Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент как вид профессиональной деятельности, связанной с организацией процессов, протекающих с участием людей в реальном времени, имеет определенную сферу приложения. При всей универсальности системы менеджмента, методов целеполагания, анализа и принятия решений, а также сложности их реализации первостепенное значение имеет установление фундаментальных экономических процессов (объектов) управления, которые отражают прикладную область менеджмента.

Содержание работы

1. Цели, основные направления инновационного менеджмента. Инновационный потенциал предприятия. Рынок инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности 3
2. Разработка и внедрение нового продукта. Инновационный цикл. Инновационный проект: основные этапы создания, реализации, эффективность. Выбор альтернативы. Маркетинг в инновационном процессе 4
3. Организационные формы инновационного менеджмента. Система управления инновациями различные подходы: создание гибких структур сквозного управления инновационной деятельностью в условиях рынка 4
4. Характеристика конкретного предприятия. Описание, анализ инновационной деятельности Вашего предприятия. Разработать концепцию инновационной деятельности предприятия в условиях рынка: состав служб, отделов, и место в структуре управления предприятиями, их права, обязанности, ответственность 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Еще одной отличительной особенностью предлагаемой системы организации НИОКР следует считать выделение обособленных подразделений для осуществления фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских работ, такая организация исследований, необходима для полного раскрытия инновационного потенциала предприятия.

Для этого, научно-исследовательские  работы следует организовать таким образом, чтобы внутри организационной структуры научно-технического блока компании разделить три основных структурных направления инновационной деятельности - фундаментальные исследования, прикладные исследования и НИОКР по усовершенствованию продукта.

Из представленной в Приложении 4 организационной структуры ОАО «РОССКАТ» научно-технического блока предприятия видно, что эти структурные элементы входят в состав исследовательских лабораторий.

Фундаментальные исследования - это долгосрочные поисковые фундаментальные и прикладные исследования, санкционированные НТС на основании принятой долгосрочной корпоративной стратегией исследований. Они проводятся Службой стратегического развития и инновационной деятельности самостоятельно или совместно со сторонними организациями и финансируются компанией независимо от краткосрочных и среднесрочных программ развития предприятия.

Прикладные исследования - это преимущественно прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки по созданию новых продуктов. Они также проводятся научно-техническим блоком предприятия и финансируются в контексте исследовательской стратегии компании.

НИОКР по усовершенствованию продукта - это опытно-конструкторские разработки, которые, преимущественно инициируются соответствующими заводами и цехами, входящими в состав предприятия, они так же должны соответствовать контексту исследовательской стратегии предприятия.

В совокупности эти меры позволят оперативно приспосабливаться к изменениям внешней среды, ускорить процесс создания новшеств, а так же быстрее реагировать на изменения инновационного спроса на продукцию предприятия.

Для реализации вышеизложенных функций, Службе стратегического развития должны быть делегированы следующие полномочия:

  • участие в рассмотрении и принятии решений по программе стратегического развития, выделения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • полное распоряжение выделенными на осуществление установленных целей ресурсами, в т. ч. и финансовыми;
  • возможность организации в составе Департамента временных научных коллективов;
  • передача новшеств в действующие структуры для организации их производства и осуществления контроля;
  • организация взаимодействия с учеными и научно-техническими отделами сторонних организаций по вопросам, относящимся к деятельности Департамента стратегического развития;
  • заключение от имени предприятия договоров о сотрудничестве с научно-исследовательскими, информационно-аналитическими, консалтинговыми организациями и другими организациями, предметом которых являются выполнение отдельных этапов программ стратегического развития и создания нововведений.

Для координации работы Департамента стратегического развития и инновационной деятельности и принятия ключевых решений в рамках осуществления НИОКР должен быть создан Научно-технический совет (НТС), который должен быть сформирован на предприятии и функционировать как совещательный орган, при генеральном директоре, для рассмотрения основных вопросов научной и научно-технической деятельности, а так же для выработки стратегических целей развития организации.

