Использование основных положений классической школы в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, тема данной работы актуальна и направлена на достижение следующей цели, которая заключается в изучении основных положений концепции Анри Файоля и их актуальности в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные положения концепции Анри Файоля;
- отобразить развитие концепции Анри Файоля в трудах последователей: Л.Ф. Урвик и М. Вебер;
- отметить использование основных положений классической школы в современном менеджменте.

Содержание работы

Введение
5
1 Основные положения концепции А. Файоля
6
1.1 Общая характеристика классической школы
6
1.2 Выделение основных функций управления
8
1.3 Принципы управления А. Файоля
13
2 Развитие концепции А. Файоля в трудах его последователей
16
2.1 Л.Ф. Урвик и его работа «Элементы организации»
18
2.2 Концепция рациональной бюрократии М.Вебера
21
3 Использование основных положений классической школы в современном менеджменте
26
3.1 Основные функции менеджмента и их реализация
26
3.2 Реализация принципов управления А. Файоля в современном менеджменте
32
3.3 Эволюция бюрократических структур управления: причины и основные направления
39
Заключение
44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 90.43 Кб (Скачать файл)

5. Контроль - наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Таким образом, главный вклад  Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления. Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурного функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней[22, с.181].

Разработанная Файолем концептуальная модель функций дала жизнь многим современным школам и направлениям.

 

    1. Принципы управления Анри Файоля

 

Одной из целей классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

Если функции управления в большей степени ориентированы  на организационную структуру, то принципы управления Файоля больше направлены на поведение людей. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры  организации и управления работниками. Примером может служить принцип  единоначалия, согласно которому человек  должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Ниже изложены принципы управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

  1. Разделение труда. Его цель – повысить эффективность производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения целей, на которые должны быть направлены внимание и действие. Оно применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделение власти.
  2. Власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдать приказ, а ответственность – санкции (награды или кары), сопровождающие действия власти. Где есть полномочия, возникает ответственность.
  3. Дисциплина – повиновение, усердие, особая манера поведения, внешние знаки уважения. Дисциплина предполагает выполнение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками. Состояние дисциплины зависит от достоинства руководителей.
  4. Единство распорядительства (единоначалие). Служащему может давать приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
  5. Единство руководства. Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
  6. Подчинение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.
  7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять и нанимателя, и служащего.
  8. Централизация. Централизация не может быть хороша или плоха сама по себе: она бывает принята или отвергнута в зависимости от взглядов руководителей и обстоятельств, но в большей или меньшей степени существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.
  9. Иерархия, или скалярная цепь. Это цепочка руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка – сохранение ее, когда она может носить ущерб организации.
  10. Порядок. Формула социального порядка – определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Графические таблицы, схемы значительно облегчают установление и контроль как социального, так и материального порядка.
  11. Справедливость. Для того чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно: справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.
  12. Постоянство персонала. Его можно назвать законом «анти текучести». Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Руководитель, который дорожит своим местом, предпочтительнее, чем выдающийся менеджер, который не держится за него.
  13. Инициатива. Инициатива – это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.
  14. Единение персонала, или корпоративный дух. Гармония, единение персонала – большая сила в организации. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить, - дело искусное, но разделять свои собственные силы внутри предприятия – тяжелая ошибка.

Принципы воплощают субъективный опыт руководителя, его философию, они  жестко между собой не связаны, поэтому  могут заменяться, пополняться или  существенно трансформироваться в  зависимости от конкретной ситуации. Файоль относил два принципа единства – распорядительства и руководства [41, с.36].

 Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Уникальный характер его работ трудно переоценить. Файоль впервые подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой. Определив управление как процесс предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля, Файоль четко определил функции менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством. Разработал систему принципов, которая всегда останется открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте.

  1. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ АНРИ ФАЙОЛЯ В ТРУДАХ ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

Наиболее видные систематизаторы  и популяризаторы «классической» теории организационного управления являются Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик. В 1937 г. Гьюлик и Урвик совместно редактировали «Доклады по вопросам науки администрации». Из других произведений этих авторов заслуживают особого упоминания «Административные размышления о второй мировой войне» Гьюлика и урвиковские «Элементы администрации». Гьюлик, кроме того, участвовал в работе Комиссии по административному управлению, созданной президентом Франклином Д. Рузвельтом в середине 30-х годов [31, с. 67].

Подробное изложение «классических», или «универсальных», принципов  организации содержится в работе Гьюлика «Заметки о теории организации» Это следующие принципы: 1) разделение труда или специализация; 2) департаментализация на основе цели, процесса, клиентуры или места; 3) координация посредством иерархии; 4) координация посредством идей; 5) координация посредством комиссий; 6) децентрализация: 7) единство командования; 8) штаб и линия; 9) делегирование; 10) диапазон управления.

