Казначейская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения казначейской системы исполнения бюджетов
1.1. Понятие сущность и функции бюджетов
1.2. Бюджетный процесс
1.3. Понятие и сущность исполнения бюджетов
Глава 2. Анализ казначейской системы исполнения бюджетов
2.1. Характеристика субъектов исполнения бюджетов РФ
2.2. Казначейская система исполнения бюджетов
2.3. Контроль за исполнением бюджетов
Глава 3. Проблемы и перспективы функционирования казначейской системы исполнения бюджетов в РФ
3.1. Проблемы финансирования расходов через казначейства
3.2. Перспективы функционирования казначейской системы исполнения бюджетов в РФ: цели, задачи и их исполнение
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 810.41 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

Введение 

Глава 1. Теоретические основы изучения казначейской системы исполнения бюджетов 

1.1. Понятие сущность и  функции бюджетов 

1.2. Бюджетный процесс 

1.3. Понятие и сущность  исполнения бюджетов 

Глава 2. Анализ казначейской системы исполнения бюджетов 

2.1. Характеристика субъектов  исполнения бюджетов РФ 

2.2. Казначейская система  исполнения бюджетов 

2.3. Контроль за исполнением бюджетов 

Глава 3. Проблемы и перспективы  функционирования казначейской системы  исполнения бюджетов в РФ

3.1. Проблемы финансирования  расходов через казначейства 

3.2. Перспективы функционирования  казначейской системы исполнения  бюджетов в РФ: цели, задачи и  их исполнение 

Заключение 

Список литературы 

Приложение 1 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Выполнение государством возложенных  на него функций требует наличия  у него необходимых финансовых ресурсов. Это требует концентрации в бюджете  части денежных средств, создаваемых  в государстве. В ходе мобилизации  в бюджет этих средств и их использования  возникают финансовые отношения  между государством, налогоплательщиками  и получателями бюджетных ассигнований.

Сосредоточение в государственном  бюджете крупных денежных средств - необходимое условие осуществления  эффективной финансовой политики государства. Однако, в первоначальный период построения экономического механизма новой России, когда формировались новые отношения собственности, создавались налоговая и денежная системы в целом по стране снизилась налогово-бюджетная дисциплина. В этом же направлении действовала и политика суверенизации, когда каждый субъект федерации больше думает о своих доходах, чем об эффективности их использования.

Стадия исполнения бюджета  является одной из важнейших стадий в бюджетном процессе, которая  предусматривает обеспечение полного  и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов  и финансирование всех запланированных  бюджетных расходов. Для совершенствования  и ужесточения контроля бюджетного процесса, а именно стадии исполнения бюджетов, в 1992 году было предложено внедрение  казначейской системы исполнения бюджетов. Одним из базовых направлений  рационализации бюджетного процесса в  области исполнения бюджета, является сокращение времени следования бюджетных  денежных потоков. Исполнение бюджета  через казначейскую систему, как  показывает практика экономически развитых стран, обеспечивает максимальную организационную  эффективность и, как следствие, экономию при движении бюджетных денежных потоков. Таким образом, бюджетная политика 90-х годов была переориентирована на прохождение денежных потоков бюджета через счета федерального казначейства, открытые в Банке России и его главных управлениях или расчетно-кассовых центрах. Не смотря на десяти летний опыт работы органов казначейства, вопросы, связанные с внедрением новых бюджетных и информационных технологий, управлением и целевым использованием бюджетных средств, повышением качества осуществляемого контроля, улучшения во взаимодействии органов казначейства с другими финансово-контрольными органами остаются актуальными.

В связи с этим представляется необходимым комплексное исследование проблем развития казначейской системы  исполнения бюджетов, формирование ее эффективных организационных и  финансовых основ, выработка обоснованных рекомендаций относительно повышения  качества системы управления финансовыми  потоками государства, совершенствования  казначейского контроля.

Объектом курсовой работы является казначейская система РФ. Предметом – Деятельность по исполнению бюджетов РФ казначейской системой.

Целью курсовой работы является анализ функционирования казначейской системы, выявление проблем и  путей их решения.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические основы исполнения бюджетов;

2. Проанализировать систему исполнения бюджетов;

3. Выявить проблемы и перспективы функционирования казначейской системы исполнения бюджетов РФ.

Разработанность темы. Теоретические  и практические аспекты функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы исполнения бюджетов

 

1.1. Понятие сущность  и функции бюджетов

 

Одной из стадий бюджетного процесса является исполнение бюджета. Несмотря на широкое применение этого  термина в экономической литературе и практике хозяйствования, вопросам содержания данного понятия уделяется  недостаточное внимание. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению сущности казначейского исполнения бюджета (КИБ), целесообразно определить, что понимается под термином «исполнение бюджета».

 Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) разделяет процесс исполнения  бюджета на два направления:  по доходам и по расходам. Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает: 

1 перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

2 распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

3 возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

4 учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета (ст. 218 БК РФ).

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования (ст. 219 БК РФ). Данные определения, на наш  взгляд, носят поверхностный характер, не раскрывают всей сущности процесса исполнения бюджета.

