Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:57, реферат
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что переход на рыночные отношения связан с немалыми трудностями, в том числе и в сфере управления предприятиями. Однако успехи любого предприятия во многом зависят от эффективности менеджмента. Необходимость повышения эффективности экономической деятельности в России, становление теперь уже необратимых рыночных отношений требуют соответствующего аппарата управления, специально подготовленных людей-менеджеров, которые способны организовать социально-экономические структуры и рационально (научно) управлять ими.
Следует отметить, что руководитель малого предприятия исполняет в основном те же функции, что и руководители других форм предприятий, однако выполнение функций руководителем малого предприятия имеет свою специфику, она заключается в следующем:
Среди отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей на предприятии, важнейшим можно признать отношение работников к труду. От него зависит состояние реализации на производстве человеческого фактора, зачастую решающего среди факторов эффективности.
Отношение к труду
характеризует степень использо
Мотивация трудовой деятельности и самооценка удовлетворенности трудом представляют внутреннее состояние человека, внешнее же проявление его отношения к труду выражается в трудовом поведении, в определенной активности.
По мнению В.В. Адамчука, вначале у человека формируется трудовое поведение, а потом отношение к труду, но исследования к.э.н. доц. Алексеевского В.С. показали5, что на результат труда в значительной мере влияет отношение работника к труду: заинтересованное, творческое, пассивное, враждебное и т.п. Следовательно, отношение к труду формирует определенное трудовое поведение работника на данном рабочем месте6.
Отношение к труду (см. рис.2) характеризует стремления (или отсутствие его) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных и качественных результатов.
Оно проявляется:
Рассмотрим первый элемент - трудовое поведение работника – это результат организующей деятельности руководителя, а не только поведенческое, психологическое или эмоциональное проявления самого работника. Этот результат управленческой деятельности зависит от:
Внешнее |
|
Внутреннее | ||||||||||||||||||
Трудовое поведение |
|
|||||||||||||||||||
Социальная активность |
|
|||||||||||||||||||
Трудовая |
Общественно-политическая |
Познавательно-творческая |
|
Мотивы |
Установки |
|
Условия |
Оплата и нормирование |
Содержание труда | |||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
Выполнение производственных заданий |
общественно-политическая деятельность |
Повышение образовательного и квалификационного уровня |
| |||||||||||||||||
Повышение качества продукции |
Управление делами производства |
Овладение передовыми приемами и методами труда |
Формирование отношения к труду | |||||||||||||||||
Освоение вторых и смежных профессий |
Участие в рационализаторстве и изобретательстве |
|||||||||||||||||||
Многостаночное обслуживание |
||||||||||||||||||||
состязательность |
||||||||||||||||||||
Экономия и бережливость и т.д. |
Реализация отношения к труду
Рис.2. Общая схема формирования и реализации отношения работников к труду
Целью руководителя по организации труда на предприятии является достижение высоких результатов трудовой деятельности работников, он должен видеть, что результаты труда носят как материальный, так и духовный характер. Более того, он обязан видеть не только результат для предприятия, он обязан видеть результат для работника. Эти результаты представляют собой тот социальный ориентир совместной деятельности, который позволит долгое время вести работников к совместной цели – к улучшению качества жизни.
Для того, чтобы добиться совместных целей, нужно должным образом организовать трудовую деятельность, которая с позиции социологии труда проявляется как трудовое поведение.
Механизм регулирования трудового поведения показан на рис.3.
|
| ||||||
|
Ценностные ориентиры |
|
установки | ||||
|
|
||||||
интересы |
|
||||||
потребности |
Стимулы |
Оценочные показатели |
Административные решения |
Ценности и нормы поведения |
Рис.3. Механизм регулирования трудового поведения
Как видно на рис. 3, трудовое поведение определяется мотивацией трудовой деятельности, которая в свою очередь формируется под воздействием потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов. Потребности выступают глубинными источниками возникновения интересов. Интересы формируют мотивы и ценности. А свою очередь на интересы и ценности оказывает непосредственное влияние трудовая ситуация, складывающаяся из совокупности плановых и оценочных показателей, административных решений и системы стимулов. Между мотивами и ценностями существует обратная связь, т.е. они взаимно воздействуют друг на друга. Мотивы, ценностные ориентации напрямую формируют трудовое поведение. Такова общая схема взаимодействия побудительных сил, определяющих характер трудового поведения работника и его отношение к труду. Итак, стимулы трудовой активности:
Потребность – первоисточник мотивации, это нужда в том, что необходимо для существования личности (коллектива, общества), их нормального функционирования. Первичные – физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье и др. определяют самое необходимое для жизни. Потребности более высокого порядка – духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится и потребность в труде.
Будучи осознанными, потребности принимают форму интересов к различным благам, объектам, видам деятельности, способным удовлетворить потребность. реальные интересы побуждают человека к определенным социальным действиям.
Мотивы – это осознанное отношение к своим действиям, поступкам, это внутреннее обоснование личностью своего поведения, состояние предрасположенности или готовности к определенным действиям. Мотивы могут иметь разный характер. Материальные мотивы отражают потребность в зарабатывании средств на жизнь, духовные мотивы определяются интересом к содержательной части работы, социальные мотивы выражают стремление к занятию какой-либо социальной роли в коллективе и т.д.
Мотивы непосредственно предшествуют действию. Они, как правило, существуют не в чистом виде, а во взаимосвязи друг с другом, образуя мотивационное ядро,
Ценности – это представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях жизни, труда, а также о средствах достижения целей.
Одной из форм ценностей представляются идеалы как высшая цель, как абсолютное сочетание положительных качеств и свойств явлений, предметов, личности. Я рассматривала ценности в теоретической части, как средства достижения цели, схема 7-С и 7 категорий результативности труда.
Ценностные ориентации – это устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека к их достижению и служащие ему ориентиром в поведении и действиях.
Стимулы – это силы, оказывающие внешнее воздействие на человека с целью побудить его к определенному трудовому поведению.
Таков набор побудительных
сил, который определяет
Социальная активность представляет собой субъективное переживание работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она реализуется в соответствующем поведении.
Виды трудового поведения проявляются в трудовой активности:
Характеристика отношения работников к труду может даваться как со стороны труда (объекта), так и со стороны работника (субъекта) в виде непосредственного участия в системе общественного производства, его осознания, понимания, оценки своего трудового участия в общественное производство. Поэтому все факторы, формирующие отношения к труду (см. рис.4), можно разделить на:
Общие |
Специфические |
Предшествующий опыт | ||
Характер общественных отношений |
Содержание труда |
Общая и профессиональная культура | ||
Культура трудовых отношений |
Производственные условия труда |
Психологические, демографические, социально-обусловленные и другие особенности человека | ||
Трудовые традиции |
Организация и оплата труда |
Здоровье | ||
Ведущие ценности в обществе |
Верования | |||
ф. собственности |
Способности | |||
Ф. государственности |
Личные ценности и ориентиры | |||
Ф. соц. политики |
||||
Информация о работе Эффективность работы руководителя малого предприятия