Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 11:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – использование передовых методов повышения трудовой мотивации персонала на предприятии торговли.
В соответствие с целью сформулированы следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные понятия мотивации, как важный фактор повышения результативности труда;
- изучить методику исследования мотивации трудовой деятельности;
- проанализировать системы мотивации и стимулирования труда персонала исследуемого предприятия;
- выявить мотивационную структуру персонала предприятия;
- дать основные направления совершенствования мотивации труда.
Объект курсовой работы – ЗАО «Фолиант»
Предмет курсовой работы – мотивация персонала организации.
При написании работы были использованы законодательные акты, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой. В работе были использованы данные социологических исследований.
При такой системе оплаты труда заработная плата рассчитывается исходя из оклада за отработанное время, премиальных выплат, установленных приказом руководителя, и районного коэффициента [5, с.138].
Среди методов социально-
Таким образом, управление персоналом
предприятия осуществляется с помощью
сочетания административных, экономических
и социально-психологических
3.2.Выявление мотивационной структуры персонала предприятия
При диагностике трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом персонала компании в качестве методов получения информации были использованы анкетирование и структурированное интервью. Анкетирование позволяет охватить большее количество опрашиваемых работников, структурировать вопросы и осуществлять формальную (статистическую) обработку данных. Собеседование дает возможность более глубокого анализа представлений работников о факторах удовлетворенности трудом и собственных трудовых ценностях. Данные методы применялись в комбинации: предварительное собеседование, затем разработка анкеты и проведение более широкого опроса, проведение заключительного собеседования по получению более развернутой информации.
Итак, по этой схеме: интервью - анкетирование - интервью было проведено исследование структуры мотивации работников компании [29, с.86].
Анкета для исследования удовлетворенности работников трудом состояла из следующих вопросов:
1. Отметьте, пожалуйста, знаком
"+" те аспекты Вашей трудовой
жизни в организации, которыми
Вы более всего не
- неинтересная тематика работы;
- содержание работы не соответствует квалификации;
- неудобный режим работы;
- низкая степень
- работа не позволяет раскрыть все мои способности;
- плохие отношения с руководителем;
- плохие взаимоотношения в коллективе;
- работа очень далеко от дома;
- низкая зарплата;
- нет перспектив должностного роста;
- отсутствует возможность повышать квалификацию;
- отсутствует связь между результатами и оплатой труда;
- плохое соц. обеспечение;
- очень много работы.
2. Хотелось бы Вам в
ближайшее время (отметьте
- сменить участок работы внутри подразделения;
- перейти в др. подразделение;
- вообще уйти из организации?
3. Если Вы собираетесь
уйти из организации, то что
является причиной такого
- тематика работы;
- характер работы;
- содержание труда;
- режим работы;
- отношения с руководителем;
- отношения с коллективом;
- заработок;
- система оплаты труда;
- возможности должностного роста;
- возможности для
- соц. обеспечение;
др. причины (укажите, какие).
Ответы респондентов приведены в таблицах см. Приложение 1.
Анализ полученных результатов показал, что общая удовлетворенность трудом в компании составила 63%, неудовлетворены 33% опрошенных, 4% затруднились в своем отношении.
В ходе более детального обследования (интервью) было выявлено, что работники компании разделились на три почти равные группы:
1. одна группа (около 28%
опрошенных) удовлетворена полностью
и практически всеми аспектами
труда (содержание труда,
2. вторая группа (около
35%) удовлетворена содержанием
3. третья группа (около
26%) не удовлетворена почти всеми
аспектами трудовой
Это же деление наблюдалось в ответах по ценности для сотрудников различных аспектов работы в компании:
1. для первой группы
наибольшую ценность
2. для второй группы
наибольшую ценность
3. для третьей группы
наибольшее значение приобрело
близость работы от дома, комфорт
и хорошие социально-бытовые
Важным аспектом является тот факт, что не всех работников, неудовлетворенных системой материального стимулирования, неудовлетворяет именно размер заработной платы. Так, некоторых сотрудников не устраивает именно отсутствие связи между результатами и оплатой труда. Работники связывают личный вклад в работу и ожидают соответствующей заработной платы.
