Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 00:14, доклад
Качеством называют совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество – понятие, изменяющееся во времени.
Продукция – результат деятельности или процессов, которые можно разделить на четыре общие категории: оборудование (технические средства); программное обеспечение (средство); перерабатываемые материалы; услуги.
Понятие качества и оценка его уровня неразрывно связаны с понятием сертификации.
Качеством называют совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество – понятие, изменяющееся во времени.
Продукция – результат деятельности или процессов, которые можно разделить на четыре общие категории: оборудование (технические средства); программное обеспечение (средство); перерабатываемые материалы; услуги.
Продукция может быть: материальной (узлы или перерабатываемые материалы), нематериальной (информация или понятия); комбинацией из них; намеренной (предложение потребителям); ненамеренной (отходы горного предприятия).
Количественно или качественно установленные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества.
Показатели качества продукции в зависимости от задач оценки ее уровня классифицируются:
· по характеризуемым свойствам – назначение; надежность, сохраняемость; эргономичность и эстетичность; технологичность; стандартизация и унификация; патентно-правовые показатели; экологические показатели; безопасность; транспортабельность;
· по способу выражения – показатели, выраженные в натуральных единицах (килограмм, метр, балл, безразмерные единицы) и в стоимостных единицах;
· по числу характеризуемых свойств – единичные показатели, комплексные, обобщенные, интегральные; единичные, относящиеся только к одному свойству (например, прочность бетона на сжатие); комплексные – к нескольким свойствам (энергоемкость разрушения массива горной породы); обобщенные – относящиеся к такой совокупности свойств, по которой принято оценивать качество продукции (например, номенклатура показателей качества); интегральные – отражающие соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребления (например, мост, карьер, обогатительная фабрика и др.);
· по стадии определения – прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные;
· по применению – базовые, единичные.
Базовым является показатель качества продукции, принятой за исходный при сравнительных оценках. Относительным называют показатель, представляющий собой отношение единичного показателя качества продукции к соответствующему базовому показателю, а определяющим является показатель качества продукции, по которому оценивают его качество.
Уровень качества продукции – относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
Количественную оценку качества продукции осуществляют методами квалиметрии. Практическими задачами квалиметрии являются: разработка методов определения численных значений показателей технического уровня и качества продукции; сбор и обработка данных для вычисления и установления требований к точности показателей; установление единых методов измерения и оценки показателей качества; установление единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.
Количественная оценка показателей качества продукции производиться с целью:
— выбора наилучшего варианта продукции;
— повышения требований к качеству продукции в техническом задании на проектирование;
— оценки достигнутых показателей качества при проектировании и производстве;
— определения и контроля показателей качества после изготовления и в эксплуатации;
— определения соответствия достигнутых показателей качества требованиям нормативной документации и т.д.
Для оценки показателей качества продукции применяются методы:
— измерительный;
— расчетный или аналитический;
— статистический;
— экспертный;
— органолептический;
— социологический.
Измерительный метод основан на информации, полученной с использованием технических измерительных средств (например, скорость автомобиля измеряется по спидометру).
Расчетный метод основан на использовании информации, полученной с помощью теоретических или экспериментальных зависимостей (например, такой величиной является мощность или объем двигателя автомобиля).
Статистический метод применяется в тех случаях, когда использование измерительного или аналитического метода невозможно. Он основан на сборе статистической информации об отдельных явлениях или параметрах продукции (например, о времени наступления отказа или времени между отказами, наработке изделий и т.д.) и ее обработке методами математической статистики и теории вероятностей. По результатам этих процедур можно определить характеристики, подверженные воздействию большого количества случайных факторов, например среднее время отказа, среднее время между отказами, среднее время восстановления, вероятность безотказной работы изделия и т. п.
Широкое распространение эти методы получили при контроле качества продукции и регулировании хода технологических процессов. Некоторые показатели качества иначе определить невозможно, например выборочный контроль качества изделий одноразового производства.
Экспертный метод основан на определении показателей качества продукции сравнительно небольшой группы специалистов-экспертов (как правило, до 11-13 чел.). С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые в настоящее время не могут быть определены другими, более объективными методами, например цвет или оттенок цвета индикатора, запах и т.д.
Органолептический метод базируется на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств, а значения показателей определяются путем анализа полученных ощущений на основании имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этого метода зависят от способности, навыков и квалификации определяющих. На практике органолептический метод используется в сочетании с экспертным, поскольку ими оцениваются одни и те же показатели качества, например группы показателей эстетичности, эргономичности и др.
Социологический метод основан на определении показателей качества продукции ее фактическими или потенциальными потребителями с помощью анкет-вопросников. Точность социологического метода повышается в связи с расширением круга опрашиваемых потребителей, но в отличие от экспертного метода при данном методе не требуется специальной подготовки экспертов.
Как социологический, так и органолептический методы используются в тех случаях, когда невозможно использование измерительных или расчетных методов.
На практике для определения показателей качества продукции используется сочетание нескольких методов. Например, данные, полученные измерительным методом, затем рассчитываются с помощью теоретических зависимостей; показатели, полученные социологическим опросом, обрабатываются по специальной процедуре с привлечением аппарата математической статистики и т.д.