Классификация управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 03:38, курсовая работа

Описание работы

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Целью курсовой работы является определить классификацию управленческих решений, основные признаки и виды управленческих решений, факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых решений.

Содержание работы

Введение .................................................................................................... 3

Понятие управленческих решений и их виды ………………………. 4
. Сущность и характерные особенности управленческих решений ... 4
. Классификация управленческих решений……................................... 8
1.3. Факторы, влияющие на качество и эффективность принимаемых управленческих решений …………..........……………...………………...... 12
2. Виды управленческих решений и процесс их принятия на примере ООО «Комплекс-компьютерс» .……………………………………..…..….. 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Комплекс-компьютерс» .……………………………………...……… 15
2.2. Виды управленческих решений, принципы и этапы процесса их принятия …………………………………………………...……………….…. 29
2.3. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений.…........................................................................... 37
Заключение ................................................................................................ 41

Список использованных источников ..................

Файлы: 1 файл

курсовая Управленческие решения.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

          Наиболее  распространенный тип решений  – это стандартное решение. Аналитические  шаги, необходимые для его принятия, применимы также и для остальных  типов решений. При принятии любого  типа решений опыт менеджера включается  с  первого  шага  и  используется  в  ходе  всего  этого  процесса.  Если  в  причинно-следственном  анализе  необходимо  опасаться  "любимых причин" менеджеров, то при принятии решений можно стать жертвой "излюбленных альтернатив". В этом случае предпочтение "излюбленному варианту"  может  исказить  весь  анализ  и  привести к заранее известному выбору.

          Как  правило, для успешного осуществления  процесса принятия управленческих  решений генеральному директору  ООО «Комплекс-компьютерс» и менеджеру любой другой фирмы необходимо пройти восемь основных его стадий.

          На первой  стадии главная задача состоит  в правильной постановке цели  решения. Любой процесс принятия  решения должен начинаться с  осознания необходимости его  принятия. Важно, прежде всего, задаться вопросом о самом выборе, который предстоит сделать. Такие вопросы способствуют выполнению трех задач: показать связь решения с необходимостью сделать выбор; задают направление в поиске альтернатив; исключают альтернативы, лежащие за пределами поставленной цели.

          Стремясь  обеспечить правильность постановки  цели решения, менеджер должен  ответить на такие вопросы:

          1. Какой  выбор я пытаюсь сделать? Этот  вопрос дает точку отсчета. Он  будет уточнен двумя следующими вопросами.

          2. Почему  это решение необходимо?

          3. Каким  было последнее решение? Этот  вопрос вытекает из концепции, что все решения  образуют некоторую  цепь. Поэтому очень важно найти  место данного решения в ней. Например, предположим,  что цель  решения заключается в  выборе  программы  подготовки  кадров  для  осуществления  мероприятий по улучшению условий труда. Прежде чем поставить такую цель, необходимо ответить на вопрос: "Уверены ли мы, что улучшение условий труда разрешит проблему улучшения морального климата в коллективе?" Если это так, то возникает новый вопрос: "Убеждены ли мы, что требуется программа подготовки кадров?" Только ответив на эти вопросы, можно двигаться дальше,  исходя из того,  что  предшествующие  решения  получены  в результате  серьезного  анализа.

          Вторая  стадия связана с установлением  критериев решения. Так как о  решениях судят, прежде всего, по полученным результатам, то с их рассмотрения разумно и начать процесс выбора. Эти результаты именуются "критериями решения" и представляют собой основу фактически осуществляемого выбора. Менеджерам важно четко представлять, чего они хотят достичь. Ключевой вопрос в данном случае таков: "Какие факторы следует учитывать, делая выбор?" Этот вопрос порождает ряд факторов, которые должны быть учтены при выборе решения. В ситуации группового принятия решения постановка такого вопроса предполагает, что лица, на деятельность которых должно повлиять данное решение, будут  иметь  возможность  высказать  свои  предположения, требования.

          На третьей  стадии генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс», либо другой менеджер проводит разделение критериев по принципу их важности для организации. Критерии имеют различное значение. Например, одни критерии представляют собой обязательные ограничения, тогда  как другие просто  фиксируют желательные характеристики. чтобы  принять  достаточно эффективное решение, следует разделить критерии на жесткие ограничения и желательные характеристики, без которых можно было бы и обойтись. Затем важно проранжировать критерии, отнесенные к категории желательных. В принятии управленческих решений, конечно, неизбежны и компромиссы. Например,  предпочтете ли вы более быстрой поставке более низкую цену? Готовы ли вы пожертвовать  скоростью  ремонта  ради  лучшего  качества обслуживания?

