Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа
Объектом исследования выступает система повышения качества квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих в Российской Федерации.
Предмет работы - система качества повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих Хабаровского края.
В работе выполняются следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических основ организации процесса обеспечения повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих;
2. Анализ нормативно-правового обеспечения процесса обучения, подготовки и переподготовки мгосударственных служащих в Российской Федерации и Хабаровского края;
3. Исследование зарубежного опыта обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих;
Рисунок 1 – Должности муниципальной службы
Подготовка государственных и муниципальных служащих включает среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Средние специальные учебные заведения осуществляют профессиональное образование, подготовку специалистов среднего звена, которые после завершения учебы в них могут быть приняты на дарственную и муниципальную службу. Специалисты среднего звена имеют право претендовать на замещение младших государственных должностей, если они имеют среднее специальное образование по специализации государственных должностей государственной службы или равноценное ему образование.
Для замещения старших, ведущих, главных и высших государственных должностей государственной службы требуется высшее профессиональное образование. Причем для старших и ведущих должностей необходимо высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление" либо по специализации государственных должностей государственной службы или равноценное образование. Для главных и высших должностей требуется высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы.
В 2011 году 68,5% работников, замещавших государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации, имели высшее образование по гуманитарным и социально-экономическим наукам, медицинским специальностям. По техническим наукам имели высшее образование 18,2% работников, педагогическим – 5,8%, сельскохозяйственным – 3,9%, естественным и математическим наукам – 3,6%. Специальность "Экономика и управление" относится к гуманитарным и социально-экономическим наукам (см рис. 2).
Рисунок 2 – Распределение работника на федеральном уровне
По данной
специальности имели высшее
Рисунок 3 – Распределение работников на региональном уровне
В 2012 году 3,3 тыс. федеральных государственных служащих получили высшее профессиональное образование, из них 740 человек – второе высшее образование, что составляет соответственно 0,7 и 0,2% к общей численности государственных служащих. Свыше тысячи государственных служащих субъектов Российской Федерации (0,7%) в 2001 году получили высшее образование, в том числе 486 – второе (0,3%). Среди муниципальных служащих 909 человек (0,3%) получили высшее образование, из них 359 (0,1%) – второе высшее образование3. 7,4 тыс. (1,8%) работников с высшим образованием, замещавших государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации, имеют ученую степень. На муниципальных должностях работали 1,1 тыс. кандидатов и докторов наук. 0,4% муниципальных служащих с высшим образованием имеют ученую степень[9,с.346].
На базе высшего или среднего профессионального образования государственные и муниципальные служащие могут получить дополнительное профессиональное образование. В 2002 году 46,4 тыс. федеральных государственных служащих обучались в системе дополнительного профессионального образования. Это составило 10% от численности государственных служащих в федеральных органах государственной власти. 2,9 тыс. (6,4% от численности обученных) прошли профессиональную переподготовку, 43 тыс. (92,6%) – повысили квалификацию, 442 (1%) – стажировались за границей. На федеральном уровне получили дополнительное профессиональное образование 5,8 тыс. (16,3% от численности государственных служащих). 591 человек обучался по программам профессиональной переподготовки (1,6%), свыше 5 тыс. (14%) – по программам повышения квалификации. 255 (0,7%) – прошли зарубежную стажировку. От численности обученных федеральных государственных служащих это составило соответственно 10; 85,6 и 4,3%. На региональном уровне дополнительное профессиональное образование получили 40,5 тыс. федеральных государственных служащих (9,5% от численности государственных служащих): 2,3 тыс. (0,6%) прошли профессиональную переподготовку, 37,9 тыс. (8,9%) повысили квалификацию, 187 человек стажировались за границей. Это составило соответственно от численности обученных государственных служащих 5,9; 93.7 и 0,5%. В федеральных органах законодательной власти 338 человек (9,3% от численности государственных служащих) обучались в системе дополнительного профессионального образования, исполнительной власти – 41,5 тыс. (9,3%), судебной власти и прокуратуры – 4,3 тыс. (4,7%), других государственных органах – 189 (14%). К другим государственным органам относятся Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и Уполномоченный по правам человека.
Получили дополнительное профессиональное образование в 2011 году 13,9 тыс. государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 9,5% от численности государственных служащих. Прошли профессиональную переподготовку 2,1 тыс. (15,6%), повысили квалификацию – 11,6 тыс. (83%), стажировались за границей – 196 (1,4%). 15,76 тыс. муниципальных служащих (5,8%) обучались в системе дополнительного профессионального образования, в том числе 2,2 тыс. (14,3%) учились по программам профессиональной переподготовки, 13,4 тыс. (85%) – повышения квалификации. 110 человек (0,7%) прошли стажировку за границей.
