Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Развитый коллектив требует наиболее совершенного подхода к его использованию, управлению.
В данной ситуации, на примере преуспевающих бизнесменов зарубежья и нашей страны, которые добились высоких результатов благодаря эффективным методам взаимодействия с подчиненными, руководители отечественных предприятий стремятся овладеть методами руководства коллективом, а также навыками эффективных взаимоотношений.
Поиском кандидатов должны заниматься:
1. Непосредственный начальник отдела, в котором работает специалист;
2. Отдел кадров;
3. Высший менеджмент.
4. Кандидат должен
иметь возможность сам
Поиск осуществляется в подразделениях, отделах; а так же в других службах. Для этого разрабатываются способы поиска:
а) Источники информации о кандидате
- данные о работе и результатах деятельности на всех предыдущих должностях;
- личные суждения знающих его руководителей;
- результаты тестов, опросов имеющихся в отделе кадров.
б) способы идентификации кандидата:
- оценка и рассмотрение в отделах, подразделениях;
- неформальное общение;
- дискуссии по обсуждению кандидата.
в) оценки, даваемые кандидату:
- им самим (самооценка);
- его руководителем (то есть возможность определить достигнутое);
- старшим начальником
(то есть перспективность
Подбор кандидатов предполагает тщательное их изучение и развитие стремления к продвижению по службе. Для этого имеет смысл:
1. Использовать систему консультаций и обучения. "О новых возможностях в организации":
а) качества, необходимые для продвижения и занятия вакансий;
б) рекомендации как достичь необходимых критериев.
Это позволяет кандидатам самим влиять на свою карьеру.
2. Разработать систему возможности менеджеру самому предлагать себя для назначения на вакансию, для этого самое главное - информируемость об открывающихся вакансиях и условиях отбора, а так же реальность данного подхода.
Для изучения сотрудников в целях рассмотрения их перспективных возможностей имеет смысл использовать подход, представленный на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Подход к рассмотрению перспективных возможностей сотрудников
Каждый кандидат должен иметь "профессионально-социальный портрет" и иметь систему общей подготовки кандидатов и индивидуальной, обеспечивающую готовность к предполагаемой должности.
Анализ системы подготовки и развития кадров МП «Тепловые сети» показывает, что система профессиональной подготовки (стажировка, специальная подготовка, дублирование, обучение) реализуется успешно, проблема заключается в подготовке специалистов со знанием психологии групповых отношений, именно эту систему и необходимо создать в этих целях, использовать для обучения потенциал ХГТУ и Педагогического института города Хабаровска.
По завершению курса подготовки кандидата, происходит определение его готовности - это наиболее важный аспект. Оценку готовности целесообразно проводить по трем параметрам:
1. Профессиональные испытания;
2. Анализ позиций в коллективе;
3. Самооценка.
Данный подход показывает, что без совершенствования работы отдела кадров действенность системы проблематична, так как необходимы специалисты по определению второго и третьего параметра. Без использования данной системы оценки будет иметь место "технократическая" система управления персоналом.
По результатам оценки кандидата и открытию вакансии принимается решение о назначении на должность.
Данный подход обеспечивает подготовку:
а) Компетентного в
техническом отношении
б) Руководителя способного создавать "климат" в котором рабочие хорошо работают;
в) Обеспечит реализацию принципа "время - деньги", так как специалисту со стороны требуется, как правило, 3-6 месяцев, чтобы "войти в курс дела"; 1-3 года чтобы "стать своим"; 2-5 лет, чтобы впитать культуру организации.
Имеет смысл использовать опыт передовых компаний шире и разработать справочник руководителя, касающийся отношений в коллективе.
В нем иметь разделы:
1. Руководитель:
- обязанности;
- права;
- способы принятия решений;
- рабочее время - фактор рационального управления;
- ответственность перед организацией;
- качества руководителя.
2. Делегирование полномочий:
- обязанности и права работников;
- контроль;
- нормативы.
3. Поведение группы:
- неформальная группа;
- ролевое распределение;
- власть и дистанция;
- культура предприятия;
- разрешение конфликтов.
4. Работа с подчиненными:
- подбор;
- продвижение;
- обучение;
- мотивация;
- аттестация;
- вознаграждение;
- дисциплина.
5. Ответственность за условия и безопасность труда:
- требования к организации работ;
- сан-технические условия;
- бытовые условия;
- безопасность труда.
Оценка результатов всего цикла управления карьерой позволяет определить ее эффективность, оптимальность, внести коррективы. Предлагаем следующие способы оценки эффективности подготовки руководителей (специалистов) внутри организации.
Качество подбора менеджеров - экономистов.
К=(R+Р+О)/3, (3.1)
где К - количество подбора;
R - средний результат аттестации (по 5-ти бальной шкале);
Р - проценты получивших повышение за изучаемый период;
О - проценты оставшихся в назначенных или повышенных должностях;
З - показатель (количество) используемых переменных (R, Р, О).