          На четвертой  стадии осуществляется выработка  альтернатив. При обсуждении стандартных  решений это не составляет  проблемы. Например, при сравнении  различных мест расположения  нового пункта питания. При рассмотрении других типов решений, особенно новаторских, этот шаг более сложный.

          Пятая  стадия выделяется для сравнения  выработанных на предыдущей стадии  альтернатив. Квалифицированное принятие  решений требует выработки ряда  альтернатив, сравнивая их и выбора наилучшей. Иногда все варианты решения выглядят хорошими и ни одно не кажется преимущественным. Поэтому, чтобы сделать выбор, менеджер нуждается в определенных средствах для сравнения альтернатив.

          Рассмотрим  некоторые из них. Так, прежде всего желательно начинать со сбора информации об альтернативах. Во многих случаях альтернативы первоначально описываются в очень общем виде, например: "Мы можем организовать выполнение всей этой работы на стороне" или "Мы можем нанять временных рабочих". Но для того, чтобы можно было сравнивать альтернативы, необходимо понять суть выбора, ответив, например, на такие вопросы: "Сколько будет стоить выполнение работы на стороне?", "Может ли она быть эффективно сделана на стороне?", "Когда работа будет закончена?" и др.

          Без  достаточных данных об альтернативах  вряд ли можно сравнить их  относительные достоинства. Собранная  информация поможет измерить  степень удовлетворения требований  по каждому из критериев. Сбор  данных является спланированным процессом, а не произвольной реакцией на информацию по мере ее появления. После того как генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс» четко определит альтернативы, на первое место может выйти вопрос: "Как систематизировать и сравнить данные?" Здесь необходимо придерживаться следующего основополагающего принципа: "Всегда сопоставлять варианты решения с критериями, никогда не сравнивать один вариант решения с другим. Важно избежать "ослепления решениями", недуга, поражающего тех менеджеров, которые беспрерывно сопоставляют между собой альтернативы и в конце концов теряют из виду цели и конечные результаты принятия решения.

          На этой  же стадии поиска эффективных  решений может случиться и другой недуг – аналитический "паралич". Он возникает тогда, когда сбор информации об альтернативах становится самоцелью. Принятие решения – это ведь процесс нахождения лучшего варианта, основанного на наилучшей и доступной информации. Между тем, вряд ли можно достичь такого положения, чтобы в наличии были все факты, данные, необходимые материалы для выработки решений. Процесс сопоставления альтернатив с критериями является попыткой помочь лицу, принимающему решение, сосредоточится на ключевых источниках информации. Оба названных "недуга" принятия решений могут быть "излечены" концентрацией внимания преимущественно на критериях, а не на альтернативах.

          Критерий  оценки последствий различных  вариантов определяется обычно  целью решений. При этом существует  необходимость в измерении степени, до которой определенное событие способствует достижению цели. Для разрешения конфликтов нужна общая единица измерения последствий. Без нее нельзя, например, сравнить альтернативу, ведущую к минимизации затрат за перевозку товаров, с альтернативой, позволяющей минимизировать время доставки, чтобы сравнить последствия этих альтернатив, нужно чтобы они принадлежали к одному классу. Как перевести измерения по одной шкале (стоимость доставки), в последствия по другой шкале (время доставки) или измерить и те и другие по третьей шкале? Кроме того, мы должны знать, как соотнести приросты по разным шкалам.

          Применительно  к экономике можно сказать, что, к сожалению, нельзя выразить  все последствия в виде их  влияния на издержки и прибыль, поэтому использование денег  в качестве всеобщей единицы измерения может оказаться затруднительным

          На шестой  стадии определяется риск, которому  может быть подвергнута фирма  в случае выбора конкретной  альтернативы. В предпринимательской  деятельности выявление риска  может варьировать от сложного вероятного анализа в моделях исследования операций до чисто интуитивных догадок, которые можно представить вопросами типа: "Как вы думаете, что они (покупатели или же производители-конкуренты) предпримут, когда мы объявим о повышении цен?" нас интересует рабочий инструмент менеджеров, которым можно пользоваться быстро и  эффективно и  который  не  требует сложного математического аппарата.

