Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа
Объектом исследования выступает система повышения качества квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих в Российской Федерации.
Предмет работы - система качества повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих Хабаровского края.
В работе выполняются следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических основ организации процесса обеспечения повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих;
2. Анализ нормативно-правового обеспечения процесса обучения, подготовки и переподготовки мгосударственных служащих в Российской Федерации и Хабаровского края;
3. Исследование зарубежного опыта обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих;
Первостепенным направлением совершенствования организации обучения, подготовки и переподготовки государственных служащих является внесение изменений в действующее законодательство.
На сегодняшний день актуальным направлением совершенствования организации обучения, подготовки и переподготовки мгосударственных служащих является использование инновационных методов.
Необходимо установить и практиковать следующие основные виды развития образовательного потенциала кадров, обеспечивающие перманентность обучения:
1) систематическое самостоятельное обучение кадров (самообразование) по индивидуальному плану, утверждаемому непосредственными руководителями и выполняемыми под их контролем;
2) участие не реже
одного раза в месяц в
3) краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту службы или в учебных заведениях системы повышения квалификации;
4) стажировка в передовых организациях государственной службы, в ведущих научных и учебных учреждениях, в том числе за рубежом;
5) среднесрочное (сроком от 3 до 6 месяцев) обучение в целях получения специализации по специальности «государственное и муниципальное управление» для тех, кто имеет непрофильное образование в качестве базового, и наоборот;
6) переподготовка –
получение новой специальности
по профилю деятельности госуда
Отдельно следует выделить и организацию учебного процесса. В данном случае интересен опыт зарубежных стран, в частности Японии и Германии, который свидетельствует о «жестких» методах обучения.
Учебный процесс должен
быть чрезвычайно
Процесс обучения обязательно должен быть максимально дифференцированным и индивидуализированным в зависимости от имеющейся стартовой подготовки и уровня предстоящего использования работника.
Особенно интересен опыт Японии. В структуру пяти великих японских систем, цементирующих стройную систему подготовки госслужащих, входят:
– система пожизненного найма;
– система кадровой ротации;
– система репутаций;
– система подготовки на рабочем месте;
– система оплаты труда.
В такой обстановке мотивационная среда направляет усилия и потенциал госслужащего на решение проблем, стоящих перед регионом и страной в целом. Это то, чего не хватает российскому институту государственной службы. У госслужащих в России нет заинтересованности в целенаправленном и результативном труде.
Важная составляющая единого японского механизма подготовки госслужащих – система ротации. Ее суть состоит в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника. Подход здесь предельно понятен – он поступил на государственную службу и должен принести максимум пользы своему государству. Ежегодно один раз в год выпускники школ, колледжей, высших учебных заведений трудоустраиваются на предприятия, в организации и учреждения. Причем, что характерно, даже выпускники вузов, в том числе самого престижного Токийского университета, попав в ту или иную компанию, организацию, не назначаются сразу на руководящие должности, а начинают трудовую биографию с самых низко квалифицированных должностей. В этом есть свое бесспорное преимущество.
Представляется, что таких
аргументов недостаточно для подобной
оценки. Во-первых, как показывает наш
российский опыт, наоборот, деятельность
специалиста десятилетиями на одном
месте гасит его творчество и
инициативу, работать ему неинтересно, так как он не видит перспективы.
Есть и другое весомое обстоятельство,
гарантирующее в условиях ротации не только
добросовестную, качественную, но и творческую,
перспективную деятельность всех японских
госслужащих. Это – система репутаций.
Суть ее в том, что, где бы ни работал сотрудник,
специалист, он должен выполнять свои
обязанности так, чтобы при переходе через
два-три года на новое место за ним закрепилась
репутация прекрасного, инициативного
работника и порядочного человека, для
чего на каждого из них составляется письменная
характеристика.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ
КАДРОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
I. Общая часть
1.1. Настоящая Примерная структура мероприятий по
переподготовке и повышению квалификации кадров федерального
министерства, ведомства (далее - Примерная структура мероприятий)
разработана для
обеспечения выполнения
Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1047 "Об организации
переподготовки и повышения квалификации государственных служащих
федеральных органов исполнительной власти".
