Использование основных положений классической школы в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, тема данной работы актуальна и направлена на достижение следующей цели, которая заключается в изучении основных положений концепции Анри Файоля и их актуальности в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные положения концепции Анри Файоля;
- отобразить развитие концепции Анри Файоля в трудах последователей: Л.Ф. Урвик и М. Вебер;
- отметить использование основных положений классической школы в современном менеджменте.

Содержание работы

Введение
5
1 Основные положения концепции А. Файоля
6
1.1 Общая характеристика классической школы
6
1.2 Выделение основных функций управления
8
1.3 Принципы управления А. Файоля
13
2 Развитие концепции А. Файоля в трудах его последователей
16
2.1 Л.Ф. Урвик и его работа «Элементы организации»
18
2.2 Концепция рациональной бюрократии М.Вебера
21
3 Использование основных положений классической школы в современном менеджменте
26
3.1 Основные функции менеджмента и их реализация
26
3.2 Реализация принципов управления А. Файоля в современном менеджменте
32
3.3 Эволюция бюрократических структур управления: причины и основные направления
39
Заключение
44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 90.43 Кб (Скачать файл)

В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой  и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов  нередко используются самые разнообразные  комбинации известных видов и  типов структур, приспосабливаемых  организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:       

1) сокращение размеров  подразделений и укомплектование  их более квалифицированным персоналом;

2) уменьшение числа уровней  управления;

3) групповая организация  труда как основа новой структуры управления;   

4) ориентация текущей  работы, в том числе графиков  и процедур, на запросы потребителей;

5) создание условий для  гибкой комплектации продукции;  

6) минимизация запасов; 

7) быстрая реакция на  изменения;

8) гибко переналаживаемое  оборудование;

9) высокая производительность  и низкие затраты;

10) безупречное качество  продукции и ориентация на  прочные связи с потребителем.

Можно не сомневаться в  том, что в ближайшем будущем  мы столкнемся с большим разнообразием  структур, каждая из которых будет  отвечать потребностям конкретной организации.

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Существуют ли универсальные  правила управления и как они  соотносятся с вышеприведенными правилами Файоля – вопрос дискуссионный и вряд ли вообще решаемый. Однако тот факт, что простые правила, сформулированные почти сотню лет назад, и сегодня способны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль Анри Файоля в становлении менеджмента как такового.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В течение пятидесяти лет  плодотворной научной деятельности — десятков и сотен экспериментов  в средних и крупных компаниях, учреждениях и организациях; активной теоретической работы; выступлений  в печати; проведения научных семинаров, конференций, университетских лекционных курсов, формирования первых школ бизнеса  и частных консультативных фирм — лидеры «научного менеджмента» и тысячи их сторонников заложили прочный фундамент науки управления, фактически изменили индустриальное лицо общества, создали качественно новый  тип культуры труда.

Основатели административной школы менеджмента руководствовались  задачей создания универсальных  принципов управления, следование которым  позволяет достичь максимального  эффекта деятельности любого предприятия.

Определив управление как  процесс предвидения, организации, распорядительства, координации и  контроля, Файоль четко определил функции менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством.

Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали  носить гибкий характер и учитывать  ситуацию, в которой осуществляется управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на практике, по словам Файоля, «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Однако даже специальное  образование вряд ли поможет развить  административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие  качества, как интеллект, сдержанность, воля, чувство долга, решительность  в принятии решений, способность  управлять людьми и др. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор  представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или меньшей степени в знании принципов административной деятельности.

 Помимо А. Файоля представителями административной школы являлись Л.Урвик, М. Вебер, Д.Муни, Г. Черч и др.

Сегодня многие успешные компании и индивидуальные предприниматели для эффективной работы малых и крупных предприятий используют принципы, разработанные более ста лет назад представителями административной школы менеджмента. В этом и состоит незаменимый вклад А.Файоля и его последователей в развитие науки управления.

