Кадровая политика – стратегия и основа управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Современные концепции управление персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знание его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Кадровая политика……………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность кадровой политики………………………….6
1.2. Виды кадровой политики…………………………………………10
1.3. Этапы формирования кадровой политики……………………..12
Глава 2. Управление персоналом………………………………………17
2.1. Стратегия управления персоналом……………………………….17
2.2. Формирование стратегического управления персоналом на различных стадиях развития организации……………………………27
Заключение………………………………………………………………35
Библиографический список…………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая работа управление персоналом.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

Дисциплина: «Управление  персоналом»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Кадровая политика – стратегия и основа управления персоналом»

                                                                                           Исполнитель:

                                                                                           Фокина Н.А.

                                                                                            Группа С-23Б

                                                                                   

Научный руководитель:

                                                                                           Хацевич Р.В.,

                                                                                 к.ф.н.

Мурманск

2011 г.

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Кадровая политика……………………………………………..6

    1. Понятие и сущность кадровой политики………………………….6
    2. Виды кадровой политики…………………………………………10
    3. Этапы формирования кадровой политики……………………..12

Глава 2. Управление персоналом………………………………………17

2.1. Стратегия управления персоналом……………………………….17

2.2. Формирование стратегического  управления персоналом на различных  стадиях развития организации……………………………27

Заключение………………………………………………………………35

Библиографический список…………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные концепции управление персоналом основываются на признании  возрастающей роли личности работника, на знание его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия, созданием новой организационной  культуры, возникновением специфических  ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Главная цель системы управления персоналом - создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие.

Под политикой организации, как  правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют  люди, входящие в организацию. Важнейшая  составная часть стратегически ориентированной политики организации - ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. Кадровая политика - это механизм выработки целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание ответственного, высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда. Кадровая политика - это механизм выработки целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание ответственного, высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка.

Особое место в кадровой политике занимает планирование, в задачи которого входят: определение количественного и квалификационного состава требуемых работников, способов их привлечения и возможности сокращения лишнего персонала; поддерживание знаний персонала в соответствии с требованиями организации и обеспечение развития кадров; расчет финансовых затрат на запланированные кадровые мероприятия и т.д.; стимулирование повышения производительности труда и создание условий для удовлетворенности работой.

Кадровая реформа предполагает разработку соответствующих стратегических и тактических целей, приоритетов, плана реформы, ее нормативно - методического и мотивационного обеспечения. Критерии оценки кадровой реорганизации на разных фазах ее реализации охватывают: величину финансовых затрат и отдачи на вложенный капитал, степень риска и неопределенности, скорость распространения информации о нововведениях реформы, соответствие реформы существующим нормам и ценностям, возможности реализации ее по частям и возврата к прежней практике, влияние на межличностные отношения.

Объектом данной работы является кадровая политика, предметом – стратегия управления персоналом на различных стадиях развития организации.

Целью данной курсовой работы является изучение стратегий управления персоналом.

Поставленная цель реализована  посредством решения следующих задач:

- рассмотреть понятие кадровой политики;

- выявить виды и цели кадровой  политики;

- дать описание этапам формирования  кадровой политики;

- изучить стратегии управления персоналом;

- рассмотреть стратегию управление  персоналом на различных стадиях формирования организации.

Для решения поставленных задач  были определены следующие методы исследования: поисковый, аналитический.

Курсовая работа  состоит из  введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении отражены актуальность исследования, цель работы, задачи и методы. В первой главе рассматривается понятие кадровой политики, ее виды и этапы формирования. Во второй главе исследуется стратегия управления персоналом и как происходит управление персоналом на разных этапах формирования организации. В заключении отражены выводы по проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Кадровая политика

 

 

    1. Понятие и сущность кадровой политики

 

Кадровая политика — совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Она находит свое отражение в следующих нормативных документах: правилах внутреннего распорядка и коллективном договоре [Базаров Т.Ю., 2009, с. 104].

     В широком смысле  кадровая политика - система правил и норм в области работы с кадрами, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы, приводящая человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы.

     Данным определением  подчеркивается интегрированность сферы управления персоналом в общую деятельность организации, а также факт осознания правил и норм кадровой работы всеми субъектами организации.

     В узком смысле  кадровая политика - набор конкретных  правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях работников и организации.

     Под кадровой политикой  подразумевается формирование стратегии  кадровой работы, установление целей  и задач, определение принципов  подбора, расстановки и развития  персонала, совершенствование форм  и методов работы с персоналом  в конкретных рыночных условиях на том или ином этапе развития организации.

     Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса  процессов обновления и сохранения  численного и качественного состава  кадров, его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда [Бредрик У., 2007, с. 217].

     Назначение кадровой  политики — своевременно формулировать цели в соответствии со стратегией развития организации, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей.

     Основными направлениями кадровой политики организации являются: проведение маркетинговой деятельности в области персонала; планирование потребности организации в персонале; прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала; подбор и расстановка персонала; разработка систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда; рационализация затрат на персонал организации; разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности; организация труда и рабочего места; разработка программ занятости и социальных программ; эффективное распределение и использование занятых в организации работников, рационализация их численности; управление нововведениями в кадровой работе; обеспечение безопасности и охраны здоровья персонала; анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов; обеспечение высокого уровня качества труда, трудовой жизни и результатов труда; разработка проектов совершенствования управления персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности.

     Кадровая политика  организации — генеральное направление  кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.

     Кадровая политика  тесно связана со всеми областями хозяйственной политики организации. Из главной цели кадровой политики можно вывести подцели для управления персоналом, например, предоставить трудовые ресурсы определенного качества и количества к установленному сроку, на установленный период, на определенные рабочие места. На основе таких целевых установок можно определить содержание кадровой политики в организации.

      Основной принцип кадровой политики заключается в том, что одинаково необходимо достижение индивидуальных и организационных целей.     

 Главными принципами отдельных  направлений кадровой политики организации можно назвать следующие [Хруцкий В.Е., 2006, с. 345]:

 

 

Направления

Принципы

Характеристика

1. Управление персоналом  организации

одинаковой необходимости  достижения индивидуальных и организационных целей (основной)

Необходимость искать честные  компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации

2. Подбор и расстановка  персонала

соответствия

профессиональной компетенции

практических достижений

индивидуальности

Соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека

Уровень знаний, соответствующий требованиям должности

Требуемый опыт, руководящие  способности (организация собственной  работы и подчиненных)

Облик, интеллектуальные черты, характер, намерения, стиль" руководства

3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности

конкурсности

ротации

индивидуальной подготовки

проверки делом

соответствия должности

регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей

Отбор кандидатов на конкурсной основе

Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали

Подготовка резерва  на конкретную должность по индивидуальной программе

Эффективная стажировка на руководящих должностях

Степень соответствия кандидата  на должность в настоящий момент

Оценка результатов  деятельности, собеседования, выявление склонностей и т.п.

4. Оценка и аттестация  персонала

отбора показателей  оценки

оценки квалификации

оценки осуществления  заданий

Система показателей, учитывающих  цель оценок, критерии оценок, частоту  оценок

Пригодность, определение  знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности

Оценка результатов  деятельности

5. Развитие персонала

повышения  квалификации

самовыражения

саморазвития

Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала

Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения

Способность и возможность  саморазвития

6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда

соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой  работы

равномерного сочетания  стимулов и санкций

мотивации

Эффективная система  оплаты труда

Конкретность описания задач, обязанностей и показателей

Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности  труда

Информация о работе Кадровая политика – стратегия и основа управления персоналом