Казначейская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников бюджетного процесса

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения казначейской системы исполнения бюджетов
1.1. Понятие сущность и функции бюджетов
1.2. Бюджетный процесс
1.3. Понятие и сущность исполнения бюджетов
Глава 2. Анализ казначейской системы исполнения бюджетов
2.1. Характеристика субъектов исполнения бюджетов РФ
2.2. Казначейская система исполнения бюджетов
2.3. Контроль за исполнением бюджетов
Глава 3. Проблемы и перспективы функционирования казначейской системы исполнения бюджетов в РФ
3.1. Проблемы финансирования расходов через казначейства
3.2. Перспективы функционирования казначейской системы исполнения бюджетов в РФ: цели, задачи и их исполнение
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 810.41 Кб (Скачать файл)

4)государственные и муниципальные предприятия и иные получатели бюджетных средств;

5)органы денежно - кредитного регулирования;

6)кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

 

2.2. Казначейская  система исполнения бюджетов

 

Казначейская система  исполнения бюджета – это организация  исполнения бюджета в соответствии с российским законодательством  через органы Федерального казначейства Минфина России либо региональные казначейства субъектов РФ и муниципальных  образований.

Переход к Казначейской системе  исполнения бюджета был вызван реформированием бюджетной и банковской систем, необходимостью усиления контроля за своевременное поступлением средств на бюджетного счета и целевым расходованием бюджетных средств. При казначейском исполнении бюджета учет поступлений по бюджетной классификации доходов, распределение доходов между бюджетами разных уровней, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешит, надписи на право осуществления расходов в рамках выдел, лимитов бюджетных обязательств, платежи от имени получателей бюджетных средств производят казначейские органы.

 Федеральное казначейство  Минфина РФ выполняет операции  со средствами федерального бюджета,  в случае заключения соотв.  бюджетных соглашений - со средства  ми бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов. Про исходит переход на исполнение федерального бюджета через единый счет Федерального казначейства, открытый в учреждениях Центрального банка РФ (ранее по исполнению федерального бюджета в кредитных учреждениях отдельно открывались доходные счета и счета по учету средств федерального бюджета). В результате в оперативном управлении Казначейства оказываются и доходные, и расходные потоки, что должно разделить информационные и денежные потоки, обеспечить ускорение финансирования, сократить встречные потоки, устранить кассовые разрывы. К операциям Федерального казначейства относится и краткосрочное прогнозирование поступлений на бюджетные счета и расходования бюджетных средств.

Казначейская система  исполнения бюджета позволяет сделать  процесс его исполнения прозрачным и подконтрольным государственным  органам. Федеральное казначейство ведет учет исполнения бюджета и  составляет отчетность, сверяет отчетные данные с данными органов, контролирующих исполнение доходной части бюджета, и кредитных учреждений. Происходит переход по учету внебюджетных средств  бюджетных учреждений на лицевых  счетах в органах Федерального казначейства. В Федеральном казначействе действует  телекоммуникационная информационная система, позволяющая получать ежедневные данные о состоянии бюджетных  счетов и представлять эти данные министру финансов РФ, Правительству  РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

 Федеральное казначейство  выполняет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета (и территориальных бюджетов, если их исполнение осуществляется через органы федерального казначейства). В результате списание средств с бюджетного счета на основе платежных документов, представляется. распорядителями бюджетных средств и их получателями, осуществляется кредитными учреждениями только после разрешительной надписи казначейских органов, проверивших соответствие этих расходов утверждено смете доходов и расходов, лимиту бюджетных обязательств. Последующий контроль за целевым использованием бюджетных средств выполняют территориальные органы департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России.

Казначейские органы контролируют также своевременность зачисления кредитными учреждениями налоговых  и других поступлений на бюджетные  счета, своевременное перечисление средств на счета бюджетополучателей (если последним не открыты лицевые  счета).

Органы федерального казначейства наделены правами: проведения в министерствах, ведомствах, учреждениях, на предприятиях проверок документов, связанных с  зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета; приостановки операций по счетам предприятий, учреждений и организаций в случае непредставления работницам органов казначейства требуемых документов; изъятия соотв. документов; выдачи предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства, о взыскании средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению; наложения штрафов на кредитные учреждения при несвоевременном проведении операций с бюджетными средствами; внесения предложений в центральный банк рф о приостановлении действий лицензий кредитных учреждений, нарушающих бюджетное законодательство.

В ряде субъектов РФ (напр., города Москва, Санкт-Петербург, Ярославская  обл. и др.) созданы регион, казначейства при финансовых органах, чьи функции  по исполнению территориальных бюджетов аналогичны функциям федерального казначейства по исполнению бюджета.

Организационная структура(РИСУНОК)

Центральный аппарат (первый уровень):

Операционное  управление;

Управление финансового  прогнозирования и управления единым казначейским счётом;

Управление финансово-бюджетных  операций;

Управление совершенствования  функциональной деятельности;

Управление бюджетного учёта и отчётности;

Управление финансовых технологий;

Управление внутреннего  контроля (аудита) и оценки эффективности  деятельности;

Административное  управление;

Финансовое управление;

Управление информационных систем;

Управление режима секретности и безопасности информации;

Юридическое управление.

Территориальные управления Федерального казначейства по субъектам  федераций - второй уровень - располагаются  в административных центрах субъектов  Федерации.

