Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:10, дипломная работа
Актуальность дипломной работы заключается в следующем: современным состоянием организации закупочной деятельности в торговле, претерпевшей коренные изменения в условиях рыночной экономики. Данные изменения состоят в том, что на смену фондовому распределению товаров при плановой централизованной системе управления экономикой, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства хозяйствующих субъектов, жесткой регламентации поставок товаров, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости коммерческих работников пришла эпоха свободных рыночных отношений, которые характеризуются:
Для того чтобы провести сегментирование покупателей в магазине был проведён опрос с помощью анкетирования.
По результатам анкетирования было выявлено, что посетители магазина распределяются по следующим группам:
-жители близлежащих домов – 80%:
из них: - домохозяйки – 40%; -работающие мужчины – 12%; работающие женщины – 17%; неработающие пенсионеры, прочие покупатели с низким
доходом – 3%; дети, живущие в близлежащих домах – 9%, автомобилисты, проезжающие по улице – 2%; -Школьники – 11%.
2.2.
Оценка закупочной
Ассортимент реализуемых исследуемым предприятием торговли товаров состоит из множества групп товаров: продукты мясной промышленности, молоко, кисломолочные изделия, хлебобулочные изделия, масложировая продукция, продукты переработки зерна, консервы, пресервы из рыбы и морепродуктов, продукты винодельческой промышленности, макаронные изделия, пиво б/а напитки, соки, кондитерские изделия мучные, в т.ч. кремовые, сахаристые, мороженное, полуфабрикаты, табачные изделия, фрукты, цитрусовые, пиво, корм для животных, рыба и морепродукты, яйцо пищевое.
Для анализа ассортимента данного предприятия сгруппируем его в таблицу.
Таблица 3. Анализ ассортимента продукции
№ |
Группы товаров |
Количество разновидностей |
1 |
Мясо замороженное |
5 |
2 |
Рыба замороженная |
14 |
3 |
Рыба соленая и копченая |
9 |
4 |
Замороженные морепродукты |
12 |
5 |
Консервы |
21 |
6 |
Масло растительное |
12 |
7 |
Соки и воды |
50 |
8 |
Полуфабрикаты |
36 |
9 |
Фрукты и овощи |
28 |
10 |
Колбасы и изделия из мяса |
112 |
11 |
Молочная продукция |
41 |
12 |
Соусы |
26 |
13 |
Крупы и макаронные изделия |
45 |
14 |
Чай и кофе |
109 |
15 |
Кондитерские изделия |
97 |
16 |
Слабоалкогольная продукция |
67 |
17 |
Яйцо |
5 |
Это лишь небольшая часть того товарного ассортимента, который представлен на предприятии ИП Кяримов Ф.А.
По сравнению с 2012 годом в 2013 году ассортимент был расширен. В частности, в 2013 году в торговый ассортимент предприятия не входили молоко и кисломолочные продукты, что, по-моему, являлось упущением отдела закупок, так как это дополняющий товар. Для покупателя удобнее и выгоднее приобрести оба вида товара у одного продавца. В 2012 году ассортиментный перечень остался без изменений. Расширение ассортимента в 2013 году было обусловлено спросом покупателей на данные разновидности товара. Судя по увеличению товарооборота в 2013 году, данная мера была оправдана и дала соответствующие финансовые результаты.
Таблица 2.8 – Анализ структуры товарооборота ИП Кяримов Ф.А. за 2012 – 2013 гг.
Товарная группа |
2012 год |
2013 год |
Отклонения 2012 от 2013 года |
Темп роста 2013г. к 2012г., % | |||
Сумма тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма тыс. руб. |
Уд. вес, % | ||
Мясо замороженное |
17712,2 |
21,4 |
24603,4 |
21,5 |
6891,2 |
0,1 |
138,9 |
Рыба замороженная |
20156,8 |
24,3 |
28457,9 |
24,8 |
8301,1 |
0,5 |
141,2 |
Рыба соленая и копченая |
18968,7 |
22,9 |
25987,4 |
22,7 |
7018,7 |
-0,2 |
137,0 |
Замороженные морепродукты |
26011,2 |
31,4 |
35365,1 |
31,0 |
9353,9 |
-0,4 |
136,0 |
Итого: |
82848,9 |
100,0 |
114413,8 |
100,0 |
31564,9 |
- |
138,1 |
В течение данного периода отмечается рост товарооборота по некоторым товарным группам, что объясняется расширением внутригруппового ассортимента товаров и ростом покупательского спроса.
