Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент как вид профессиональной деятельности, связанной с организацией процессов, протекающих с участием людей в реальном времени, имеет определенную сферу приложения. При всей универсальности системы менеджмента, методов целеполагания, анализа и принятия решений, а также сложности их реализации первостепенное значение имеет установление фундаментальных экономических процессов (объектов) управления, которые отражают прикладную область менеджмента.

Содержание работы

1. Цели, основные направления инновационного менеджмента. Инновационный потенциал предприятия. Рынок инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности 3
2. Разработка и внедрение нового продукта. Инновационный цикл. Инновационный проект: основные этапы создания, реализации, эффективность. Выбор альтернативы. Маркетинг в инновационном процессе 4
3. Организационные формы инновационного менеджмента. Система управления инновациями различные подходы: создание гибких структур сквозного управления инновационной деятельностью в условиях рынка 4
4. Характеристика конкретного предприятия. Описание, анализ инновационной деятельности Вашего предприятия. Разработать концепцию инновационной деятельности предприятия в условиях рынка: состав служб, отделов, и место в структуре управления предприятиями, их права, обязанности, ответственность 4
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Организационные формы инновационной деятельности и их распространенность во многом зависят от отраслевых и региональных особенностей. О разнообразии форм организации научно-технических разработок в отрасли, вписывающихся в вышеприведенную классификацию, определенное представление можно получить на примере машиностроения. Машиностроение является наиболее разветвленной отраслью промышленности и наиболее прогрессивной, наукоемкой в масштабе страны. Научно-технические (инновационные) разработки в машиностроении в основном осуществляются в семи организационных формах:

1) научно-исследовательские  и проектно-конструкторские институты  (НИПКИ);

2) научно-производственные  объединения (НПО);

3) самостоятельные конструкторские  бюро (ОКБ, СКБ, ПКБ, СКТБ);4) конструкторские  бюро (КБ) при объединениях (предприятиях) и конструкторские отделы (СКО, ОГК, КТБ) предприятий. Такие КБ не только производственно, но и в большинстве случаев территориально связаны с теми предприятиями, которые они главным образом обслуживают;

5) научно-исследовательские  и проектно-технологические институты  узкого и широкого профиля  (НИПТИ);

6) НИИ организации  производства (НИИОП) и НИИ технико-экономических  исследований и информации (НИИТЭИИ);

7) государственные проектные  институты (ГПИ).

В практике инновационной деятельности приведенные организационные формы в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности.

К настоящему времени  сложились две группы прогрессивных  форм инновационной деятельности, обеспечивающие интеграцию науки и производства. Первая группа этих организаций показала свою эффективность, получила определенное распространение и требует лишь дальнейшего совершенствования своей деятельности. К ней относятся:

  • научно-производственные объединения (НПО);
  • межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК);
  • инженерные центры;
  • временные научно-технические коллективы;
  • специализированные внедренческие организации;
  • региональные научные центры11.

Вторая группа организаций  связана с развитием рыночных отношений, приведших к возникновению  принципиально новых организационных форм инновационной деятельности.

К принципиально новым формам интеграции науки и производства (ко второй группе) можно отнести: научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы (ФПГ). Многие из этих организационных форм находятся в стадии становления, развития и экономического эксперимента. Отсутствует четкое определение их роли и места в системе научного обслуживания, не уточнены их права и обязанности. Но, тем не менее, на основе опыта отдельных отраслей и организаций можно определить формы связи науки и производства, которые на этапе перехода к рыночным отношениям представляются более целесообразными. В этом плане малый бизнес в сфере инноваций, т. е. малые инновационные предприятия, в том числе венчурные (рисковые), является наиболее прогрессивной новой формой.

В последние годы роль малых инновационных  предприятий (организаций) резко возросла. Это обусловлено, во-первых, возможностью оснащения таких организаций адекватной их размерам современной техникой (микро-ЭВМ, микрокомпьютеры), позволяющей вести научные разработки; во-вторых, новой формой финансирования (рискового капитала); в-третьих, нежеланием крупных предприятий (фирм) разрабатывать принципиально новые изделия и осуществлять технологическую перестройку производства. Последнее особенно ярко проявилось в годы перехода к рыночным отношениям.