Отделения Федерального казначейства - третий уровень управления - располагаются  в районных центрах, крупных населенных пунктах, ЗАТО по решению соответствующего территориального управления.

Организационная структура  Федерального Казначейства представлена, в приложении 1.

 

2.3. Контроль за исполнением бюджетов

 

Направления проведения контрольных  мероприятий определяются исходя из общих задач, стоящих перед органами казначейства. В Указе Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1556 и в Положении о федеральном  казначействе в целом намечены приоритеты контрольной деятельности. Существуют методики проведения различных контрольных  мероприятий. Однако развитие новых  экономических и, в частности, бюджетных  отношений в современной России, переход на казначейскую систему  исполнения бюджета требуют изменения  системы контрольных функций  органов казначейства.

Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то сейчас на этапах предварительного и текущего контроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е. утвержденной смете, подтверждением надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

Во исполнение постановления  Правительства Российской Федерации  от 28.08.97 № 1082 «О мерах по ускорению  перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» органы федерального казначейства открывают счета для зачисления и выдачи средств в Центральном банке России, его учреждениях на местах, иных банках и финансово-кредитных учреждениях. В министерствах, ведомствах, на предприятиях и других юридических лицах они осуществляют проверки денежных документов, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета.

Таким образом, органы федерального казначейства, опираясь на Центральный  банк России и его систему, освобождают  его от функций контроля и ведения  учета средств федерального бюджета.

Можно сделать вывод, что  наличие казначейской системы позволяет  на основе четко определяемых объемов  реальных потребностей наиболее рационально  проводить оптимизацию бюджетных  потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных  ассигнований и сумм платежей.

Основная работа по осуществлению  контрольных функций казначейства ведется в низовых звеньях  системы - отделениях федерального казначейства на местах. В то же время еще одним  направлением контрольной деятельности органов казначейства является контрольная  работа региональных управлений, объектами  которой становятся нижестоящие  отделения федерального казначейства и которая ведется по двум направлениям:

проверки финансово-хозяйственной  деятельности отделений - целевое использование  средств федерального бюджета, выделенных на содержание отделения, постановка бухгалтерского учета, анализ контрольной работы, выполняемой  отделением, эффективность работы отделов;

проверки осуществления  отделениями предварительного контроля при финансировании организаций  и учреждений через лицевые счета  казначейства, цель которых определить правильность и своевременность  работы соответствующих отделов отделений со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям.

Таким образом, основные контрольные  функции управления - организационно-методическая работа, проведение комплексных контрольных  мероприятий, анализ результатов проводимой контрольной работы, а также подготовка отчетов, информации, предложений для  передачи в Главное управление федерального казначейства. Отделения федерального казначейства участвуют непосредственно  в контрольных мероприятиях, подготавливают отчеты о своей работе.

В условиях перевода бюджетополучателей на лицевые счета на отделения  ложится задача осуществления как последующего, так и текущего контроля за использованием средств федерального бюджета.

Связь в этой системе двухсторонняя - управлением направляются отделению  задания на проведение контрольных  мероприятий, методические рекомендации по проведению проверок и оформлению их результатов, различные запросы. Отделением же управлению направляются материалы контрольных мероприятий, ежемесячные отчеты по их итогам, проекты  предписаний на бесспорное взыскание  санкций. Кроме того, по вопросам организации, планирования контрольной работы и  реализации материалов проверок идет активный обмен информацией между  этими структурами.

Важной частью контрольных  функций органа казначейства является взаимодействие с различными контролирующими  структурами - правоохранительными, налоговыми и финансовыми.

Каждая служба государственного контроля имеет свои строго определенные функции. Как правило проведение контрольных мероприятий осуществляется специалистами федерального казначейства, Прокуратуры, Госналогслужбы, Федеральной службы налоговой полиции, КРУ Минфина России, Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации. Кроме того, проводятся различные совещания с участием представителей этих органов, где вырабатываются решения по ряду вопросов, принимаются различного рода соглашения о совместных действиях в области надзора и контроля за исполнением законодательства в кредитно-банковской сфере, целью которых является нормализация кредитно-банковских отношений, укрепление финансовой дисциплины, улучшение взаимодействия вышеназванных органов.

Предварительный контроль

Переход на казначейскую систему  исполнения бюджета дает возможность  проведения более полного и всестороннего  контроля за этим процессом, который предусматривает ряд этапов.

Предварительный контроль - это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений и других документов и направленный на предупреждение неэффективного и  нецелевого расходования средств федерального бюджета.

Реализация предварительного контроля органами казначейства должна происходить на этапе принятия решения  о выделении средств на уровне ГУФК и управления. Примером такого контроля на макроуровне является процесс  составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП  и разработки макроэкономических показателей  развития экономики.

На микроуровне - это процесс  разработки финансовых планов и смет, кассовых и кредитных заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление  учредительных договоров, договоров  о совместной деятельности и пр. Так, при выделении средств федерального бюджета на содержание бюджетной  организации до утверждения сметы  доходов и расходов проверяется  обоснованность представляемых расчетов о предстоящих расходах и ожидаемых  доходах. Аналогичные проверки проводятся при выделении средств на возвратной основе на выполнение федеральных целевых  программ.

Проведение предварительного контроля предусматривает проверку:

Информация о работе Казначейская система