Выделив три группы работников с разными мотивационными приоритетами (первая группа - ориентация на стабильность и умеренную трудовую активность, вторая группа - ориентация на работу и на денежное вознаграждение, третья группа - маргинальная, с ориентацией на комфортные условия на работе).
Действующая система материального стимулирования работников неэффективна. Причинами этого являются:
1. Предлагаемые стимулы не соответствуют внутренним мотивам работников;
2. Нечетко сформулированы служебные функции и критерии оценки персонала;
3. В системе стимулирования
преобладают негативные
4. Не отлажена гибкая и оперативная система оценки персонала
Таким образом, проведенные интервью и дальнейший анализ результатов позволил сформулировать основные принципы разработки денежного вознаграждения в компании, а именно: необходимо увязать размер денежного вознаграждения с индивидуальной результативностью работника для поощрения личной эффективности; в целях координации усилий различных специалистов одного подразделения необходимо увязать систему премирования с эффективностью деятельности рабочей группы (отдела, подразделения); а для развития корпоративности необходима система "участие в успехах и неудачах компании" для всего персонала.
4.Формирование направлений совершенствования мотивации труда
Совершенствование мотивации труда заключается в том, что изменить принципиальный подход к формированию материального вознаграждения, а именно:
- премии работник должен не лишаться, а зарабатывать ее;
- необходимо сократить количество показателей премирования, одновременно увеличив и общий размер премирования и долю каждого показателя в нем.
Для повышения качества и
производительности труда на этапе
изготовления продукции, дифференциации
оценки труда каждого работника
с учетом личного вклада в результаты
производственной деятельности подразделения
предлагается пересмотреть систему
премирования работников занятых этими
работами. Так, например, для специалистов
основного производства условия
премирования должны быть связаны с
качеством произведенной
Отделы и вспомогательные
производства должны быть также заинтересованы
в повышении качества и получении
прибыли (или повышении рентабельности)
Величина премиального фонда
для материального
- в определенном проценте
от суммы, поступившей на
В случае реализации продукции по цене ниже отпускной, утвержденной протоколом цен по согласованию с директором по маркетингу, директором по экономике, главным бухгалтером, выплата предусмотренной премии должна производиться в размере 50 % от начисленной.
Решение о размере премирования
конкретного работника
При формировании премиального
фонда за базовую величину по объему
реализации принимается ежемесячное
утвержденное заместителем директора
по маркетингу – начальником отдела
плановое задание группам продаж
по объему реализации текущего месяца,
в сумме составляющей не менее
утвержденного генеральным
Из образованного премиального фонда исключается:
- суммы несанкционированной просроченной дебиторской задолженности от 90 до 180 дней с момента отгрузки продукции;
- суммы несанкционированной просроченной дебиторской задолженности свыше 180 дней с момента отгрузки продукции.
Просроченной для премирования
считается дебиторская
Определение суммы отчислений на премирование производится на основании отчетов о реализации и дебиторской задолженности по подразделениям, занятых реализацией продукции, подтвержденных отделом бухгалтерского учета.
Следует также отметить,
на мой взгляд, малоэффективность
такого показателя премирования как
индивидуальный коэффициент качества
труда. В принципе этот показатель не
поддается конкретному
Вторым направлением материального
стимулирования работников предлагается
ввести так называемый социальный пакет.
Понятие «социальный пакет» пришло
к нам с Запада. Там, применение
соцпакета уже давно стало
обычной практикой и одним
из факторов конкуренции между компаниями
за высококвалифицированных
Предлагаемый в данной работе социальный пакет, как мера стимулирования, не должен включать общие для всех дополнительные гарантии, которые установлены в коллективном договоре.
На предприятии в коллективном договоре предусмотрены отдельные меры социальных поощрений такие как: предоставление общежития; строительство жилья; бесплатное обслуживание в медико-санитарной части; для своих сотрудников, устройство праздников в столовой предприятия по более низким ценам; молодым специалистам вводится оплата в течении двух лет после окончания института от трёх до четырёх базовых величин в зависимости от специальности.