Бюджет является одной  из основополагающих финансово-правовых категорий. В настоящее время  отсутствуют единые подходы к  определению понятия «бюджет». Разные авторы по-своему выделяют характерные  черты и функции бюджета. На наш взгляд, сложность определения сущности бюджета связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.

 Бюджет следует рассматривать в трех аспектах: экономическом, материальном и правовом.

 Бюджет в экономике  – это роспись доходов и  расходов субъектов хозяйствования  на определенный период времени.  Также в экономическом смысле  под бюджетом понимают централизованный  в определенных масштабах денежный  фонд, который находится в распоряжении  органа, наделенного властными полномочиями.

 Материальная сущность  бюджета видна из его характеристик  как экономической категории.  Как нам известно, сущность любой  категории, в том числе и  бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет является наиболее широкой  финансово-экономической категорией. Поэтому ему присущи все функции,  принадлежащие финансам:

1) перераспределение валового внутреннего продукта;

2)государственное регулирование и стимулирование экономики;

3)финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

4)контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

 С правовой точки  зрения, бюджет – форма образования  и расходования фонда денежных  средств, предназначенных для  финансового обеспечения задач  и функций государства и местного  самоуправления (ст. 6 БК РФ). В то  же время бюджет в Российской  Федерации является законом, то  есть подкрепляется силой государства  и является обязательным для  исполнения.

 Бюджет является публично-правовой  категорией, имеет нормативное закрепление  и служит для выражения исключительно  государственных интересов и интересов муниципального образования. Поэтому отношения в этой сфере регулируются императивными нормами. 1

 Можно определить, что  бюджет – это публичные экономические  отношения, опосредующие процесс  образования, распределения и  использования централизованного  денежного фонда определенного  государственно-территориального или  муниципального образования, находящегося  в распоряжении органов государственной  власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования  общих задач территории и являющегося  основным финансовым планом, утверждаемым  соответствующим законодательным  (представительным) органом в правовой  форме. Однако надо иметь в  виду, что в статье 6 БК РФ дано  экономически акцентированное понятие  бюджета как формы образования  и расходования фонда денежных  средств, предназначенных для  финансового обеспечения задач  и функций государства и местного  самоуправления.

 Бюджет федеральный – это экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда Российской Федерации, находящегося в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения и являющегося основным финансовым планом государства, утверждаемым Государственной думой.

 Федеральный бюджет  является основной финансовой  базой функционирования государства.  Централизация финансовых средств в федеральном бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны. Средства, мобилизуемые в федеральном бюджете, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут (или не должны) быть обеспечены из других источников. С помощью федерального бюджета осуществляется перераспределение финансовых средств между субъектами РФ с целью выравнивания условий их социально-экономического развития.2 

 Таким образом, можно  выделить два основных значения  бюджета. Первое – как фонд. В данном случае бюджетом является  совокупность денежных отношений  по поводу образования и использования  бюджетных средств. Второе –  как финансовый план. В этом  смысле бюджет представляет собой  юридически оформленный документ, в котором в количественном  выражении отражаются показатели  получения государством денежных  ресурсов, а также направления  и размеры их использования.

 

1.2. Бюджетный процесс

 

В соответствии с российским законодательством бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. 3

В соответствии с Бюджетным  кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной  финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается  в соответствии с положениями  ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. 4

Федеральный бюджет рассматривается  Госдумой в трёх чтениях (внесены  изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается: - прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов; - приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы; - общий объём расходов; - верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга; - нормативная величина резервного фонда; - дефицит или профицит федерального бюджета; По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. в случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

1) Предоставить законопроект  в согласительную комиссию (состав: совет федерации, правительство,  Госдума);

2) Вернуть в правительство  на доработку; 

3) Поставить вопрос о  доверии правительству;

Во втором чтении Госдума  утверждает бюджет по разделам. Рассматривает: приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам; - программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; программа государственно внутренних и внешних заимствований;

В третьем чтении - по подразделам. Утверждается ведомственная структура  расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет  Федерации, который рассматривает  его, отклоняет или утверждает, в  течение 14 дней. Одобренный Советом  Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ. 5

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам  удавалось существенно увеличить  некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние  годы бюджет принимается в том  виде, в каком он был внесён правительством.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

1.составление проектов бюджетов – подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

2.утверждение проектов бюджетов – принятие нормативно—правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

3.исполнение бюджетов – получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

4.контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов– текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

 

1.3. Понятие и  сущность исполнения бюджетов

 

Теперь, когда мы рассмотрели  сущность бюджета, можно перейти  к этимологии словосочетания «исполнение  бюджета». Отметим, что по Далю одним  из значений глагола «исполнять»  является «приводить в действие». Таким  образом, исполнение бюджета – это  не что иное, как реализация финансового  плана государства на практике.

 Приведем несколько  определений понятия «исполнение  бюджета», предлагаемых разными  авторами.

Информация о работе Казначейская система