В совет должны входить  Генеральный директор, представители  Совета директоров, директор Службы стратегического развития и инновационной деятельности, руководители входящих в него подразделений, а так же представители научного и бизнес-сообщества.

Для упрощения формирования программы НИОКР, Служба стратегического развития и инновационной деятельности должна предоставлять Научно-техническому совету перечень приоритетных научно-технических проблем, который, в свою очередь, разрабатывается на основе стратегии, прогнозов и программ развития предприятия.

При этом, каждая проблема, включенная в этот перечень, должна формулироваться таким образом, чтобы, по возможности, четко определять:

  • конкретную область деятельности предприятия, к которой относится разработка;
  • актуальность предлагаемой разработки;
  • планируемый научно-технический уровень разработки и ее новизна;
  • планируемую эффективность результатов разработки (экономическая, техническая, экологическая, социальная, организационная, и т. д.);
  • стоимость разработки и ее обоснованность;
  • сроки проведения разработки.

Ранжирование проектов предлагается осуществлять с помощью методов конкурсного отбора, например, с использованием методики многокритериального выбора.

При финансировании системы  НИОКР, организованной таким образом, неизбежно возникают проекты, работы над которыми затягиваются на несколько периодов (лет), поэтому для обеспечения полноценного субсидирования всех проводимых исследований, бюджет НИОКР необходимо распределять между исследовательскими работами, переходящими с прошлых периодов и новыми работами, в соответствии с установленными уровнями их значимости, так же в системе финансирования инноваций необходимо предусмотреть резерв в виде денежных средств для финансирования неотложных разработок.

Эти меры позволят систематизировать  научно-исследовательскую деятельность ОАО «РОССКАТ» и упорядочить ее во времени.

Решения НТС должны носить рекомендательный характер, для придания этим решениям статуса обязательных необходим приказ генерального директора, который утверждает одобренные Научно-техническим советом решения, которые в форме планов, смет, технических заданий становятся обязательными для выполнения всеми органами аппарата управления.

Как видно из Приложения 4, организационная схема Службы предполагает возможность организации, в его составе, временных научных коллективов (ВНК) по созданию новшеств.

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105.
  2. Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 (ред. от 30.01.2013) «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 10.03.2008, № 10 (2 ч.), ст. 932.
  3. Абрамов А.А., Костерин С.Г. Инновационная деятельность промышленного предприятия как основа его развития в рыночной экономике // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - № 1. – С. 27 – 31.
  4. Гаврилов Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе. - М.: Юрайт, 2013. - 388 с.
  5. Грошева И. Роль маркетинга в управлении инновационной деятельностью малых и средних промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления. – 2011. - № 6. – С. 95 – 104.
  6. Матричева К.В. Инновационный потенциал предприятия как фактор конкурентоспособности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2013. - № 3. – С. 7.
  7. Мезина Т. Инновационный менеджмент: содержание понятия, подходы к определению // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2012. - № 3. – С. 14 – 16.
  8. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент. - М.: КноРус, 2011. - 200 с.
  9. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М: Юрайт, 2013. - 480 с.
  10. Фасхиев Х.А. Модель управления инновационной деятельностью предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. - № 4. – С. 11 – 28.

 

Приложение 1

Схема организационной  структуры ОАО «РОССКАТ»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Оценка инновационного потенциала ОАО «РОССКАТ»

 

п/п

Критерий

Ответ

Комментарий

Да

Нет

Финансовый потенциал

1

Достаточность собственных финансовых ресурсов

+

 

Основным источником средств на предприятии является собственный капитал (коэффициент автономии в 2012 г. достиг значения 85%)

2

Возможность привлечения заёмных средств

+

 

На предприятии высокий уровень  обеспеченности собственными средствами, существует возможность подтвердить банку возврат кредита имуществом

3

Возможность получения бюджетного финансирования, грантов, спонсорской помощи, других видов внебюджетного льготного финансирования