Таким образом, цель нашей  работы достигнута. Мы подробно изучили  исследования представителей административной школы; рассмотрели основные концепции  теории администрации, их значение и  актуальность в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.  Абчук, В.А. Азбука менеджмента / В. А. Абчук. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1998. - 272с.
  2. Авдулова, Т.П. Психологические основы менеджмента: учеб. - метод.пособие / Т.П. Авдулова. – Москва: Либерия-Бибинформ, 2005. – 154 с.
  3. Бараненко, С. П. Стратегический менеджмент / С. П. Бараненко, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников. – Москва: Центрполиграф, 2010. – 320 с.
  4. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент: учебник / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 238 с.
  5. Бобошко, Д.Ю. Концепция управления на основе стоимости: теория и практика применения в России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №5. – С.11-16.
  6. Бочкарев, А. 7 нот менеджмента / А. Бочкарев, В. Кондратьев, В. Краснова. – 7-е изд. – Москва: ЭКСМО, 2008. – 976 с. 
  7. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А.А. Брасс. – Минск: Современная школа, 2006. – 348 с.
  8. Велесько, Е. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Е. И. Велесько, А. А. Неправский. – Минск: БГЭУ, 2009. – 307 с.
  9. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р.Веснин. – 4 изд., перераб. и доп.  – Москва: Проспект, 2011. – 616 с.
  10. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А. И. Наумов. – Москва: Экономисть, 2008. – 670 с.
  11. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов экономических спец. учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В. Ф. Володько. - 2-е изд. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008. - 303с.
  12. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов экономических спец. вузов / В. Ф. Володько. - 3-е изд. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. - 303 с.
  13. Гвишиани, Д.М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани. - 3-е изд.,перераб. - Москва: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 1998. - 332с.
  14. Гергилов, Р.Е. Проблемы индивидуализации в социологии М.Вебера и Н.Элиаса: сравнительный анализ // Социологический журнал. – 2007. -  № 3. – С. 108-123.
  15. Гончаров, В.И. Менеджмент: учеб.пособие / В.И.Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 640 с.
  16. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 1 сент. 2008 г. - 6-е изд., с изм. и доп. - Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. – 656 с.
  17. Демидовец, В. П. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов экономических специальностей / В. П. Демидовец. – Минск: БГТУ, 2006. – 220 с.
  18. Дункан, Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики - Great ideas in management: Пер.с англ. / Дункан Джек У. - Москва: Дело, 1996. - 272с.
  19. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. – Москва: Магистр, 2008. – 528 с.
  20. Зень, С.Н. Идеи М. Вебера и развитие предпринимательства в Беларуси // Кiраванне у адукацыi. Серыя “У дапамогу педагогу”. – 2009. - № 3. –      С. 67-70.
  21. Золотогоров, В. Г. Организация и планирование производства / В. Г. Золотогоров. – Минск: ФУАинформ, 2001. – 528 с.
  22. История менеджмента: учебное пособие / под ред. Д.В. Валового. – Москва: Инфра- М, 1997. – 256 с.
  23. История менеджмента: Учебное пособие / под ред. Д.В.Валового. - Москва: ИНФРА-М, 1997. - 256с.
  24. Кодзима, С. Восприятие работ М. Вебера в России начала 20 в. и «Веберевский ренессанс» конца 20 в. // СОЦИС. Социологические исследования. – 2009. - № 6. – С. 121 – 131.
  25. Корицкий, Э. Б. Научный менеджмент. Российская история: учебное пособие для вузов, обучающихся по экономическим спец. / Э. Б. Корицкий, Г. В. Нинциева, В. Х. Шетов; под общ. ред. Э. Б. Корицкого. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 384с.
  26. Котлер, Ф. Основы менеджмента / Ф. Котлер. – Новосибирск: Чацка, 1992. – 736 с.
  27. Кравченко, А. И. История менеджмента / А. И. Кравченко. – Москва, 2000. – 250 с.
  28. Лузин, А. Социально-ответственное реструктурирование предприятий : введение в предмет / под. ред. А. Лузина. – Москва: МОТ, 2001. – 240 с.
  29. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова.  – Москва: ИНФРА-М, Сиб. согл., 2008. – 365 с.
  30. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление» / под ред. Максимцова, М.А. Комарова. – 4 изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити-Дана, 2012. – 343 с.
  31. Менеджмент: учебное пособие / А.В. Неверов. – Минск: Амалфея, 2000. – 496 с.
  32. Менеджмент: учебное пособие / В.И. Тележников, под ред.д-ра эк.наук, проф. Н.П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008. – 509 с.
  33. Основы менеджмента: учебное пособие по спец. "Менеджмент организации". - Москва: КНОРУС, 2007. - 496с.
  34. Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – 7 изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация “Дошков и Ко”, 2010. – 576 с.
  35. Семенова, И.И. История менеджмента: учебн.пособие для вузов / И.И. Семенова, И.И. Семенова. – Москва: ЮНИТИ, 2008. – 199 с.
  36. Смольский, А. П. Антикризисное управление : учебное пособие / А. П. Смольский. – Минск: Современная школа, 2008. – 222 с.
  37. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004. – Минск, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005.
  38. Тейлор, Ф. У. Принципы научного менеджмента / Ф. У. Тейлор. – Москва: ЮНИТИ, 1991 – 192 с.
  39. Теоретические основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Ванкевич [и др.]; под общ.ред. Е.В. Ванкевич. – Витебск: УО «ВГТУ», 2009. – 640 с.
  40. Теория менеджмента: учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения / под ред. А.М. Лялина. – Санкт-Петербург.: Питер, 2009. – 464 с.
  41. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд. – 12-е изд. – Москва: Вильямс, 2008. – 928 с.
  42. Уткин Э.А. История менеджмента / Э. А. Уткин; Ассоциация авторов и издателей "Тандем". - Москва: ЭКСМО, 1997. - 224с.
  43. Уткин,  Э. А. Курс менеджмента: учебник ля вузов / Э. А. Уткин. – Москва: Зерцало, 2000. – 448 с.
  44. Феденя, А.К. Менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования по экономическим специальностям / А.К. Феденя. – Минск: ТетроСистемс, 2008. – 320 с.
  45. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Дж. Шелдрейк. – Санкт – Петербург, 2001. – 352 с.

 


Информация о работе Использование основных положений классической школы в современном менеджменте