Федеральными государственными служащими предпочтение в 2012 году было отдано правовому (28,1%) и организационно – экономическому (18,7%) направлениям дополнительного профессионального образования. Однако приоритеты на федеральном и региональном уровнях не совпадают. Если на региональном уровне 30,4% человек обучались по правовому направлению, то на федеральном уровне – 12,5%. На федеральном уровне приоритет был отдан управленческому направлению – 21,4%. В федеральных органах законодательной власти превалирует управленческое направление (33,5%), исполнительной власти – правовое (23,3%), органах судебной власти и прокуратуры – правовое (76,5%). В других государственных органах федеральные государственные служащие отдали предпочтение планово – финансовому, направлению (32,3%). Среди государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих предпочтение в 2011 году было отдано управленческому направлению, соответственно 40,5 и 47% [26,452].
Государственные
и муниципальные служащие получают
дополнительное профессиональное образование
в государственных и
Среди государственных высших учебных заведений следует особо выделить три ведущие академии, осуществляющие дополнительное профессиональное образование государственных служащих.
В 2012 году 7,8 тыс. (17%) федеральных государственных служащих обучалось в этих высших учебных заведениях, в том числе 2,3 тыс. представляли федеральный и 5,5 тыс. региональный уровни. Это составило соответственно 39,6% и 13,7% от численности обученных государственных служащих. Больше всего обучалось федеральных государственных служащих из органов исполнительной власти на региональном уровне – 5,3 тыс. В 2011 году 4,2 тыс. (30,1%) государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в основном из органов исполнительной власти, и 4,2 тыс. (27%) муниципальных служащих прошли обучение в этих трех учебных заведениях.
Обучение государственных служащих осуществляют отраслевые и ведомственные государственные учебные заведения. В них обучались 36,7 тыс. федеральных государственных служащих (79,1% от количества обученных). Федеральной и региональный уровень представляли соответственно 5,1 тыс. (52,9%) и 33,6 тыс. (82,9%) человек. Предпочтение отраслевым и ведомственным учебным заведениям отдали органы исполнительной власти (78,3%), в том числе на региональном уровне (81,6%), судебной власти и прокуратуры (92,7%), преимущественно на региональном уровне (93,5 %). В этих учебных заведениях обучалось 9,2 тыс. государственных служащих субъектов Российской Федерации (66% и 10,7 тыс. 68,2%) муниципальных служащих. Предпочтение отдают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Управлять системой дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих, а тем более изменениями, происходящими в ней, весьма сложно. Существуют два основных организационных механизма в управлении. Одним из них является государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих за счет средств федерального бюджета. Данный механизм определен Указом Президента Российской Федерации "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих".
Правительство
РФ определило порядок формирования,
размещения, исполнения государственного
заказа на профессиональную переподготовку
и повышение квалификации государственных
служащих федеральных органов
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется ежегодно формировать на основе выявляемой потребности заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации региональных государственных и муниципальных служащих. Предполагается его размещение на договорной основе в учебных учреждениях, подведомственных Российской академии государственной службы, а также в других учебных заведениях, которые реализуют программы обучения государственных и муниципальных служащих.
Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края является краевым органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим выработку социально-экономической политики края и методов эффективного регулирования экономики, внесение предложений по нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития, координацию деятельности в этой сфере других органов исполнительной власти края.
Министерство осуществляет мониторинг социально-экономического состояния края и, на его основе, вырабатывает основные направления и механизмы государственного регулирования развития экономики края (по видам экономической деятельности и в территориальном разрезе), внешнеэкономической деятельности, рыночной, финансовой инфраструктуры и поддержки предпринимательства, осуществляет разработку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития края.
Министерство организует и координирует разработку и реализацию краевой инвестиционной, и инновационной политики и мер по формированию благоприятного инвестиционного климата и развитию инновационного потенциала края.
Министерство
оценивает влияние принимаемых
органами исполнительной власти края
решений на состояние экономики
края, уровень жизни населения, доходную
и расходную части
Функции министерства
Анализ состояния
экономики края, обоснование перспективных
и текущих направлений
Разработка экономической политики Правительства края, определение приоритетных направлений структурной перестройки экономики и механизмов их реализации, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие края.
Организация работы по подготовке и формированию проекта доклада Губернатора края во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Организация разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития края.
Анализ уровня
и качества жизни населения края,
осуществление мониторинга