Казначейская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения казначейской системы исполнения бюджетов
1.1. Понятие сущность и функции бюджетов
1.2. Бюджетный процесс
1.3. Понятие и сущность исполнения бюджетов
Глава 2. Анализ казначейской системы исполнения бюджетов
2.1. Характеристика субъектов исполнения бюджетов РФ
2.2. Казначейская система исполнения бюджетов
2.3. Контроль за исполнением бюджетов
Глава 3. Проблемы и перспективы функционирования казначейской системы исполнения бюджетов в РФ
3.1. Проблемы финансирования расходов через казначейства
3.2. Перспективы функционирования казначейской системы исполнения бюджетов в РФ: цели, задачи и их исполнение
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 810.41 Кб (Скачать файл)

обоснованности направлений  расходов;

правильности представленных расчетов;

полноты указанных источников доходов;

ожидаемых доходов (прибылей);

возможности достижения цели в рассматриваемые сроки.

Текущий контроль

После принятия решения о  выделении средств федерального бюджета бюджетополучателям наступает  этап текущего (оперативного) контроля.

Текущий контроль - это контроль, осуществляемый на этапе совершения финансовых операций со средствами федерального бюджета в целях предотвращения нарушений при расходовании этих средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления  финансово-денежных расчетов. Текущий  контроль проводится операционной группой  отдела платежей отделения, в котором  открыт лицевой счет бюджетополучателя  и предусматривает проверку:

соответствия предполагаемых к оплате расходов утвержденной смете  расходов, кодам экономической классификации;

соответствие заключаемых  договоров доведенным лимитам бюджетных  обязательств;

документов, подтверждающих надлежащую реализацию договоров на поставку продукции, выполнение работ, услуг, заключенных трудовых соглашений.

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и  перспективы функционирования казначейской    системы исполнения бюджетов  в РФ

 

3.1. Проблемы финансирования  расходов через казначейства

 

Процесс развития казначейской системы сдерживается такими факторами, как несовершенство и несогласованность  существующей законодательной и  нормативно-правовой базы, проблемами в организационно-методической, а  также информационно-технологической  областях.

Основные из них:

1. органы федерального казначейства реально не включены в систему электронных расчетов банка России, Федеральное казначейство не является лицензированной кредитной организацией, а поэтому не имеет статуса участника прямых расчетов;

2. не урегулирован вопрос порядка финансирования через лицевые счета получателей средств федерального бюджета, не являющихся юридическими лицами, учитывающего специфику отдельных министерств и ведомств;

3. несвоевременное представление лимитов бюджетных обязательств в разрезе кодов бюджетной классификации РФ;

4. чрезмерный режим секретности в учреждениях Министерства обороны РФ;

5. ведомственные разногласия между Министерством финансов РФ, Банком России и Госналоговой службой России по вопросам применения бюджетной классификации для учета исполнения федерального бюджета;

6. бюджетная классификация в Российской Федерации нуждается в глубокой доработке с тем, чтобы она обеспечила всесторонний охват бюджета в его расширенном понимании. Классификация должна обеспечить возможность сопоставлять с данными международных систем бюджетной классификации.

7. недостаточное оснащение вычислительной техникой, что затрудняет всю работу казначейства.

Без решения этих фундаментальных  проблем не могут быть решены поставленные Правительством РФ задачи централизации  средств бюджета на

счетах федерального казначейства Минфина России и контроля за целевым использованием бюджетных средств. 16

Главное управление федерального казначейства совместно с заинтересованными  ведомствами участвует и планирует  участвовать в дальнейшем совершенствовании  финансового законодательства. Ряд  проблем нуждается в разрешение на высоком политическом уровне.

Не менее сложные и  масштабные проблемы стоят перед  органами федерального казначейства в  области организации и обеспечения  контроля за исполнением расходной части бюджета. Среди многих решений принятых в последнее время можно выделить самое важное - это учет органами федерального казначейства обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. В 2001 году Правительство приняло постановление, устанавливающее реализацию субсидиарной ответственности Главных распорядителей средств федерального бюджета по обязательствам, принимаемым подведомственными им учреждениями.

В 2000 году в рамках контроля за обязательствами Правительство установило, что учету подлежат и те из них, которые оплачиваются за счет внебюджетных средств бюджетных учреждений. Положение коренным образом должно изменится в лучшую сторону при переводе счетов по учету внебюджетных средств в систему федерального казначейства. 17

Процесс казначейского исполнения не может быть завершен, пока все  до единого федерального учреждения не будут иметь счета только в  системе казначейства.

Сложившаяся в России система  межбюджетных отношений, несмотря на проведенные  в 1990-х годах реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.

По уровню децентрализации  бюджетных ресурсов Россия практически  не уступает большинству федеральных  государств, однако, формально сохраняет  крайне высокую, даже по меркам унитарных  государств, централизацию налогово-бюджетных  полномочий. Бюджеты субъектов Российской Федерации и особенно местные  бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным  законодательством без предоставления источников финансирования.18  Основная часть расходов региональных и местных бюджетов, включая заработную плату в бюджетной сфере, а также финансирование сети бюджетных учреждений регламентируется централизованно установленными нормами. Более 80 процентов налоговых доходов этих бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых нормативов расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, развитию налогового потенциала территорий. Несмотря на тенденцию к формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур, что требует дальнейшего развития и законодательного закрепления методологии бюджетного выравнивания. 19

Установленные федеральным  законодательством крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов  власти Субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления позволяют перекладывать политическую и финансовую ответственность за сбалансирование территориальных бюджетов и состояние социальной сферы на федеральный центр.

Противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов, формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются неустойчивостью макроэкономических условий, завышенными социальными  ожиданиями и требованиями к государству, резкими различиями в бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Региональные и местные  бюджеты остаются недостаточно прозрачными, отсутствует целостная система  мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, результаты которой были бы доступны не только органам власти разных уровней, но и населению.

Серьезным препятствием на пути развития бюджетной системы  стала неопределенность бюджетного статуса муниципальных образований  и существующая система административно-территориального деления субъектов Российской Федерации.20  Нынешняя организация местного самоуправления, незавершенность процесса его становления, недостатки унаследованной системы административно-территориального устройства не позволяет провести полноценную, охватывающие все уровни бюджетной системы реформу, гарантирующую финансовую самостоятельность муниципальных образований.

Все это приводит к неэффективному использованию бюджетных ресурсов, сокращению объема и качества бюджетных  услуг, подрыву предпосылок для  устойчивого экономического роста.

 

 

 

3.2. Перспективы  функционирования казначейской  системы исполнения бюджетов  в РФ: цели, задачи и их исполнение

 

1. Цели деятельности Федерального  казначейства

Деятельность Федерального казначейства в 2011 – 2013 гг. будет направлена на достижение следующих стратегических целей и решение тактических  задач Министерства финансов Российской Федерации:

Задача 1 «Организация и обеспечение  исполнения федерального бюджета и формирование бюджетной отчетности» в рамках цели 1 «Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации»;

Задача 4 «Оказание государственных  услуг субъектам Российской Федерации  и муниципальным образованиям по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов органами Федерального казначейства»  в рамках цели 4 «Создание условий  для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Для решения тактических  задач Министерства финансов Российской Федерации сформулированы следующие  цели Федерального казначейства на 2011-2013 гг.:

Для решения задачи 1 «Организация и обеспечение исполнения федерального бюджета и формирование бюджетной отчетности»:

1) Кассовое исполнение  федерального бюджета и ведение  реестра государственных контрактов  Российской Федерации.

Достижение данной цели предполагает организацию эффективной и прозрачной системы исполнения федерального бюджета, при которой выполняется следующий  комплекс требований:

• Федеральный бюджет исполняется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации;

• Созданы условия для реализации полномочий государственных заказчиков по включению в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, сведений о государственных контрактах, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

• Платежи производятся максимально оперативно.

2) Формирование бюджетной  отчетности.

Достижение данной цели предполагает организацию системы формирования и предоставления бюджетной отчетности, при которой:

• Отчетность формируется и предоставляется заинтересованным пользователям максимально оперативно и является достоверной.

3) Распределение доходов  от налогов, сборов и иных  поступлений между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации.

Достижение данной цели предполагает осуществление распределения доходов  между бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации, соответствующего следующим требованиям:

• Поступившие доходы распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации максимально оперативно и корректно (при условии корректного заполнения платежных документов плательщиками и предоставления соответствующей информации администраторами доходов и финансовыми органами);

• Возврат (зачет) излишне/ошибочно уплаченных платежей осуществляется в максимально короткие сроки;

• Информация о поступивших доходах предоставляется заинтересованным пользователям максимально оперативно и является достоверной.

5) Организация исполнения  судебных актов, предусматривающих  обращение взыскания на средства  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации.

Достижение данной цели предполагает создание эффективной и прозрачной для взыскателей системы исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установленных судебными  актами, при которой:

• исполнение судебных актов производится в максимально короткие сроки;

• минимизируется количество ошибочно поступающих и возвращенных исполнительных документов;

• минимизируются случаи применения мер принуждения к должникам со стороны органов Федерального казначейства в связи с нарушением требований бюджетного законодательства;

• минимизируется количество жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам исполнения судебных актов;

• достигается единообразие практики применения законодательства Российской Федерации;

• исполнение всех судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, консолидируется в системе органов Федерального казначейства.

Для решения задачи 4 «Оказание  государственных услуг субъектам  Российской Федерации и муниципальным  образованиям по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов органами Федерального казначейства»:

4) Выполнение полномочий  по кассовому обслуживанию исполнения  бюджетов субъектов Российской  Федерации, местных бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации (бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов) и неучастников бюджетного процесса.

Достижение данной цели предполагает создание условий для прозрачности финансовых (кассовых) потоков в  бюджетной системе Российской Федерации, позволит обеспечить соблюдение единства бюджетной системы Российской Федерации (единство правовой базы, единство денежной системы, единообразие санкций за нарушения  бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок осуществления расходов бюджета и ведения бухгалтерского учета) и удовлетворяет:

• Интересам федеральных органов власти (прозрачность финансовых потоков в секторе государственного управления, соблюдение единых стандартов и методологии осуществления кассовых операций, формирование качественной информационной основы для принятия управленческих решений);

• Интересам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (оперативная информация о кассовых поступлениях и кассовых выплатах, отсутствие затрат на создание собственных казначейств);

Информация о работе Казначейская система