1.2. Настоящая
Примерная структура
основные разделы и направления мероприятий по переподготовке и
повышению квалификации государственных служащих и носит
рекомендательный характер, что предполагает возможность дополнений
и изменений применительно к специфике конкретных федеральных
органов исполнительной власти.
1.3. Мероприятия по переподготовке и повышению квалификации
государственных служащих разрабатываются федеральными органами
исполнительной власти (министерствами, ведомствами) на календарный
год на
основании расчета
преследуют цели поддержания уровня квалификации государственных
служащих, достаточного
для исполнения должностных
1.4. При разработке мероприятий по переподготовке и повышению
квалификации наряду с данной Примерной структурой мероприятий
рекомендуется
использование следующих
материалов: Положения "О государственном заказе на переподготовку
и повышение квалификации государственных служащих федеральных
органов исполнительной власти", Методических рекомендаций по
расчету потребности в переподготовке и повышении квалификации
государственных служащих федеральных органов исполнительной
власти, Методических рекомендаций по выбору продолжительности и
форм повышения квалификации и переподготовки кадров, Рекомендаций
по обеспечению увязки должностных перемещений государственных
служащих с результатами обучения и использования полученных
знаний.
1.5. Рекомендуемая форма Мероприятий по переподготовке и
повышению квалификации государственных служащих федерального
органа исполнительной
власти представлена в
II. Примерная структура
Структуру Мероприятий составляют направления и мероприятия,
объединенные в следующие разделы:
Раздел
1. Формирование и размещение
переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.
Раздел
2. Исполнение государственного
и повышение
квалификации государственных
Раздел
3. Использование результатов
Раздел 1. Формирование и размещение государственного
заказа на переподготовку и повышение квалификации
государственных служащих
Главной задачей данного раздела является формирование
комплекса мероприятий, обеспечивающих разработку, представление и
размещение в образовательных учреждениях государственного заказа
на обучение государственных служащих федерального органа
исполнительной власти в порядке, установленном Положением о
государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации
государственных служащих федеральных органов исполнительной
власти.
В
данный раздел целесообразно
включить следующие
- Формирование общих целей и задач обучения государственных
служащих на перспективу и следующий календарный год для
своевременного
обеспечения эффективной
исполнительной власти (мероприятие выполняется с учетом
современной Концепции государственной кадровой политики).
- Определение и постановка задач службе кадров и руководителям
структурных подразделений по переподготовке и повышению
квалификации государственных служащих.
- Оценка эффективности исполнения государственными служащими
функциональных обязанностей, их перспективности и творческого
потенциала; принятие решения о необходимости получения
дополнительных знаний и навыков (мероприятие выполняется с учетом
требований Квалификационных характеристик по государственным
должностям и может быть совмещено с проведением аттестации
государственных служащих).
- Расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации
государственных служащих (мероприятие выполняется в соответствии с
Методическими рекомендациями по расчету потребности в
переподготовке и повышении квалификации государственных служащих
федеральных органов исполнительной власти).
- Утверждение кандидатов на переподготовку и повышение
квалификации.
- Выбор образовательных учреждений, осуществляющих
переподготовку и повышение квалификации:
а) анализ информационных материалов, поступающих из
образовательных учреждений (направлений и графиков проведения
обучения и т.д.);
б)
определение оптимальных видов,
обучения государственных служащих;
в)
возможный выбор
ними договоров (контрактов); предварительное согласование с ними
количества обучающихся, содержания учебных программ, видов, форм,
продолжительности и сроков обучения (мероприятие выполняется в
соответствии с Методическими рекомендациями по выбору
продолжительности
и форм повышения
кадров).
- Подготовка
и представление в
Федерации предложений по объемам и структуре государственного
заказа на переподготовку
и повышение квалификации