+

 

В Самарской области, где расположено предприятие, реализуется государственная поддержка инноваций

4

Возможности привлечения венчурного капитала

 

+

Венчурный бизнес не развит в Самарской области

5

Возможность получения налоговых льгот

+

 

Для предприятия существует возможность  получения следующих налоговых льгот:

- освобождение от НДС при  реализации НИОКР;

- упрощённый учёт расходов на  НИОКР;

- ускоренный порядок амортизации  основных средств, используемых  в научно-технической деятельности;

- инвестиционный налоговый кредит;

- создание резерва расходов на НИОКР

Кадровый потенциал

6

Наличие в организации лидера-новатора

+

 

Среди работников предприятия конструкторского отдела, отдела по маркетингу есть люди с критическим мышлением, любящие и способные экспериментировать, воздействующие на других своим личным примером, успехом своего образа действий

7

Достаточность основного и вспомогательного персонала

+

 

В механическом, механосборочным и  ремонтно-механических цехах штат полностью укомплектован, существует потребность в персонале в инструментальном цехе

8

Наличие кадров, имеющих специальное образование и опыт проведения научно-исследовательских работ

+

 

Предприятие имеет опыт по проведению НИОКР

9

Наличие опытных и квалифицированных специалистов в области маркетинга, управления, финансов

+

 

Квалификация и опыт специалистов в области маркетинга, управления финансами соответствует минимально допустимому уровню образования и стажа работы для каждой должности

10

Выделение персоналу времени для разработки инноваций

 

+

На предприятии работникам не выделяется время для разработки инноваций. Работники в цехах загружены решением текущих рабочих вопросов

11

Обучение персонала

+

 

На предприятии проводятся регулярные мероприятия по обучению и повышению квалификации кадров. В бюджете предприятия предусмотрена статья «Обучение персонала»

Материально-технический потенциал

12

Наличие необходимых производственных площадей

+

 

Общая площадь производственного  комплекса - 33000 кв. м, при этом складская ёмкость составляет около 11000 кв. м, включая территорию склада временного хранения для импортных грузов

13

Наличие производственного оборудования и транспорта

+

 

Производство осуществляется на высокотехнологичном оборудовании: работают линии производства Финляндии, Германии, России. Есть собственный легковой и грузовой транспорт

14

Наличие специализированных лабораторий, экспериментальной базы

+

 

На предприятии есть конструкторское  бюро, в функции которого входит создание и внедрение в производство новых и модернизация имеющихся конструкторских разработок

15

Высокий уровень автоматизации производства

 

+

На предприятии средний уровень  автоматизации: автоматизируется цикл обработки изделия. В автоматическом режиме осуществляется управление последовательностью и характером движений рабочего инструмента для получения заданных размеров и качественных характеристик продукта

16

Низкий уровень износа основных средств

+

 

Износ основных средств на предприятии  низкий

17

Наличие доступа к необходимым ресурсам (земельные участки, полезные ископаемые, источники энергии)

+

 

У предприятия есть надёжные поставщики сырья и материалов для производства продукции

Научно-исследовательский потенциал

18

Наличие зарегистрированных изобретений, патентов, ноу-хау, компьютерных программ и других объектов интеллектуальной собственности

 

+

На предприятии отсутствуют  зарегистрированные изобретения, патенты, ноу-хау, компьютерные программы. На предприятии разрабатываются и внедряются улучшающие инновации (нововведения, направленные на улучшение уже существующих продуктов)

19

Высокий научный уровень сотрудников, наличие у них учёных степеней и званий

+

 

Руководитель конструкторского бюро - кандидат технических наук

20

Осуществление на предприятии фундаментальных исследований

 

+

Исследования на предприятии носят  прикладной характер

21

Наличие государственной поддержки осуществляемых НИОКР

 

+

Предприятие не обращалось за государственной поддержкой

22

Наличие собственных разработок, внедрённых и принёсших экономический эффект

+

 