        Чтобы правильно определить область риска, следует рассматривать альтернативы поочередно и пытаться предсказать трудности, с которыми можно столкнуться в случае реализации каждой из них. Подчеркнем важность рассмотрения альтернативы, потому что отклонения, связанные с принятием одной альтернативы, как правило, не имеют ничего общего с возможными отклонениями в случае реализации других альтернатив.

          На седьмой  стадии разрабатывающий решение  делает оценку риска. Знать о  существовании риска важно, но  недостаточно. Необходимо определить  его значимость. При оценке риска  учитываются такие факторы, как  вероятность и серьезность. При помощи фактора вероятности формируется суждение о том, что то или иное событие действительно произойдет. Фактор серьезности позволяет сформировать суждение о степени влияния события на ситуацию, если оно произойдет.

          На восьмой стадии принимается решение. Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение. Ведь эти данные позволяют сравнивать показатели эффективности альтернатив. Следует отметить, что показатели степени риска прямо не связаны между собой, пока нет такой формулы, которая позволила бы их сравнить. Поэтому следует поставить вопрос: "Стоит ли дополнительная эффективность, которую можно получить, того риска, на который я иду?" Обычно менеджеры не стремятся минимизировать риск, а идут на риск приемлемый и контролируемый. Делая выбор, генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс» анализирует, взвешивает целый ряд суждений. Очень важно  эти суждения четко рассортировать. Ведь решение, которое нужно принять, основывается на определенной сумме оценочных суждений. Однако встречаются в практике предпринимательства и неоднозначные (двойные) решения, которые именуются бинарными. В бинарном решении представлены две диаметрально противоположные альтернативы. Обычно это конкурирующие альтернативы, которые вынуждают делать выбор "да/нет", "или/или". Например, открывать еще одну мастерскую ООО «Комплекс-компьютерс» или нет. Эти решения отличаются высокой степенью неопределенности.

          Метод  оптимизации критериев помогает  менеджерам успешно конструировать альтернативы для принятия решения и последующей его реализации в практике предпринимательства.

   2.3. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений.

 В процессе решения можно  выделить следующие основные  функции генерального  директора  ООО «Комплекс-компьютерс».

  Во-первых, генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс» должен управлять процессом выработки решения.

  Во-вторых, генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс» выдвигает задачу для решения, участвует в ее конкретизации и выборе оценочных критериев. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью генерального  директора  ООО «Комплекс-компьютерс», главной творческой частью его работы.

 В- третьих, он выполняет сложную работу по самому принятию решения.

 В- четвертых, генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс» организует выполнение решения, возглавляя работы на этапе реализации принятого решения.

Руководители должны владеть системным подходом к принятию решений и иметь общее представление о методах и средствах используемых  в процессе подготовки и принятия решения.

Процесс выявления целей может носить итеративный характер. Генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс», исходя из имеющихся директивных материалов, данных прогнозов, мнении отдельных специалистов и др., составляет список всех возможных целей, которые первоначально не обязательно должны быть точными и полными, и проводит их систематизацию.

Обмен мнениями помогает уточнить старые и выявить новые цели. Генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс» должен правильно наметить подходы к определению цели, более качественно провести процесс их выявления, применяя определенные логические принципы, вводя, где это возможно, количественные методы оценки.

Руководителями выявляются и первоначально оцениваются альтернативы решений проблемы. Они расчленяют проблему таким образом, чтобы были видны все причинно-следственные связи, определяют тенденции в изменении поведения экономических объектов в будущем, осуществляют выбор альтернатив и критериев, проводят необходимые расчеты и т.д.

Большинство руководителей в процессе работы над постановкой задачи обнаруживают такие проблемы и возможности, о существовании которых им ранее не было известно и которые стали очевидными только в процессе этой работы.  

Вовлечение руководителей в аналитическое исследование проблем является важным фактором успеха. Участие генерального директора  ООО «Комплекс-компьютерс» в формировании критериев, определении и ранжировании целей решающим образом сказывается на внедрении результатов. В 80% случаев разработки, выполненные с привлечением руководителя, находят практическое применение. Это в два раза превышает значение показателя внедрения разработок без их участия.

Генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс», принимая участие в формализации конкретной управленческой ситуации, имеет ясное представление о границах выводов и о том, как полученные результаты помогут ему более обоснованно принять решение.

Генеральный директор  ООО «Комплекс-компьютерс» должен принимать решение, опираясь на точные, проверенные данные, на детально проработанные варианты, в многообразии которых оптимальный вариант редко можно обнаружить с первого взгляда.

Информация о работе Классификация управленческих решений