Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Развитый коллектив требует наиболее совершенного подхода к его использованию, управлению.
В данной ситуации, на примере преуспевающих бизнесменов зарубежья и нашей страны, которые добились высоких результатов благодаря эффективным методам взаимодействия с подчиненными, руководители отечественных предприятий стремятся овладеть методами руководства коллективом, а также навыками эффективных взаимоотношений.
Анализ социограммы показывает: лидеры - директор, главный инженер; статусные лидеры – менеджер по снабжению, менеджер складского хозяйства, начальник отдела кадров, специалист по социальной работе, более 5 обратных связей; изгоев нет.
В целях дальнейшего изучения структуры и определения ее параметров построим социограмму, для этого методом опроса (с кем вы хотите работать в смене, список членов смены и ответы: да-+; безразлично -0; нет -).
Рис. 3.3. Социограмма
Далее, получаем необходимые данные и заполняем матрицу, представленную в таблице 3.2.
Определяем следующие индексы:
-потребность в общении;
-статус;
-совместимость;
-групповое единство;
-групповую разобщенность;
-сплоченность.
Таблица 3.2.
Матрица
И потр. в общ = (К+- К-)/(Н-1)*100
И статуса = (Кп+- Кп-)/(Н-1)*100
И совместимости = (К++- К--)/(Н-1)*100
И гр. единство = (СК++/н(Н-1))*100
И гр. разобщенности = (СК--/н(Н-1))*100
И сплоченности = И гр. единство - И гр. разобщенности
Полученные расчетные данные сведены в таблицу 3.3.
Таблица 3.3.
|
Ип |
Ис |
Исов |
Иге |
Игр Исил |
Директор |
87,5 |
87,5 |
100 |
||
Гл. инженер |
75 |
87,5 |
100 |
||
Менеджер по снабж. (2) |
62,5 |
62,5 |
75 |
||
Менеджер склада |
50 |
62,5 |
62,5 |
56,9 |
0 56,9 |
Бухгалтер - расчетчик |
62,5 |
62,5 |
62,5 |
||
Гл. бухгалтер |
25 |
25 |
-12,5 |
||
Нач-к. ОК |
62,5 |
25 |
50 |
||
Спец.по соц. вопросам |
62,5 |
62,5 |
62,5 |
||
Менеджер по снабж. (1) |
37,5 |
37,5 |
25 |
Расчеты позволяют сделать следующие выводы:
1. Наибольшая потребность в общении: директор, гл. инженер, менеджер по снабжению (2), бухгалтер - расчетчик, начальник ОК, социальный работник.
2. Наименьшая потребность: гл. бухгалтер, менеджер по снабжению (1).
3. Наибольший статус: директор, гл. инженер.
4. Высокий статус: менеджер
по снабжению (1), менеджер складского
хозяйства, бухгалтер - расчетчик,
специалист по социальным
5. Низкий: гл. бухгалтер, менеджер по снабжению (1).
6. Наибольшая совместимость: директор, гл. инженер, менеджер по снабжению (2).
7. Наименьшая совместимость: гл. бухгалтер, начальник отдела кадров, менеджер по снабжению (1).
Следовательно, в целях повышения штатности, необходимо решить проблему гл. бухгалтера, который по данным социометрии претендует на отношения с начальником больше, чем по отношению с группой.
Сопоставим результаты
социограммы и социометрии, получаем
общую картину структуры
1. Формальные руководители
- являются неформальными лидерам
2. Достаточно тесные связи в группе.
3. Связующим звеном является руководитель.
4. Целесообразно решить проблему отношения гл. бухгалтера и членов коллектива.
Таким образом, данная методика
социально-психологической
1. Ценности и цели коллектива их коррекцию с политикой предприятия.
2. Сплоченность группы.
3. Ролевой анализ коллектива.
4. Эмоциональные отношения в коллективе.
5. Роли лидеров.
6. Ведущее звено структуры.
Целесообразно использовать данную методику в процессе динамики коллектива, сравнение результатов позволит делать выводы о действенности и необходимости воздействия внешних переменных.
Данные предложения (по разработке корпоративной стратегии управления персоналом; созданию системы управления карьеры менеджеров - экономистов предприятия; оценки социально-психологической структуры коллектива).
1. Не потребует значительных экономических расходов.
