Изучение теоретических аспектов формирования социально – психологических взаимоотношений в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Развитый коллектив требует наиболее совершенного подхода к его использованию, управлению.
В данной ситуации, на примере преуспевающих бизнесменов зарубежья и нашей страны, которые добились высоких результатов благодаря эффективным методам взаимодействия с подчиненными, руководители отечественных предприятий стремятся овладеть методами руководства коллективом, а также навыками эффективных взаимоотношений.

Файлы: 1 файл

Тепловые сети.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

Не осуществляется целенаправленная работа по карьерному росту сотрудников, формированию резерва кадров на выдвижение; не развита система оценки персонала. Одной из причин является не значительная роль кадровой службы в системе управления персоналом (организацией вышеуказанных направлений в деятельности должен заниматься  непосредственно отдел  кадров, а не директор). Отдел кадров должен иметь полномочия единолично принимать решения в части развития персонала. Поэтому в составе отдела кадров должны находиться самые квалифицированные специалисты в области кадровой работы и психологии управления.

Это очень существенные допущения руководства с точки  зрения формирования благоприятных отношений в трудовом коллективе, обеспечения устойчивости оптимальных психологических взаимоотношений между сотрудниками.

В подтверждение этого  факта проведем опрос работников, входящих в исследуемую группу.

Цель опроса: выявить мотивационную направленность исследуемых работников; т.е. те факторы в деятельности, отсутствие которых негативно отражается на социально – психологическом климате коллектива (анкета в приложении 4).

В таблице 2.9.содержатся номера вопросов анкеты, ответы на которые определяют наиболее значимые для работника элементы мотивации.

Рис. 2.9. Система управления персоналом МП «Тепловые сети»

 

 

Было опрошено 57% членов группы (всего 8 чел. из 14).

Вопрос № 2 – демотивирующий, указывающий на отсутствие мотивации к трудовой деятельности как таковой.

В графы таблицы 2.9. заносим  оценки важности для респондентов указанных  критериев (вопросов анкеты, относящихся  к тому или иному критерию).

Таблица 2.9.

Обработка результатов  опроса группы

 

№ респондента

Оплата труда и содержание работы

Ср. балл группы

Статус работника и  общественная полезность

Ср. балл группы

Ответна вопрос № 2

 

1

3

6

13

14

 

4

5

7

8

9

10

11

12

   

1

3

3

3

3

3

3,0

3

3

3

3

3

3

3

3

3,0

2

2

3

3

2

3

3

2,8

3

2

2

3

3

3

2

2

2,5

2

3

3

3

2

2

3

2,6

3

3

2

2

3

3

2

2

2,5

2

4

3

3

1

3

3

2,6

3

2

2

3

3

3

2

3

2,6

2

5

3

3

3

2

3

2,8

3

2

2

3

3

3

3

3

2,8

2

6

3

3

1

2

3

2,4

3

3

2

3

3

3

3

3

2,9

2

7

3

3

1

3

3

2,6

3

3

2

2

3

3

3

2

2,6

2

8

3

3

3

3

3

3,0

3

2

1

3

3

3

3

2

2,5

2


 

Средний балл первой группы критериев определяется путем суммирования средних значений оценок каждого респондента по первой группе критериев. Аналогично рассчитывается средний балл по второй группе.

Ср. балл 1 гр. = 2,7  (показывает степень важности для респондентов вопросов, касающихся оплаты труда  и его содержания или условий).

Ср. балл 2 гр. = 2,67 (показывает степень важности для опрашиваемых вопросов, касающихся возможности самоутверждения  и самовыражения). 

Данные результаты говорят  о высокой значимости этих критериев  для работников (максимальная оценка – 3 балла) и, практически, об отсутствии приоритетов в выборе, т.е. для данных специалистов очень важны как содержательная сторона трудовой деятельности, так и  ее социальная составляющая.

Наличие утвердительных ответов на вопрос № 2 говорит о  том, что работники пытаются возместить неудовлетворенность теми или иными действиями руководства деятельностью вне коллектива, т.е. в собственной жизни.

Теперь определим, насколько  менеджмент предприятия позволяет  удовлетворить потребности работников службы экономистов.

Согласно результатам  опроса (приложение 5) на предприятии  не достаточно или не в полной мере развиты такие важные компоненты мотивации персонала, как: профессиональное продвижение по службе (карьерный  рост); информируемость всех участников совместной деятельности о результатах, перспективах и проблемах предприятия;  делегирование полномочий или предоставление возможности внести свой вклад в развитие организации, используя собственные знания, навыки, предпринимательские идеи.

Вырисовывается  проблема не определенности персонала в понимании ценностей или целей организации с точки зрения стратегических направлений ее развития.

Полученный низкий показатель сплоченности коллектива экономистов  предприятия (п.2.2.) является следствием указанных недостатков. То есть,  работники, не получая возможности в полной мере реализовать свои способности и развиваться, «закрываются» в собственных интересах, личных мотивах. Отсюда – не понимание или не желание понять цели организации; расформирование коллектива на отдельные группировки (на «своих» и «чужих»); не открытое и неискреннее общение, и в последствии, не удовлетворительный психологический климат в коллективе.

Подводя итог данному  аналитическому разделу, нужно отметить, что главными направлениями в  деятельности службы управления персоналом должны являться: формирование корпоративности (обеспечение доступности информации,     идентификации      ценностей    организации    и    работников) в

деятельности предприятия; совершенствование системы карьерного роста персонала. Оптимальная система управления персоналом – это гарантия благоприятных отношений в коллективе.   

