских, технологических и организационных разработках; институты научно-технической информации; институты социально-экономических исследований;
  • по масштабам работ - международные, межотраслевые, отраслевые, под отраслевые, а также всероссийские, республиканские, региональные. При этом отметим, что отраслевые научно-технические организации могут быть всероссийскими и республиканскими;
  • по степени охвата процесса «наука - производство» - научные, научно-технические, технические, научно-производственные;
  • по степени специализации, профилю - научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские и технологические организации узкого и широкого профиля;
  • по степени юридической и оперативно-хозяйственной самостоятельности - организации, обладающие и не обладающие правом юридического лица;
  • по характеру конечного продукта - организации, расширяющие научные знания (открытия, тенденции, зависимости, схемы, принципы работы), создающие новые виды продукции (машины, приборы, обувь, материалы и т. д.), разрабатывающие технологические процессы, разрабатывающие формы и методы организации производства и управления.

Информация о работе Инновационный менеджмент