2. Обоснованы к использованию
и необходимы на основе
3. Сегодня любая
4. Реализация предложений позволит:
- повысить стимулирование руководителей;
- иметь "портрет" руководителя;
- иметь "портер" группы;
- формировать коллектив на основе единых норм, требований;
- перейти к методам общего контроля;
- руководителям сосредоточится на вопросах руководства предприятием в большей степени, чем на решение производственных задач, которыми будут самостоятельно заниматься специалисты.
Таким образом, были предложены следующие мероприятия по совершенствованию социально – психологического климата в коллективе:
- Разработка корпоративной
стратегии управления
- Разработка системы планирования и управления карьеры каждого сотрудника с целью повышения удовлетворенности специалистов условиями труда и роста результативности труда.
- Внедрение методики
комплексного изучения
Использование вышеуказанных предложений позволит в первую очередь получить социальный эффект:
- повысить удовлетворенность работой;
- предоставить возможность сделать карьеру;
- повысить удовлетворенность отношениями с начальником и в группе.
То есть, будет скорректирован "климат" коллективов предприятия, что обеспечит положительное воздействие на производственные показатели:
- качество:
- надежность;
- своевременность;
- соблюдение технологического цикла;
- инициатива и
Заключение
Целью данной работы было: изучение социально – психологического климата коллектива МП «Тепловые сети» города Хабаровска, и внутриорганизационных факторов формирования СПК, определение мер по его совершенствованию.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. В коллективе АУП формируется неустойчиво благоприятный (в трудных ситуациях – ярко выраженный неблагоприятный) социально – психологический климат. Негативные тенденции в отношениях сотрудников предприятия явились следствием проведения внутриорганизационной политики управления персоналом.
Менеджмент предприятия
имеет систему управления персоналом,
целью которой является подготовка
и развитие высококвалифицированного,
ответственного специалиста способного
выполнять качественно
2. Основными направлениями деятельности менеджмента являются:
а) Определение четких, ясных и понятных организационных требований к сотрудникам предприятия;
б) Обеспечение подбора высокопрофессиональных работников, их оценки и развития;
в) Создание организационных, профессиональных и бытовых условий работникам с целью повышения производительности труда;
г) Разработка и корректировка системы вознаграждения персонала на основе критериев успешного выполнения функций, соответствия высокой квалификации работника, достижения результатов труда, наличия стажа работы на предприятии (как показателя безупречного труда).
3. В целом, в условиях
настоящей социально –
Вместе с тем изучение процессов, протекающих в коллективе работников аппарата управления МП «Тепловые сети», подтверждает теоретический постулат - "удовлетворенная потребность перестает быть таковой", имеет место тенденция увеличения показателя текучести кадров, и, как следствие этого, - ухудшения СПК в коллективе. Изучение использования менеджментом МП «Тепловые сети» элементов системы управления показало:
1. Эффективно реализуются:
- подсистема подготовки
персонала по специальности и
смежным специальностям; повышение
квалификации и
- подсистема вознаграждения
персонала обеспечивающая
2. Менеджмент использует, как правило, организационно-
- имеет место четкая регламентация деятельности;
- функционал и технологическая картина каждого работника;
- документальные фиксирования распоряжений и приказов;
- система контроля за деятельностью персонала;
- учет действий и исполнение задач персоналом;
- формы экономического
стимулирования предполагают
3. Основные проблемы
сосредоточены в области
Менеджмент не владеет системой социального стимулирования как совокупности лимитов:
- исследования и оценки социальной информации;
- изучение структур коллективов предприятия;
- изучение работника
с позиции личностно-ориентиров
- неэкономического (морально – психологического) стимулирования персонала.
Это способствует формированию негативного СПК в коллективе и динамике выявленных проблем:
а) управление карьерой руководителя;
б) использование социально-
Среди основных причин можно выделить:
1. Роль отдела кадров
сводится к учету персонала,
он не является органом
2. Слабые знания и навыки менеджмента по вопросам социального планирования и использования социально-психологических методов управления персоналом.
Таким образом, существующая
система управления персоналом на МП
«Тепловые сети» позволяет
Реализация данной задачи возможна при условии, если менеджмент рассматривает предприятие с позиции социально-технической системы и развивает социально - психологическую составляющую.
В данной работе в целях
совершенствования СПК
1. Разработка политики
управления персоналом МП «
- готовность действовать в интересах предприятия;
- признание корпоративных норм и требований;
- вознаграждение за заслуги;
- развитие коммуникаций;
- знание персоналом целей, задач, общей стратегии предприятия;