Использование результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает система повышения качества квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих в Российской Федерации.
Предмет работы - система качества повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих Хабаровского края.
В работе выполняются следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических основ организации процесса обеспечения повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих;
2. Анализ нормативно-правового обеспечения процесса обучения, подготовки и переподготовки мгосударственных служащих в Российской Федерации и Хабаровского края;
3. Исследование зарубежного опыта обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих;

Файлы: 1 файл

13041011(х) кур.пр. Система упр. в субъекте РФ.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Проблема качества повышения квалификации государственных служащих РФ на сегодняшний день является актуальной.

Во-первых, Прокуратурой города Хабаровска при проведении в 2011 году проверок исполнения законодательства, определяющего порядок прохождения муниципальной службы, установлено, что не всеми муниципальными служащими муниципального образования - город Хабаровск соблюдаются запреты и ограничения, предусмотренные законом, в том числе, предъявляемые к уровню образования.

От государственного служащего напрямую зависит развитие малого и среднего предпринимательства  в стране, которое на протяжении всей истории считается самым  действенным фактором образования  прослойки среднего класса. В связи  с этим к профессиональной подготовке государственных служащих в Российской Федерации стали относиться с большей ответственностью.

Однако, все равно  возникает ряд естественных вопросов, почему в стране, обладающей колоссальными  природными, техническими и другими  богатствами, уровень жизни меняется так медленно, практически незаметно.

По словам Президента РФ Владимира Путина, «значительной  части наших чиновников еще не достает ни опыта службы, ни соответствующих  знаний и умений. Зачастую они не обладают правовой, социально-экономической, управленческой подготовкой, необходимой для служебной деятельности». Явственно видно, что возникла острая необходимость пересмотра требований и ценностей в подготовке государственных служащих в Российской Федерации.

В связи с  этим целью работы является анализ проблемы качества повышения квалификации государственных служащих.

Объектом исследования выступает система повышения качества квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих в Российской Федерации.

Предмет работы - система качества повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих Хабаровского края.

В работе выполняются следующие задачи:

1. Рассмотрение  теоретических основ организации  процесса обеспечения повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих;

2. Анализ нормативно-правового  обеспечения процесса обучения, подготовки и переподготовки  мгосударственных служащих в Российской Федерации и Хабаровского края;

3. Исследование  зарубежного опыта обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих;

4. Провести анализ  практики и проблем организации  процесса повышения квалификации, подготовки и государственных служащих города Хабаровска;

5. Определить  направления совершенствования  организации процесса обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих;

6. Разработать программные  мероприятия по совершенствованию  организации процесса повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих.

В представленной работе использован  ряд методов исследования.

Метод анализа и синтеза позволил разделить объект исследования на части и рассмотреть отдельно элементы каждого направления профессиональной подготовки муниципальных служащих.

При помощи метода анализа  документов проведен обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих.

Метод опроса дал возможность  получить достоверные данные о состоянии процесса обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих.

Метод сравнения позволил сопоставить существующую систему  обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих в Российской Федерации с зарубежными странами, Хабаровского края с другими субъектами РФ.

Метод обобщения дал возможность  сформулировать выводы по проведенному исследованию.

Теоретико-методологические проблемы управления кадрами государственной и муниципальной службы рассматриваются в работах А.Н.Аверина, Г.Е.Асцатурова, Г.В.Атаманчука.

Методологическому и методическому  подходу к анализу проблемы профессионализма государственных и муниципальных служащих уделено значительное внимание в работах Л.Ю.Беляковой, Т.Г.Калачевой, Л.И.Катаевой, Л.М.Митиной, О.В.Москаленко, Т.А.Полозовой.

Новизна проведенного исследования состоит в разработанной программе совершенствования процесса обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих Хабаровского края, органам местного самоуправления города Хабаровска.

Для органов государственной  власти Хабаровского края рекомендовано внести изменения в действующую программу развития муниципальной службы в Хабаровского края.

 

1. Теоретические основы  организации процесса повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих

1.1. Нормативное регулирование  подготовки государственных служащих

 

Государственный служащий –  это профессия, которая требует  от специалиста постоянного творческого  подхода к выполняемым функциям, поэтому от профессионала, собирающегося  служить государству, требует постоянного  повышения теоретического уровня знаний на протяжении всей служебной деятельности, независимо от занимаемой государственной должности. Таким образом, профессиональная подготовка государственных служащих предполагает целую систему знаний. Во многом эффективность государственного регулирования экономики, политики и т.д. объясняется высочайшим профессионализмом, гибкостью и ответственностью государственных служащих, которые обеспечиваются, прежде всего, отработанным механизмом их подготовки. Именно по этим причинам подготовка, переподготовка и повышение квалификации занимают в системе государственной службы такое существенное положение. По этой причине Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность, поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, а также им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения[[1]].

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности[[2]].

Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности[[3]]. Таким образом, государственный служащий должен был разносторонне развитым, компетентным во многих отраслях знаний и жизнедеятельности человека. Этот профессионализм и компетентность должны закладываться госслужащему во время подготовки специалиста, представляющей целую систему организацией и учреждений, а также закладки профессиональных и этических ценностей. 

В настоящее  время организационно-правовые формы  профессиональной подготовки специалистов госслужбы регулируются указами  Президента РФ и постановлениями Правительства Р. Главными из этих норм можно выделить следующие.

- Федеральный  закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» (ст. 61—63);

- Указ Президента  РФ от 7 февраля 1995 г. № 103 «О  государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих»;

- Указ Президента  РФ «О дополнительных мерах  по подготовке государственных  служащих» от 3 сентября 1997 г. №  983;

- Положение о  повышении квалификации и переподготовке  федеральных государственных служащих, увольняемых из аппарата органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утвержденное Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1722;

- Постановление Правительства РФ «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047;

Положение о  государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. № 1462.