Предприятие осуществляет выпуск широкого спектра металлоизделий, соответствующих мировым стандартам

23

Принципиальная новизна разработок

+

 

Продукция предприятия соответствует  мировым аналогам

24

Инновационные разработки доведены до серийного производства

+

 

Производство медного кабеля поколения доведено до серийного производства

Организационно-структурный потенциал

25

Ориентированность организационной структуры на разработку и внедрение инноваций

 

+

Организационная структура ориентирована  на достижение плановых показателей и их контроль. Стратегия предприятия инновационна, но носит декларативный характер

26

Наличие специализированных подразделений (конструкторского отдела, отдела маркетинга, патентного отдела, отдела стратегического развития)

+

 

На предприятии есть отдел маркетинга и сбыта (проведение маркетинговых исследований по внедрению новой техники и новой продукции, анализ требований клиентов). Субъектом стратегического планирования является генеральный директор

27

Наличие лаборатории контроля качества

+

 

На предприятии есть отдел технического контроля, в функции которого входит проведение независимого контроля соответствия продукции установленным требованиям

28

Наличие опыта в управлении проектами

+

 

Предприятие имеет опыт по реализации инновационных проектов - оснащение завода инновационной линией

29

Наличие партнёрских связей с НИИ, зарубежными партнёрами

+

 

Отсутствуют партнерские связи  с НИИ. Налажены партнёрские связи с финской компанией по производству оборудования для металлообрабатывающих производств.

30

Наличие положительной репутации на рынке

+

 

Высокое качество работы предприятия  неоднократно подтверждалось наградами и дипломами

 

Итого

23

7

 

 

Приложение 3

 

Оценка инновационной  деятельности ОАО «РОССКАТ»

 

п/п

Критерий

Ответ

Комментарий

Да

Нет

Анализ внешней и внутренней среды

1

Данные о величине инновационного потенциала используются при принятии управленческих решений

 

+

На предприятии не производилась оценка величины инновационного потенциала

2

Нет недостатка в информации о новых продуктах и технологиях

+

 

Сотрудники конструкторского бюро осуществляют обзор новых продуктов и технологий в отрасли

3

Нет недостатка в информации о рынках сбыта

+

 

Сотрудники отдела по маркетингу проводят исследования объёма рынка, определяют потенциальных покупателей

4

Отсутствует информация о критериях государственной поддержки в разработке и внедрении инноваций

 

+

Информация о критериях предоставления государственной поддержки в  разработке и внедрении инноваций является открытой. На предприятии никто не отслеживает вопрос: попадает ли предприятие под заданные критерии?

5

Отсутствует информация о потребностях потребителей

+

 

Сотрудники маркетингового отдела проводят анализ потребностей потребителей

 

Стратегическое планирование

6

Разработка стратегии осуществлялась на основе результатов анализа внешней и внутренней среды

+

 

Стратегия разработана с учётом потребностей внешней среды и возможностей предприятия

7

Стратегия предприятия является гибкой

 

+

Стратегия предприятия является статичной. Не осуществляется корректировка стратегии в зависимости от изменений внешней среды

8

Стратегия является повседневной работой каждого сотрудника

 

+

Стратегия не доведена до сведения каждого сотрудника. Только управленческий персонал знает суть стратегии

9

Создана система, позволяющая получать информацию о ходе реализации стратегии

 

+

На предприятии отсутствует  необходимая система, позволяющая получать информацию о ходе реализации стратегии

10

На предприятии разработан стратегический бюджет

+

 

На предприятии разработан стратегический бюджет, утвержденный генеральным директором

Бюджетирование

11

Согласованность стратегического и оперативного управления

 

+

На предприятии распределение ресурсов в оперативных планах не связано с его стратегией

12

Оперативные планы предприятия являются гибкими

 