 

2.4.Оценка  использования менеджментом системы  социально – психологических  методов управления персоналом

Было изучено следующее  направление: социально – психологические методы управления коллективом, т.е. способы утверждения авторитета руководителя на предприятии или стиль руководства (с помощью анкетного опроса коллектива менеджеров – экономистов).

В опросе участвовали  менеджеры экономической службы МП «Тепловые сети» (14 чел.).

Цель опроса: выяснение  приверженности руководства к определенному  стилю или методам руководства; влияние методов руководства  на обстановку в коллективе.

В качестве исходного  «материала» для построения основных стратегий поведения руководителей (директора предприятия и гл. инженера) были выбраны альтернативные переменные (признаки) (анкета приложения 6).

Путем изучения обработанных программой «СОЦИС» данных анкеты (приложение 6), был определен приоритетный стиль  руководства коллективом – авторитарный.

Таким образом, главное  для директора - это результат  работы, а не способы его достижения.

Были проведены дополнительные исследования утверждения авторитета руководителей на предприятии методом  опроса - определена оценка (по пяти бальной системе) качеств директора предприятия и гл. инженера.

Результаты отражены в таблице 2.10

Таблица 2.10.

Оценка руководителей  подчиненными

 

 

Директор

Главный инженер

Профессионализм

5

5

Организационные  качества

5

5

Справедливость

5

5

Самокритичность

4,7

4,8

Умение  работать с  людьми

4,8

4,8

Вежливость 

4,2

4,6

Гибкость 

4,0

4,7

Внимание  к людям

4,2

4,6


 

Следовательно, для главного инженера «человеческий фактор»  имеет наибольшее значение.

Для определения эффективного стиля управления можно использовать соотношение по системе:

 

      Эу=f(PПS),                                            (2.4)

где   П – подчиненный;

       Р  – руководитель;

      S – ситуации.

 

Важно определить соответствие уровня потенциала группы тому стилю  управления, который использует руководство предприятия.

Данные табл. 2.11. показывают ярко выраженные недостатки руководства (в лице директора) в плане построения взаимоотношений с коллективом. Одновременно имеются потенциальные  возможности формирования благоприятных взаимоотношений между руководством и подчиненными (высокая степень взаимности интересов между директором и гл. инженером, а также  большой  опыт  совместной работы,  знание  сильных  и    слабых сторон

Таблица 2.11.

Определение соответствия уровня потенциала группы стилю руководства

 

Показатели

группа

директор

Гл. инженер

Уровень  образования

Высокий

Высокий

Высокий

Стаж совместной работы

Менее 4-х лет

Более 4 –х лет

Более 4 –х лет

Групповая  сплоченность

26,43%

72,4%

Стиль  поведения

Преимущественно функциональные взаимоотношения

Директивный по отношению  к группе

Демократический по отношению  к группе

Желание совершенствоваться

Есть

-

Есть

Желание внести свой вклад  в развитие организации

Есть 

Есть

Есть

Есть желание совместной работы

У 57,4% опрошенных

Есть

Есть


 

организации дает основания  для таких выводов). Необходимо только наладить связи с коллективом  путем изменения стиля поведения  в зависимости от конкретной ситуации (в данной ситуации авторитарный стиль  управления на партисипативный или  соучаствующий), учета соответствия требований подчиненных к уровню управления и реальных методов руководства. 

Исследования показывают, что руководство предприятия  не владеет способами определения  соответствия стиля руководства  уровню потенциала группы; не знает расстановку сил в неформальных организациях, не оценивает ситуацию на основе изучения и использования методик социально-психологической оценки климата в группе.

Результаты подтверждают, что менеджмент действует на основе собственного представления об эффективности управления организацией, не соизмеряя свои намерения с потребностями коллектива, и использует патерналистический подход – «работник должен  быть сыт, обеспечен работой, остальное дело хозяина», что не совпадает с ожиданиями персонала.

Таким образом, имеет место проблема использования социально-психологических методов управления персоналом. Менеджмент успешно реализует регуляторы мотивации и недостаточно использует мотиваторы.

Причина - незнание социально  – психологических процессов, протекающих внутри коллектива.

 

2.5. Влияние  СПК на экономические показатели  деятельности предприятия

Неблагоприятный психологический  климат негативно отражается не только на социальном развитии коллектива (не в достаточной степени удовлетворяются  потребности и интересы коллектива, увеличивается текучесть кадров, их нестабильность), но и   на производственно – экономических результатах деятельности.

Неустойчивый характер взаимоотношений в коллективе экономистов  МП «Тепловые сети» способствовал  ухудшению качества выполняемых функций отдельными работниками предприятия.

Так, в первом квартале 2000 г. за наличие производственных упущений отдельным работникам АУП снизили  премиальные выплаты за квартал  с 75% до 40%. В таблице 2.12. приведена  информация об имеющих место на данный период производственных упущениях.

Таблица 2.12.

Протокол о наличии  производственных упущений персоналом АУП

 

Структурные подразделения, отделы, должности

Производственные упущения

Инспектор по кадрам

Недостаточное обеспечение

 

 

Начальник отдела кадров

 

Экономист по труду (плановый отдел)

 

 

 

 

предприятия кадрами  необходимой квалификации (рост текучести  кадров)

Недостаточное обеспечение  трудовой дисциплины в коллективе

Несвоевременный анализ использования рабочего времени  и расходов по оплате труда для сокращения непроизводительных расходов

Информация о работе Изучение теоретических аспектов формирования социально – психологических взаимоотношений в коллективе