Также есть другие нормативные акты, регулирующие подготовку профессиональную госслужащих.

1.2 Система подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих: зарубежный опыт

 

Представляет интерес  содержательная сторона обучения в  зарубежных вузах: чему и как обучают  слушателей. Наглядное представление  об этом дает подготовка слушателей в  академиях управления ряда земель ФРГ, в частности Баден-Вюртемберга, Гамбурга и других центрах. В академию принимаются в возрасте до 35 лет по направлению министерств или ведомств, а также на основе личного заявления. Обязательным условием поступления в академию является прохождение ряда тестов. Конкурс в академию составляет примерно два человека на место. Обучение носит преимущественно практическую направленность. Об этом свидетельствует модель учебного процесса. «Она включает следующие циклы»:)

3 месяца – основной курс в академии;

3 месяца – производственная  практика;

4 месяца – углубленный  курс в академии; 1 месяц – каникулы;

3 месяца – практика  за рубежом;

1 месяц – обмен  опытом и обобщение результатов  учебной и практической работы  слушателя.

Практическая направленность обучения предопределяет и состав преподавателей. Представители науки составляют в нем меньшинство, хотя и незаменимое при получении слушателями теоретических знаний. Основную массу преподавателей составляют практические работники: министры, директора предприятий, руководители банков, менеджеры крупных концернов, мэры и др. переподготовка персонал муниципальный служащий

В зарубежных вузах осуществляется, как правило, универсальная подготовка слушателей, рассчитанная на специалистов широкого профиля. Каждый вуз определяет свой набор дисциплин, необходимых для подготовки специалистов. В конце обучения дается оценка результатов работы каждого слушателя. Знания и практические навыки слушателей могут быть оценены как: выдающиеся, очень хорошие, хорошие, успешные.

При повышении квалификации кадров набор дисциплин составляется, исходя из предполагаемого назначения служащих на определенную должность.

Многие страны стремятся  комбинировать подготовку кадров для  государственной службы в специализированных учебных заведениях и вузах общего профиля. Так, в США разработано свыше 190 программ по изучению государственного управления, из которых 14% приходится на специализированные вузы, 34% – на факультеты управления университетов, 31% – на политологические факультеты, остальные – на другие учебные заведения.

Большое внимание профессиональной подготовке государственных служащих уделяется, в частности, во Франции. Здесь действует более 240 управленческих учебных заведений. Самым престижным из них является Национальная школа администрации. Ее задача: обеспечить подготовку государственных функционеров высшего эшелона (по нашей терминологии - для аппарата управления), политического, экономического, административного управления, а также дипломатического корпуса. Выдержавшие вступительные испытания направляются на годичную стажировку в аппарат префектуры, мэрий, региональных советов, в посольства. Вторая часть стажировки проходит в аппарате управления крупных фирм, предприятий. Затем слушатели проходят в течение года обучение непосредственно в Национальной школе администрации.

Отбор на должности государственных  служащих во Франции происходит лишь среди лиц, имеющих специальное  управленческое образование.

Конституция Германии гарантирует  всем гражданам равный доступ к работе в государственных ведомствах при условии, что они работоспособны и обладают качествами, необходимыми для выполнения этого вида деятельности. Религиозные и мировоззренческие аспекты не являются препятствием для поступления на государственную службу. Претендент на статус чиновника должен соответствовать определенным требованиям (образование, опыт практической работы, способность данного вида деятельности). В рамках этих принципов осуществляется подбор государственных служащих, чиновников в аппарат государственных структур, их дальнейшее продвижение по службе.

В последние два десятилетия  в развитых странах растет интерес  к японским фирмам и методам управления. Японский опыт притягателен на самом  деле, так как, быстрые результаты экономики страны позволили Японии занять лидирующее место в мире.

В Японии в основном проходит процесс децентрализации управления как важнейшего условия ускорения  процесса инноваций. Обычно централизованно  формируются лишь стратегические цели и задачи. Конкретное выполнение проблем  по управлению возложено во многом на местное управление.

Большое внимание в Академии уделяется практике. Производственная практика проводится на крупных и  средних предприятиях земли Баден - Вюртемберг. Она включает в себя не только ознакомление с предприятием и участие в заседаниях правления, но и непосредственное участие в руководстве предприятием, что очень важно. Зарубежная практика проводится в США, Канаде, Японии, Франции, Великобритании. Причем, в самых разнообразных организациях: от Всемирного банка и министерств окружающей среды в Париже до конгресса США и губернаторства отдельного штата.

1.3 Система  управления профессиональной переподготовки  государственных и муниципальных  служащих в Российской Федерации

 

Для того чтобы  эффективно управлять изменениями  в различных областях общественной жизни, необходимо иметь профессионально подготовленные для этих целей кадры, современном мире и российском обществе происходят быстрые кардинальные экономические, политические, социальные и духовные изменения. Под их воздействием изменятся система обучения работников государственной и муниципальной службы. В свою очередь, изменения в этой системе приводят к изменениям их знаний, умений и навыков.

Государственные и муниципальные служащие, работающие в органах государственной власти и местного самоуправления, имеют разный образовательный уровень. Так, в 2011 году 26,7 тыс. (4,6%) работников, замещавших государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации, не имели профессионального образования. 128,9 тыс. (22,4%) и 420,3 тыс. (73%) имели соответственно среднее и высшее профессиональное образование. 5,1% муниципальных служащих не имели профессионального образования, 59,8% имели высшее и 35,1% – среднее профессиональное образование (см рис. 1).

Информация о работе Использование результатов обучения