Казначейская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения казначейской системы исполнения бюджетов
1.1. Понятие сущность и функции бюджетов
1.2. Бюджетный процесс
1.3. Понятие и сущность исполнения бюджетов
Глава 2. Анализ казначейской системы исполнения бюджетов
2.1. Характеристика субъектов исполнения бюджетов РФ
2.2. Казначейская система исполнения бюджетов
2.3. Контроль за исполнением бюджетов
Глава 3. Проблемы и перспективы функционирования казначейской системы исполнения бюджетов в РФ
3.1. Проблемы финансирования расходов через казначейства
3.2. Перспективы функционирования казначейской системы исполнения бюджетов в РФ: цели, задачи и их исполнение
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 810.41 Кб (Скачать файл)

 По мнению Акперова И.Г., исполнение бюджета – это «...процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года». Седова М.Л. говорит, что «исполнение бюджета – центральная стадия бюджетного процесса, на которой происходит реальное формирование и использование финансовых ресурсов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления в форме бюджетного фонда…»6.  Годин А.М., Подпорина И.В. дают следующее определение данного понятия: «Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке… Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования».7  Ицкович Б.Ф. под основным содержанием исполнения бюджета понимает осуществление контроля за движением финансовых потоков, за выполнением финансируемыми из бюджета организациями установленных для них плановых норм и заданий.8 

 В целом мы согласны  с такими определениями понятия  «исполнение бюджета». Однако, учитывая  вышеизложенное рассмотрение этимологии  слов «бюджет» и «исполнение», мы полагаем, что наиболее точным  будет следующее определение:  исполнение бюджета – это совокупность  финансово-денежных отношений при  формировании доходов и осуществлении  расходов средств государственного  фонда в пределах бюджетных  ассигнований, выделяемых на текущий  финансовый год в соответствии  с финансовым планом государства. 

 Данное определение  представляется нам наиболее  точным и полным, поскольку при  исполнении бюджета решается  несколько важных и сложных  задач в рамках проводимых в стране экономических, политических и социальных реформ. Бюджет государства – это баланс доходов и расходов государства как экономического субъекта. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, сборов и иных платежей в соответствии бюджетным и налоговым законодательствами. Расходы бюджета ежегодно утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Финансирование расходов, утвержденных сверх бюджетных ассигнований, невозможно. Также особую значимость имеет своевременное и целевое использование бюджетных средств, поскольку задержка финансирования или отвлечение средств не на те цели, на которые они выдавались, приводит к сбою всего процесса исполнения бюджета. Это, в свою очередь, затрудняет реализацию экономических, политических и социальных реформ, проводимых в стране.

 Как нам известно, в  мире существует несколько систем  исполнения бюджета. В России  в настоящее время используется  казначейская система исполнения  бюджета (КСИБ). Рассмотрим сущность  понятия «казначейское исполнение  бюджета». В современной научной  литературе встречаются различные  трактовки данного понятия. Так, Иванова Н.Г. и Маковник Т.Д. дают следующее определение понятия «казначейская система исполнения бюджета»: «…при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств» (курсив Ивановой Н.Г., Маковник Т.Д. – Е. К.) . 9Данное определение, на наш взгляд, является неточным, поскольку не в полной мере раскрывает сущность казначейского исполнения бюджета, которое не только «осуществляет платежи за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги…», то есть ограничено рамками расходных операций, а также осуществляет управление доходами федерального бюджета, осуществляет контроль за бюджетными потоками и др. 10

 По данному вопросу  нам более близко мнение Прокофьева  С.Е., который понятие «казначейское  исполнение бюджета» рассматривает  как «…организационно-финансовую  категорию управления государственными  финансами и бюджетным процессом,  как способ организации государственной  казны, кассового исполнения бюджета  по расходам и доходам и  осуществления бюджетно-финансового  контроля». 11

 Акперов И.Г. выделяет три системы исполнения бюджета, в том числе и казначейскую, «…при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управления их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений». 12