Так, в 1999 году в экономической службе этот показатель составил:
К=(4,2*10+8+92)/3=47,3
Эффективность подготовки руководителей:
Э=R/Q *100%, (3.2)
где Э – эффективность;
R - число должностей занятых из резерва;
Q - общее число вакансий.
Текучесть резерва:
Т=RП/R *100%, (3.4)
где Т – текучесть;
RП - число "резервистов" покинувших организацию;
R - общее число "резервистов".
Срок пребывания в резерве:
С=Т/К *100%,
где С - срок в резерве;
Т - число лет между зачислением в резерв и занятием должности;
К - число данных сотрудников.
5. Готовность резерва:
R=A/Q *100%, (3.6)
где R - готовность резерва;
А - число должностей имеющих готового резервиста;
Q - общее число ключевых должностей.
Таким образом, предложенная система управления карьерой:
Обеспечит системный подход в данном вопросе;
Позволит решить проблему кадров для должностей АУП;
Будет "стимулом" для сотрудников;
Позволит рационально расходовать средства на подготовку руководителей (специалистов);
Обеспечит подготовку руководителей:
- в соответствии с политикой предприятия;
- соответствующего социально-
3.3. Методика
комплексного изучения социально-
Дерево целей комплексного исследования жизни коллектива предприятия (цеха, отдела):
[Ц - О] – производство социальной информации для разработки и совершенствования социальной политики и выявление, решение социально-производственных и психологических проблем.
[Ц - 1] – производство
информации о деятельности
[Ц - 1.1] – состояние динамики в каждой сфере
[Ц - 1.2] – регуляторы поведения
[Ц - 1.3] – описание и параметры всех видов деятельности
(активности) личности, группы, коллектива.
[Ц - 2] – описание явных и латентных СПДК, образа жизни коллектива.
[Ц - 2.1] – иерархия проблем
[Ц - 2.2] – структура проблем
[Ц - 2.3] –факторы, зависящие от предприятия (участка, отдела)
[Ц - 3] – разработка социальной технологии
[Ц - 3.1] – методы социальной реконструкции
[Ц - 3.2] – целевые программы
Показатели сферы СПДК:
1. Человек - рабочее место:
- удовлетворенность трудом;
- удовлетворенность профессионал
- удовлетворенность отношением с начальником.
2. Психофизиологическое состояние:
- работоспособность;
- развитие личности.
3. Человек – группа:
-структура группы;
- социально-психологический климат группы;
- динамика группы.
4. Человек - производственный коллектив:
- экономические показатели;
- социальная значимость труда;
- вовлеченность работника в
Оценку социально-психологическ
2. Характеристика формальной структуры:
- персонал 16 человек;
- руководитель 2 человека;
- работники 14 человек.
Возраст: до 30 лет – 3
30 – 40 лет – 11
> 40 лет– 2
пол: 37,5% мужчины
Рис. 3.2. Структура коллектива
стаж
работы до 1 года – 1
до 4 лет – 5
4-10 - 5
> 10 - 5
стаж
совместной < 4 лет - 12
работы > 4 лет - 4
руководитель- возраст 45 лет
-стаж в должности – 8 лет
- образование высшее
главный инженер – возраст 41 лет
- стаж в должности 4 года
- образование высшее
Для изучения коллектива используем:
1. стратометрический метод
2. социометрический метод
Методом опроса
определяем индекс ЦОЕ (
Целями коллектива являются:
- занятие лидирующих позиций в службе;
- достижение высоких показателей в деятельности, обеспечивающих вознаграждение;
- создание климата
доброжелательности и
- уважение друг к другу.
Значимыми ценностями в общении являются:
1. уважение
2. открытость
3. ответственность
4. порядочность
5. безотказность в случае необходимой помощи.
Оценка собственной группы ее членами совпадает с эталоном - "хорошая группа".
В таблице 3.1. представлена стратометрическая оценка руководителей.
Таблица 3.1.
Стратометрическая оценка руководителей
Профессионализм, компетентность |
Справедливость, уменее руководить |
Чуткость, уважение, внимание | |
Директор |
5 |
4,95 |
4,87 |
Главный инженер |
5 |
4,9 |
4,92 |
Директор характеризуется как лидер-организатор.
Главный инженер - лидер коммуникатор.
Социометрический анализ позволил получить следующие результаты:
1. Социограмма группы методом опроса (5 вопросов по основным сферам отношений:
- кому подчиняться;
- с кем работать;
- с кем дружить;
- с кем отдыхать;
- кто рядом в критической ситуации.
Определялись "связи" в группе, выявлялись лидеры, статусные члены, изгои, итоговые данные отображены на социограмме на рисунке 3.3.