Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:32, курсовая работа
Таким образом, тема данной работы актуальна и направлена на достижение следующей цели, которая заключается в изучении основных положений концепции Анри Файоля и их актуальности в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные положения концепции Анри Файоля;
- отобразить развитие концепции Анри Файоля в трудах последователей: Л.Ф. Урвик и М. Вебер;
- отметить использование основных положений классической школы в современном менеджменте.
Введение
5
1 Основные положения концепции А. Файоля
6
1.1 Общая характеристика классической школы
6
1.2 Выделение основных функций управления
8
1.3 Принципы управления А. Файоля
13
2 Развитие концепции А. Файоля в трудах его последователей
16
2.1 Л.Ф. Урвик и его работа «Элементы организации»
18
2.2 Концепция рациональной бюрократии М.Вебера
21
3 Использование основных положений классической школы в современном менеджменте
26
3.1 Основные функции менеджмента и их реализация
26
3.2 Реализация принципов управления А. Файоля в современном менеджменте
32
3.3 Эволюция бюрократических структур управления: причины и основные направления
39
Заключение
44
Список использованных источников
Именно благодаря Линделлу Урвику была распространена и сохранена значительная часть работ А. Файоля.
Линделл Урвик уделял большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию отчетность и составление бюджета.
Л. Урвик разработал принципы построения формальной организации:
- соответствие людей структуре - вначале следует детально разработать структуру организации, а затем подобрать специалистов, в наибольшей степени соответствующих требованиям структуры;
- создание специального и «генерального» штабов (специальный штаб разрабатывает рекомендации для руководителя, «генеральный» подготавливает и передает приказы руководителя, контролирует и координирует текущие работы);
- сопоставимость прав и ответственности (любой руководитель должен иметь власть, соответствующую ответственности);
- диапазон контроля - число лиц, непосредственно подчиненных руководителю (5-6 человек);
- специализация (работники управленческого труда должны иметь определенную специализацию: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребления, географическому признаку);
- определенность - для каждой должности в организации должны быть письменно определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения и взаимосвязи с другими лицами.
Благодаря усилиям Гьюлика, Муни и Урвика теория классической школы приобрела наконец-то целостность и единство. Применение формально-логических методов к систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами управленческого знания. К ним относятся принципы специализации, департаментализации, диапазона контроля и единоначалия. Именно тогда иерархическая модель организации стала называться формальной: деятельность по достижению поставленных целей регулировалась формальной процедурой. Задачи распределялись как официальные обязанности, и все внимание администрации сосредотачивалось на поддержании функционирования организации.
2.2 Концепция рациональной бюрократии Макса Вебера
Концепция рациональной бюрократии, первоначально сформулированная в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером, по крайней мере, в идеале, — это одна из наиболее полезных идей в истории человечества. Теория М.Вебера не содержала описаний конкретных организаций. М.Вебер предлагал бюрократию скорее как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого организации должны стремиться.
М.Вебер отмечает, что некоторое количество бюрократических организаций существовало и в традиционных обществах. Например, в императорском Китае имелось бюрократическое чиновничество, которое отвечало за все действия правительства. Одним из основных типов бюрократии в традиционном обществе была армия. Однако только в современную эпоху бюрократии развились в полной мере и присутствуют почти во всех сферах общественной жизни. М. Вебер положил в основу изучения бюрократии ее идеальный образ, рассматривая бюрократию как наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. По мнению М.Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость в распределении ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации. При бюрократическом управлении официальные должности, чиновники и управляющие становятся ключевыми фигурами в управлении организациями. Бюрократия, имея доступ ко всем рычагам управления, является всесильной, подчиняясь только «интересам дела». При этом она обеспечивает четкость и однозначность потоков информации в организации.
М.Вебер выделил следующие основные отличительные свойства идеальной бюрократии[2, с.41]:
1. Безличный характер. Работники
органов управления
2. Принцип иерархии. Бюрократия
предполагает наличие ярко
3. Четкое разделение труда
в области управления. Здесь подразумевается
ярко выраженная спецификация
функций каждой из должностей.
При этом предполагается
4. Правила отбора работников.
Отбор и расстановка
5. Правила и инструкции.
Деятельность работников
6. Карьерный принцип. Бюрократия
представляет собой карьерную
структуру, в которой
7. Сосредоточение на одном
занятии. Должность,
8. Заработная плата. Размер
заработной платы работника
По мнению Вебера, современная бюрократия является высокоэффективным способом организации больших количеств людей. Тому имеются несколько причин[2, с.45]:
1. Бюрократические процедуры
могут каким-то образом
2. Подготовка должностных
лиц для того, чтобы они стали
специалистами в той области,
к которой относятся их
3. То, что на официальных
должностях требуется
4. Оценка деятельности
путем проверок или других
открытых средств снижает,
М.Вебер полагает, что, чем ближе организация к идеальному типу бюрократии, тем более эффективно она будет справляться с задачами, для решения которых была создана. Он часто сравнивал бюрократии со сложными механизмами. Тем не менее, он признавал, что бюрократия порождает проблему «канцелярщины», и допускал, что многие бюрократические процедуры утомительны и дают мало возможностей для применения творческих способностей. Бюрократическая рутина и власть чиновников в нашей жизни становятся ценой, которую мы платим за техническую эффективность бюрократических организаций[4, с.105].
Понятно, что идеальный тип бюрократии не может существовать в реальности. Более того, бюрократия, первоначально предназначенная для наиболее удобного и выгодного достижения целей организации, на деле часто отходит от них и не только работает вхолостую, но и тормозит все прогрессивные процессы в организации. Бюрократия доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждая от реальности свою безопасность формальными правилами и нормами. Фактически при этом бюрократия начинает жить в нереальном, виртуальном мире, где существуют бумаги, визы, распоряжения, а не реальные личности и организации [41, с. 42].
Последователями Файоля не только развили, но и углубили основные положения его доктрины. Вслед за Файолем Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Многие зарубежные авторы до сих пор используют указанные им функции. Урвик глубже Файоля исследовал принципы построения формальной организации, особо выделив соотношение полномочий (прав) и ответственности. Д. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, сделав главный упор на работе с кадрами. М. Вебер основное внимание в своих работах уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как механизм. Именно с этой целью разрабатывались инструкции и правила, порядок принятия конкретных решений и система распределения власти, а также исключалось личное начало в межличностных отношениях. На основе разработок А. Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации
Основные функции менеджмента
характеризуются полнотой содержания,
устойчивостью структуры, системностью
и универсальностью использования
в разных сферах деятельности. Главная
их особенность в том, что каждая
основная функция менеджмента
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.
Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.
Концепция – идея, теоретические
и методологические основы ее разработки,
обоснование, методы и условия реализации.
Любая теоретическая
Прогноз – научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.
Программа – законченный
комплекс заданий, мероприятий, работ,
объединенных общей целью, имеющий
конкретный конечный результат, требующий
привлечения значительных ресурсов,
осуществляемый совокупностью
Организация как основная функция менеджмента
представляет собой вид деятельности
людей для достижения целей. При реализации
данной функции оперируют категориями:
процесс, система, коммуникации, организационно-
Информация о работе Использование основных положений классической школы в современном менеджменте