 

4. Характеристика  конкретного предприятия. Описание, анализ инновационной деятельности Вашего предприятия. Разработать концепцию инновационной деятельности предприятия в условиях рынка: состав служб, отделов, и место в структуре управления предприятиями,                      их права, обязанности, ответственность

 

Открытое Акционерное  Общество «РОССКАТ» было зарегистрировано как товарищество с ограниченной ответственностью в г. Самара 21 августа 1991 года, затем в июне 1993 года решением администрации Нефтегорского района перерегистрировано в акционерное  общество с юридическим адресом г. Нефтегорск Самарской области.

Основным видом деятельности предприятия является организация  производства высококачественной медной катанки и кабельно-проводниковой продукции.

Имея самое современное  оборудование и технологии, а также  коллектив опытных специалистов, ОАО «РОССКАТ» не только постоянно наращивает объемы производства, но и внедряет в практику современные технические решения, направленные на повышение качества изделий и расширение их ассортимента.

Видами деятельности Общества являются:

  • производство и сбыт, в том числе через собственную торговую сеть, медной катанки и нефтяных кабелей для электронасосов;
  • переработка медесодержащего сырья;
  • оказание услуг по доставке товара: железнодорожные и автоуслуги;
  • осуществление научных разработок в области новых технологий, экономики и организации производства и их реализации;
  • разработка новых видов кабельных изделий, новых технологий их производства;
  • осуществление испытаний конкретных видов продукции и постоянный контроль качества, в том числе для целей сертификации.

ОАО «РОССКАТ» самостоятельно планирует свою производственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые  с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических ресурсов. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, установленным Обществом самостоятельно с учетом требований антимонопольного законодательства и других правовых актов.

Уставный капитал ОАО  «РОССКАТ» составляет 3130750 рублей и состоит из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами.

Среднесписочная численность  работающих на предприятии составляет 703 человека.

Схема организационной  структуры ОАО «РОССКАТ» приведена  в Приложении 1.

Осуществим анализ инновационного потенциала ОАО «РОССКАТ». При анализе инновационного потенциала предприятия используем следующую пошаговую методику: 1-й этап - оценка величины инновационного потенциала; 2-й этап - оценка использования инновационного потенциала, то есть оценка результата от инновационной деятельности; 3-й этап - определение результирующего показателя эффективности инновационного потенциала.

На 1-м и 2-м этапах величина инновационного потенциала и результат от инновационной деятельности предприятия сравниваются с инновационным потенциалом и результатом от инновационной деятельности предприятия-эталона, то есть теми показателями, к которым ОАО «РОССКАТ» следует стремиться. Предприятие-эталон обладает следующими свойствами:

1) существует поддержка  со стороны высшего руководства за ходом разработки и внедрения инноваций;

2) определена цель  инновационной деятельности. Инновационная  деятельность должна быть направлена на решение известных задач предприятия (например, завоевание новых рынков, снижение издержек, повышение качества, производительности). Инновации ради инноваций, не ведущие к достижению целей предприятия, теряют поддержку у руководства;

3) регулярно проводится  анализ организационных барьеров, как внутренних (связанных с финансовыми ограничениями, сложившейся практикой руководства, неготовностью персонала к изменениям в работе), так и внешних (риски, связанные с действиями конкурентов, несовершенное законодательство, другие), а также разрабатываются меры по снижению воздействия этих барьеров;

4) к инновациям применяется системный подход. Предприятие представляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений, подчинённых общей цели. Изменение одного звена предприятия неизбежно приведёт к изменениям в других. Инновации нельзя ограничить рамками одного подразделения, они должны охватывать все звенья предприятия, пронизывая его деятельность, в противном случае подразделения, прямо не участвующие в разработке и реализации инноваций, будут пренебрегать инновационной деятельностью;

5) система материальной  и нематериальной мотивации направлена на вовлечение работников в инновационный процесс;

6) работникам выделяется  время для развития инноваций;

7) разработана и применяется  объективная и понятная работникам  система оценки инноваций для мотивирования активного участия в инновационном процессе;

8) инновационный процесс  обеспечен необходимыми ресурсами.  Для успешной разработки и  реализации инноваций необходимы  инвестиции. Любой план - это всего лишь намерение. Для реализации планов необходимы ресурсы - финансовые, трудовые, материально-технические, научно-исследовательские, организационно-структурные;

