Использование основных положений классической школы в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, тема данной работы актуальна и направлена на достижение следующей цели, которая заключается в изучении основных положений концепции Анри Файоля и их актуальности в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные положения концепции Анри Файоля;
- отобразить развитие концепции Анри Файоля в трудах последователей: Л.Ф. Урвик и М. Вебер;
- отметить использование основных положений классической школы в современном менеджменте.

Содержание работы

Введение
5
1 Основные положения концепции А. Файоля
6
1.1 Общая характеристика классической школы
6
1.2 Выделение основных функций управления
8
1.3 Принципы управления А. Файоля
13
2 Развитие концепции А. Файоля в трудах его последователей
16
2.1 Л.Ф. Урвик и его работа «Элементы организации»
18
2.2 Концепция рациональной бюрократии М.Вебера
21
3 Использование основных положений классической школы в современном менеджменте
26
3.1 Основные функции менеджмента и их реализация
26
3.2 Реализация принципов управления А. Файоля в современном менеджменте
32
3.3 Эволюция бюрократических структур управления: причины и основные направления
39
Заключение
44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 90.43 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

5

1 Основные положения концепции А. Файоля

6

1.1 Общая характеристика классической школы

6

1.2 Выделение основных функций управления

8

1.3 Принципы управления А. Файоля

13

2 Развитие концепции А. Файоля в трудах его последователей

16

2.1 Л.Ф. Урвик и его работа «Элементы организации»

18

2.2 Концепция рациональной бюрократии М.Вебера

21

3 Использование основных положений классической школы в современном менеджменте

26

3.1 Основные функции менеджмента и их реализация

26

3.2 Реализация принципов управления А. Файоля в современном менеджменте

32

3.3 Эволюция бюрократических структур управления: причины и основные направления

39

Заключение

44

Список использованных источников

46


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интенсивное развитие менеджмента  как теории и практики привело  к поиску новых путей развития и стимуляции управленческой деятельности, к зарождению новых отраслей знания на стыке научных идей. Так появилась  психология менеджмента или психология управления.

Управление зародилось примерно семь тысячелетий назад, но только в XX в., с развитием капитализма, менеджмент выделился в самостоятельную  область знаний, науку.

Реформирование экономики  в нашей стране предъявляет новые  требования к формированию систем управления и организации на всех уровнях  и во всех звеньях хозяйственных  структур. Эволюционные или революционные  преобразования экономических отношений, организационно-правовых форм объектов хозяйства, технический прогресс в  области развития производства и  управления всегда вызывали необходимость  в поиске и разработке новых подходов к организации управления. Этапность развития новых концепций, научных школ управления, методических подходов и их связь с основными характеристиками производства, внешних условий функционирования промышленных объектов, техники и методов информационного обеспечения систем управления нашли отражение в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. В области организации управления широкую известность, повсеместное использование и развитие получили идеи Ф.Тейлора, А.Файоля, Н.Винера и многих других авторов.

Таким образом, тема данной работы актуальна и направлена на достижение следующей цели, которая заключается в изучении основных положений концепции Анри Файоля и их актуальности в современных условиях.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные  положения концепции Анри Файоля;

- отобразить развитие  концепции Анри Файоля в трудах последователей: Л.Ф. Урвик и М. Вебер;

- отметить использование  основных положений классической  школы в современном менеджменте.

Поставленные задачи предопределили структуру данной работы, которая  состоит из введения, трех ключевых вопросов и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  КОНЦЕПЦИИ АНРИ ФАЙОЛЯ

 

1.1 Общая характеристика классической школы

 

Предпосылки к развитию менеджмента  возникли еще в первобытные времена. Управление было неотъемлемой частью существования  человечества и проявлялось в различных формах.

В конце XIX столетия обстановка в экономике наиболее развитых стран  была неблагоприятной. Появление новых  машин, двигателей внутреннего сгорания, металлообрабатывающих быстродействующих станков и другой техники не давало ожидаемых результатов в виде роста производительности труда. Концентрация и специализация производства не приводили к приросту прибыли на вложенный капитал. К изучению причин сложившегося положения привлекли ученых. Так на рубеже веков произошло научное становление управления [7, с. 12].

Существует несколько  подходов к классификации управленческой мысли. Одни авторы считают, что классическая школа включает научное управление и административный подход, другие же считают классическую школу отдельной.

В рамках данной курсовой работы классическая школа считается отдельным направлением в развитии научного управления. Основоположником является Анри Файоль – автор первой законченной концепции менеджмента, в которой выделил ставшие уже классическими понятия «функции управления», «принципы менеджмента».

 Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном  управлении, не очень заботились о  социальных аспектах управления. Более  того, их работы в значительной степени  исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть  на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций [47, с. 22].

Авторы теории административного  подхода классической школы управления — А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др. — имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Они в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, старались взглянуть на организации с точки зрения перспективы, определить их общие характеристики и закономерности.

Целью этих ученых было создание универсальных принципов управления, которые затрагивали бы два основных аспекта. Первый аспект — разработка рациональной системы управления. Определяя основные функции управления, авторы находили лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Так, А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация и др. Второй аспект касался структуры организации и управления работниками. А. Файоль выделил такие принципы управления, как единоначалие, ответственность руководителя за деятельность коллектива, материальное стимулирование, единство цели для всех работников организации и др.

 

    1.  Выделение основных функций управления

 

В теории администрирования  Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая - с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления[22, с.183].

1. Предвидение  (планирование) - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. Планирование выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть - ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать».

Основное место в предвидении  отводится разработке программы  действий, под которой он понимал  «конечную цель, руководящую линию  поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы  действий необходимо знание:

-ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);

-ведущих направлений развития предприятия;

-возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

Составление необходимой  программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

- искусства управлять  людьми;

- известного нравственного  мужества;

- большой активности;

- достаточной устойчивости;

- известной компетенции  в производственной области;

- наличия достаточного  опыта в делах.

Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.

2. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

- установление программы действий: определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

- наблюдение за выполнением программы;

- осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

- правильный подбор персонала административного аппарата;

- точное определение функций;

- согласование усилий для выполнения намеченной работы;

- ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

- поощрение ответственности и инициативы;

- справедливое вознаграждение за труд;

- предупреждение ошибок и недоразумений;

- обязательное соблюдение дисциплины;

- подчинение личных интересов интересам предприятия;

- единство распорядительства;

- всеобщий контроль;

- борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности  являются справедливыми и для  настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта  задача выполняется с помощью  функции распорядительства.

3. Распорядительство - одна из основных функций управления, суть, которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

- знать в совершенстве подчиненных ему работников;

- увольнять неспособных работников;

- хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

- подавать положительный пример;

- производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

- проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

- стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

- не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

4. Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем – с другой.

Информация о работе Использование основных положений классической школы в современном менеджменте