+

Пересмотр оперативных планов осуществляется крайне редко. Плановые показатели принимаются в качестве эталона. Невыполнение плановых показателей рассматривается как неисполнение плана и оценивается негативно

13

Нормы на производстве периодически пересматриваются

 

+

Нормы на производстве пересматриваются исключительно в случае существенного (более 20%) отклонения достигнутых результатов от плановых. В остальных случаях отклонения оцениваются негативно

14

При нарушении требований локальных нормативных актов, показателей планов производится оценка причин и последствий нарушений

 

+

На предприятии не производится оценка причин и последствий нарушений

15

Применяемая система санкций за нарушение требований локальных актов, показателей планов дифференцируется и может не применяться в случае, если последствия нарушений положительно скажутся на деятельности предприятия

 

+

Система санкций не дифференцирована в зависимости от последствий нарушений

Организация

16

Поддержка инноваций со стороны  высшего руководства

+

 

Генеральный директор осуществляет контроль за ходом разработки и внедрения инноваций

17

Установлены исполнители, участвующие в разработке и внедрении инноваций

+

 

Разработку инноваций осуществляют сотрудники конструкторского бюро с директивы генерального директора. Определением качества инновационной продукции занимается главный инженер, организующий доведение инновационной продукции до серийного производства

18

Цели структурных подразделений согласуются со стратегией предприятия

 

+

Стратегия предприятия не декомпозирована на цели организационных подразделений

19

Организационная структура является гибкой

+

 

Организационная структура пересматривается и изменяется в случае необходимости. Так, из состава отдела технического контроля было выделено конструкторское бюро, которое в настоящее время является самостоятельным подразделением

20

Отсутствие бюрократических барьеров на пути внедрения инноваций

 

+

На предприятии разработка инноваций инициируется «сверху». Доведение инновационной продукции до производства требует большого числа согласующих - генерального директора, главного инженера, руководителя по производству и экономике, руководителя планово-экономического отдела, руководителя конструкторского бюро, руководителя ОТК

Распорядительство

21

Существует зависимость заработной платы от достижения стратегических целей

 

+

На предприятии отсутствует зависимость заработной платы от достижения стратегических целей, в результате работники не ассоциируют свои личные цели со стратегией предприятия

22

На предприятии применяется  система материальной и нематериальной мотивации, направленной на вовлечение сотрудников в инновационный процесс

+

 

На предприятии применяется  система премирования для работников, участвующих в разработке и внедрении инноваций

23

Наличие менеджеров, имеющих опыт инновационной деятельности

+

 

Управленческий персонал имеет  опыт по реализации инновационных проектов

24

Наличие квалифицированной рабочей силы

+

 

Квалификация рабочих соответствует  минимально установленным на предприятии требованиям

25

Отсутствие бюрократических проблем при найме иностранного персонала

+

 

Барьеры по найму высококвалифицированного иностранного персонала минимальны

Координирование

26

Возможно возникновение неформальной организационной структуры

 

+

На предприятии взаимодействие подразделений носит строго регламентированный характер. На предприятии не поощряются спонтанно возникающие отношения между сотрудниками и структурами, даже в процессе выполнения инновационных проектов

27

Эффективное вертикальное координирование

+

 

Процент исполнения адресатами приказов и распоряжений высшего руководства высокий, при этом обратная связь неэффективна. Любое отступление от нормы рассматривается как нарушение

28

Эффективное горизонтальное координирование

 

+

На предприятии отсутствует  однонаправленность действий структурных подразделений. Направление деятельности подразделений не корректируется в зависимости от результатов, достигнутых другими подразделениями. Отсутствуют регламенты выполнения поручений

29

Отсутствует дублирование в деятельности подразделений

+

 

Зоны ответственности сотрудников чётко разделены

30

Применение поэтапной координации

+

 

При координировании процесса производства инновационной продукции на начальных этапах не ставятся цели добиться максимальной производительности труда, высокой прибыльности новшества

 

Итого

15

15

 

Информация о работе Инновационный менеджмент