 Большинство практических  работников финансовых структур, в том числе органов Федерального  казначейства, в своих публикациях  стараются избегать четкого определения  понятия «казначейское исполнение  бюджета». Они рассматривают этот  процесс через функции, задачи, принципы. Так, Федоров В.В. под  казначейской системой исполнения  бюджета понимает «систему всеобъемлющего  учета движения бюджетных средств,  начиная от их поступления  в государственную казну», и далее  он рассматривает основные функции  казначейства. Рыбакова Р.Ю. процесс  казначейского исполнения бюджета  описывает так: «…Исполнение  бюджета осуществляется на основе  отражения всех операций и  средств бюджета в системе  балансовых счетов казначейства…». Безденежных А.В. и Начинкин Д.Б. суть КСИБ сводят к тому, что «…казначейство принимает на себя обязательства бюджетных учреждений и напрямую осуществляет по ним платежи на счета поставщиков и производителей. Соответственно у казначейства появляется возможность четкого контроля над расходами…». Нестеренко Т.Г. говорит, что «казначейское исполнение – это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои номинальные счета (или лицевые счета) на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета…». 13 Именно на этом счете «ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета». 14

 Как мы видим, в  специальной научной литературе, а также многочисленных публикациях  отсутствует достаточно полное  научное определение содержания  понятия «казначейское исполнение  бюджета». 15 На наш взгляд, наиболее точное и полное следующее определение: Казначейское исполнение бюджета – это регламентированный государством процесс формирования и расходования средств государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в рамках проводимых бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, социальных и политических реформ, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их учет, мониторинг и управление ими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ системы  исполнения бюджетов

 

2.1. Характеристика  субъектов исполнения бюджетов  РФ

 

Анализ положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации показывает, что в состав участников исполнения бюджетов РФ  входят следующие субъекты:

1.Государство и его территориальные подразделения:

а) Российская Федерация,

б) субъекты Российской Федерации (рис. 1): 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения Москва и Санкт Петербург;

 

 

Рисунок 1. Распределение субъектов федерации по типам

в) муниципальные образования:

1)1867 районов;

2)1091 городов;

3)329 районов и округов в городах; 

4)1922 поселка городского типа;

5)24444 сельских администраций.

Группировки регионов России. Субъекты федерации группируются в:

1)федеральных округов;

2)11 экономических районов;

3)14 географических районов;

5)4 (до 2010 года - 6) военных округов;

6) (до 2010 года - 11) часовых поясов.

2. Президент и органы государственной власти Российской Федерации (исполнительные и законодательные органы). В их компетенцию в сфере бюджетных правоотношений входят:

1)установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

2)разграничение и перераспределение доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней;

3)разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней;

4)определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

5)определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

6)определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

7)установление порядка (процедуры) и непосредственное составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

8)установление федеральными законами порядка заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

9)осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

10)установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

11)осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

12)установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;

13)предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;

14)установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;

15)установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

16)утверждение бюджетной классификации РФ;

17)установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

18)формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга; определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

19)определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

20)установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

3. Органы государственной власти субъектов РФ: исполнительные и законодательные органы. К их компетенции в бюджетно - правовой сфере относятся:

1)установление порядка (процедуры) и непосредственное составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ, консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

2)распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

3)определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;

4)разграничение полномочий между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в части осуществления расходов в соответствии с законодательством РФ;

5)установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;

6)определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам и собственно ее предоставление;

7)установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов субъектом РФ;

8)определение перечня и порядка государственных внутренних заимствований субъекта РФ, их осуществление (а также внешних заимствований), управление государственным долгом субъекта РФ.

4. Органы местного самоуправления, к компетенции которых в бюджетно-правовой сфере относятся:

1)установление порядка и непосредственное составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

2)определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

3)определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

4)предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

5)определение порядка и осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом.

5. К прочим субъектам бюджетных правоотношений относятся:

1)органы государственных внебюджетных фондов;

2)главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

3)бюджетные учреждения;

Информация о работе Казначейская система