Из этих семи элементов  административной деятельности три - планирование, организация и координация —  непосредственно взяты из схемы  Файоля. Вместо файолевского понятия «командование» появляется понятие «руководство». Гьюлик не выделяет в качестве отдельного элемента «контроль», который покрывается у него графами «составление бюджета» и «отчетность». В то же время если у Файоля работа с кадрами в основном входит в функцию «организации», то у Гьюлика она выделяется в качестве самостоятельного элемента («укомплектование штата»). Все эти семь элементов Гьюлик объединяет названием POSDCORB.

В ряду принципов Гьюлика - Урвика разработаны следующие принципы построения формальной организации [21, с.121]:

  1. соответствие людей структуре (сначала следует детально разработать структуру организации, а затем приступить к подбору специалистов в полном соответствии с требованиями структуры);
  2. создание специального и «генерального» штаба. В организации следует иметь два вида штабов: специальных (разработка рекомендаций для руководителя организации) и «генерального» (подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности штабных специалистов);
  3. сопоставимость прав и ответственности (любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности);
  4. диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю);
  5. специализация (возможны три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операций, типу потребителя или географическому признаку);
  6. определенность. Определенности в деятельности организации можно добиться, если для каждой должности письменно определены права, обязанности, ответственность и взаимосвязи с другими работниками.

 

2.1 Л.Ф. Урвик и его полная теория «Основы администрирования»

 

Линдалл Ф.Урвик учился в Оксфорде, с 1928 по 1933 г. Был директором Международного института по управлению в Женеве, вице-президентом Британского института управления, много раз приглашался для консультаций в США и другие страны. В 1934 г. основал собственную консультативную фирму, ставшую одной из крупнейших в Англии. Он автор более 40 книг и научных исследований по вопросам организации управления производством.

В 1934 г. Урвик издал книгу «Элементы администрации», в которой задумал соединить в одно целое идеи Файоля, Тейлора, Рейли и Муни. Он считал, что менеджмент является социальной наукой, которой не хватает строгости и точности естествознания. Однако и существующих знаний вполне достаточно для эффективного управления, надо только систематизировать их на основе научного метода. Урвик рассматривал понятие «научный менеджмент» как подтверждение того факта, что методология и общие принципы естественных наук, благодаря которым возникли химические и технические науки, могут и должны быть применены к сфере управления.

Кроме того, Урвик пытался как-то гуманизировать теорию своих предшественников. В докладе «Менеджмент как система мышления» (1955) Урвик высказался с решительной критикой тех, кто стремился представить тейлоризм в качестве бесчеловечной системы, а самого Тейлора — как холодного и расчетливого технократа.

Под его редакцией в 1956 г. вышла «Золотая книга менеджмента», в которой содержится много сведений по истории научного управления в  разных странах.

Урвик предложил идею логических квадратов как способ сравнения и систематизации концепций менеджмента. Л.Урвик подчеркивал необходимость подкрепления обязанностей соответствующими правами, в то время как Файоль ответственность рассматривал изолированно. Урвик четко сформулировал проблему «диапазона контроля», т. е. необходимости ограничения числа лиц в непосредственном подчинении руководителя (по его мнению, их должно быть не более 5—6). Он делает попытку определить различные факторы, которые оказывают влияние на оптимальный диапазон, в частности выделяет личные способности самого руководителя, его территориальную близость к контролируемым подчиненным, характер выполняемой работы, устойчивость организации и др.

За основу были приняты  файолевские функции управления, и в конечном итоге административная деятельность включила в себя следующие функции: планирование, организация (создание формальных структур), укомплектование штата, руководство, координация, отчетность, составление бюджета.

Урвик опубликовал работу «Основы администрирования», в которой показал, что множество «принципов администрирования», сформулированных разными авторами, связаны некой общей для всех логической структурой. Он считал, что техника администрирования находилась тогда в процессе развития, и менеджеры, которые пытались руководить, не опираясь на административные принципы, рисковали все в большей мере оставаться просто любителями.

По формулировке Урвика, организация представляет собой определение видов деятельности, необходимых для достижения какой-либо цели (или «плана»), и их группирования с целью закрепления их за индивидуумами. Урвик предупреждает, что разработка организационной структуры должна осуществляться столь же «хладнокровно и отрешенно», как подготавливается какой либо проект. При этом ни в коем случае не следует исходить из наличия тех или иных лиц, которые в данное время могут уже работать в организации: следует совершенно непредвзято сначала разработать соответствующую организационную структуру, а затем уже предпринять все необходимые меры, чтобы найти подходящих людей или «добиться их соответствия структуре».

Информация о работе Использование основных положений классической школы в современном менеджменте