9) в коллективе поддерживается  атмосфера открытости к новшествам  и изменениям, поощряются инновационные идеи;

10) создана система  информационной поддержки инноваций.  Работники предприятия должны знать, в каком направлении движется компания. Если работники осознают цель, к которой следует стремиться, а руководство определённым образом стимулирует персонал к достижению цели, то результаты труда становятся более заметными, работа перестаёт быть механическим выполнением обязанностей, работники начинают корректировать свою деятельность в соответствии с целью организации;

11) регулярно проводится  обучение персонала, направленное  на передачу необходимых знаний, развитие требуемых навыков, в том числе творческих;

12) проводится мониторинг  инноваций для корректировки  возможных отклонений, возникших  в ходе разработки и внедрения  инноваций, в результате изменившейся внешней или внутренней среды.

Оценки величины инновационного потенциала представлена в таблица в Приложении 2. В методике величина инновационного потенциала оценивается по 30 критериям. Все 30 критериев присущи предприятию-эталону. По окончании тестирования определяется, насколько величина инновационного потенциала предприятия соответствует величине инновационного потенциала предприятия-эталона.

Таким образом, на 76% величина инновационного потенциала предприятия соответствует величине инновационного потенциала предприятия-эталона.

Для оценки использования  инновационного разработана специальная таблица в Приложении 3, где результат от инновационной деятельности оценивается по 30 критериям, характеризующим осуществляемую в ОАО «РОССКАТ» инновационную деятельность и преодоление барьеров на пути разработки и внедрения инноваций.

Итак, на 50% результат от инновационной деятельности ОАО «РОССКАТ» соответствует результату инновационной деятельности предприятия-эталона.

По соотношению показателя «Результат от инновационной деятельности» (Приложение 2) и «Величины инновационного потенциала» (Приложение 3) определим эффективность инновационного потенциала предприятия:

Эффективность ИП = Результат  от ИД / Величина ИП => max,

где ИП - инновационный потенциал;

ИД - инновационная деятельность.

На первый взгляд, увеличение данного показателя возможно за счёт увеличения числителя и (или) уменьшения знаменателя. Но если предприятие не выделяет достаточно ресурсов для разработки инноваций, то число нововведений снижается. А если предприятие не будет разрабатывать инновации, то нечего будет и внедрять. В итоге снижения знаменателя уменьшится и числитель. Таким образом, рост показателя эффективности использования имеющегося инновационного потенциала предприятия возможен за счёт увеличения и числителя, и знаменателя, при этом рост величины инновационного потенциала обязательно должен сопровождаться более быстрыми темпами роста результата.

В ОАО «РОССКАТ» эффективность использования инновационного потенциала предприятия составила 1,52. В идеале ОАО «РОССКАТ» должно стремиться к получению 1 с максимально возможными показателями инновационного потенциала и инновационной деятельности.

Выявленные в ОАО «РОССКАТ» недостатки, позволяют предложить систему управления процессом инициирования, создания и внедрения новшеств на предприятии в виде взаимосвязанных функционально-структурных блоков, центральным из которых является Служба стратегического развития и инновационной деятельности (Приложение 4).

Внутри центра стратегического  планирования, предлагается выделить блок информационного обеспечения.

В его задачи входит сбор и анализ нормативно-справочных баз данных, содержащих сведения о достижениях науки и техники, потребительских и конкурентных тенденциях на рынке, а также распределение полученных отчетных данных по функциональным подразделениям и отделам, обобщение и анализ полученной информации, отслеживание сведений о выставках и конференциях, установление связей с научно-информационными центрами, вузами и т.д.

В результате соответствующие  подразделения будут обеспечены необходимой информацией инновационного характера, а полученные от специалистов выводы будут использоваться в процессе осуществления НИОКР и при разработке инновационной стратегии предприятия и ее дальнейшей корректировке.

Другим, не менее важным элементом управления процессом  стратегических изменений, является наличие в организационной структуре инновационного подразделения, отдела мониторинга процессов и результатов внедрения НИОКР, наличие которого позволяет выявить и получить объективные данные об эффективности функционирования подразделения.

Информация о работе Инновационный менеджмент