Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 11:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – использование передовых методов повышения трудовой мотивации персонала на предприятии торговли.
В соответствие с целью сформулированы следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные понятия мотивации, как важный фактор повышения результативности труда;
- изучить методику исследования мотивации трудовой деятельности;
- проанализировать системы мотивации и стимулирования труда персонала исследуемого предприятия;
- выявить мотивационную структуру персонала предприятия;
- дать основные направления совершенствования мотивации труда.
Объект курсовой работы – ЗАО «Фолиант»
Предмет курсовой работы – мотивация персонала организации.
При написании работы были использованы законодательные акты, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой. В работе были использованы данные социологических исследований.
Введение
Эффективность работы предприятия
все больше зависит от трудовых ресурсов,
от их возможности и способности
приспособляться к переменам, жить
в ритме перемен и тем самым
выше экономическая отдача от использования
всех остальных ресурсов предприятия.
Если учесть то, что все остальные
ресурсные составляющие, необходимые
для нормального
Готовность и желание человека выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха деятельности организации. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те сотрудники, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.
Сегодня предприятиям предоставлено
право самостоятельно разрабатывать
и внедрять мотивационные системы,
эффективность функционирования которых
во многом определяется принципами их
построения, тем, насколько полно
они учитывают различные
Решающим фактором эффективности является персонал организаций. Инвестиции в человеческий капитал признаны самыми эффективными. Однако они становятся таковыми при одном решающем условии – если персонал мотивирован, если он заинтересован в получении новых знаний и умении воплощать их в новой технике и технологии, товарах и услугах.
В связи с этим перед
управленцами и менеджерами по персоналу
стоит актуальная задача – найти
пути повышения мотивации труда
персонала организаций. Для ее решения
необходима глубокая научная проработка
проблем мотивации труда
Цель курсовой работы – использование передовых методов повышения трудовой мотивации персонала на предприятии торговли.
В соответствие с целью сформулированы следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные понятия мотивации, как важный фактор повышения результативности труда;
- изучить методику исследования мотивации трудовой деятельности;
- проанализировать системы мотивации и стимулирования труда персонала исследуемого предприятия;
- выявить мотивационную структуру персонала предприятия;
- дать основные направления совершенствования мотивации труда.
Объект курсовой работы – ЗАО «Фолиант»
Предмет курсовой работы –
мотивация персонала
При написании работы были
использованы законодательные акты,
научные и учебные издания
по менеджменту и управлению персоналом,
материалы периодических
В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом [17, с.166].
Представления о возможностях
мотивации труда работников претерпели
большие изменения в практике
управления. Долгое время считалось,
что единственным и достаточным
стимулом для побуждения работника
к эффективному труду является материальное
вознаграждение. Тейлор, основатель школы
научного менеджмента, разработал свою
систему организации труда
В основе современных теоретических
подходов к мотивации лежат
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.
Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.
Мотивы — это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).
Цели — это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.
В современном обществе мотивация
основывается на знаниях и механизмах
психологии. Первыми ориентироваться
на психологические характеристики
деятельности человека начали ориентироваться
содержательные теории мотивации, возникшие
вскоре после теорий "кнута и
пряника" и ей подобных. С того
времени теории мотивации стремятся
к как можно большей степени
учета различных потребностей и
мотивов деятельности людей, постоянно
пытаясь выявить новые и
Система мотивации персонала
в компании – комплекс мероприятий,
стимулирующих персонал не только к
работе, но, прежде всего к активному
желанию работать именно в этой организации,
к получению высоких
Формы мотивации персонала. Наиболее эффективной считается такая система мотивации, при которой в соответствии с возможностями компании и потребностями сотрудников разработаны и реализуются разнообразные формы мотивации. Все факторы мотивации можно разделить на материальные (экономические) и нематериальные (внеэкономические) стимулы. Кроме системы материального стимулирования в компании должна быть разработана дополнительная система нематериальной мотивации сотрудников, ориентированная на удовлетворение их психологических, внеэкономических, но тоже очень важных и значимых потребностей [25, с.104].
Реализация принципа «кнута и пряника» отражается в разработке положительной мотивации, направленной на поощрение работников за высокие результаты, и отрицательной мотивации, состоящей из системы наказаний и санкций за низкие результаты и нарушения дисциплины.
Можно выделить внутренние факторы мотивации, учитывающие самооценку сотрудниками своих результатов, и внешние мотиваторы, связанные с оценкой степени успешности работы сотрудников руководством компании.
Самомотивация руководства и сотрудников основана на выделении ими внутренних, значимых лично для них, стимулов к труду. Это могут быть интерес к работе, радость от профессии, удовольствие от творчества, признание своей деятельности нужной для общества.
Материальная мотивация. Целью материальной мотивации является стимулирование работников – поощрение их денежными выплатами по результатам трудовой деятельности.
Основные виды материальной мотивации:
1. Заработная плата –
совокупность вознаграждений в
денежной или/и натуральной
Несмотря на то, что заработная плата – доминирующий фактор вознаграждения за труд, ее мотивирующее значение можно либо повысить, либо понизить. Для того, чтобы заработная плата стала реальным мотиватором, необходимо учитывать следующие условия:
- если она непосредственно
связана с результатами
- если работник придает ей решающее значение;
- если работник считает, что в оценке его труда и труда сотрудника, выполняющего такую же работу, присутствует принцип справедливости;
- если она соответствует
объективным характеристикам
Если перечисленные выше условия не выполняются, мотивирующее значение заработной платы снижается, и результаты труда работника становятся ниже при одинаковой заработной плате.
Применяя фактор заработной платы в практике мотивации персонала, нужно учитывать, что в России сохраняется высокое значение зарплаты. Считается, что примерно для 70% работников заработная плата имеет первостепенное значение.
Необходимо разрабатывать три ее компонента:
- стабильную часть зарплаты
работникам определенной
- ежегодно меняющуюся часть зарплаты за выслугу лет, опыт и стаж, содержание социального пакета (доплаты и надбавки);
- ежемесячно варьируемую часть зарплаты за конкретные результаты (премиальные).
Основная трудность в
применении фактора заработной платы
в практике мотивации персонала
заключается в том, что обычно
ему придается слишком большое
значение, а другие факторы мотивации
недооцениваются. В любом случае,
необходимо иметь информацию о том,
какое значение заработная плата
имеет для конкретного
2. Участие работников
в прибылях и партнерство.
- только участие в прибылях.
Работники получают долю
- участие в прибылях
посредством владения акциями.
В некоторых компаниях участие
в прибылях сочетается с
- участие в прибылях
в сочетании с какой-либо
1) консультации между администрацией и работниками в рамках совета предприятия;
2) присутствие работников на общих собраниях и участие в голосовании как держателей акций;
3) избрание представителей
работников в советы
3. Бонус. Бонус выплачивается
по результатам деятельности
работника раз в квартал,