В 2013 году по сравнению с 2012 г. произошло увеличение продаж по группе товаров «Мясо замороженное» на 21,5% или 6891,2 тыс. руб., т.к в 2013 году предприятие заключило не малое количество договоров с клиентами, те которые занимаются продажей данного ассортимента товара. По товарной группе «Замороженные морепродукты» увеличился ассортимент реализуемой продукции, т.к. заключили договора с новыми поставщиками по более низким ценам из этого следует, что продажи по этим группам товаров увеличились в 2013 году по сравнению с 2012 году.
Изменение суммы товарооборота по товарным группам может быть из-за увеличения суммы поступления товаров, некоторого изменения ассортимента товаров. Для повышения продажи товаров необходимо изучать спрос потребителей и расширять ассортимент товаров.
Торговый ассортимент на исследуемом предприятии торговли всегда полный и стабильный. Это достигается вследствие реализуемого на предприятии метода работы, когда основанием для закупки товаров служат, прежде всего, заявки покупателей плюс резервный запас, рассчитываемый по итогам реализации за предыдущие периоды, что возможно благодаря хорошо налаженным связям с поставщиками.
Закупка товара осуществляется по мере необходимости – определенной периодичности не существует в связи с неравномерностью спроса. На предприятии ведется компьютерный учет ТМЦ с помощью специальной программы. Узкая товарная номенклатура позволяет достаточно оперативно и точно отражать приход/отгрузку товара в программе, что позволяет отделу закупок в любой момент получать достоверную информацию об остатках товаров на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемых объема и структуры заявок от покупателей. При этом также учитывается небольшая площадь склада.
Эффективность использования товарных запасов определяется с помощью таких показателей, как время товарного обращения и скорость товарного обращения.
Время товарного обращения (Ов) рассчитывается по следующей формуле (2.1):
Ов = (ТЗ х t) / Р, (2.1)
где ТЗ – средний товарный запас, тыс. руб.;
Р – объем товарооборота предприятия, тыс. руб.;
t – количество дней в периоде, дни.
На исследуемом предприятии были зафиксированные следующие данные:
ТЗ = 4987,5 тыс. руб.;
Р = 114413,8 тыс. руб.;
t = 365 дней.
Отсюда,
Ов = (4987,5 х 365) / 114413,8 = 15,9 дней
Оптимальное значение данного показателя составляет 20-25 дней. При слишком низком значении данного показателя происходит дефицит товара, и предприятие недополучает объёма товарооборота и соответственно желаемой суммы прибыли.
Следовательно, исследуемому предприятию торговли ИП Ларцева И.В. необходимо в значительной мере повысить количество своих товарных запасов. Следующим показателем эффективности использования товарных запасов является скорость товарного обращения (От), которая показывает, за сколько оборотов обернется средний товарный запас для получения объема продаж в данном периоде, и рассчитывается по формуле (2.2):
От = Р / ТЗ, (2.2)
Следовательно,
От = 114413,8 / 4987,5 = 22,9 оборота.
На протяжении нескольких лет работы предприятие осуществляло поставку товаров от различных производственных и оптовых торговых предприятий. И в конечном итоге путем выбора наиболее оптимальных источников поставки товаров выбор был остановлен на таких поставщиках, как: ООО «Эмин», ООО «Доча», ООО «Мавр», ОАО «Вимм-Билл-Данн», ОАО «Аян», ООО «Дымов».
Далее проведем оценку поставщиков ИП Кяримов Ф.А. в зависимости от их функционального признака. По данному признаку все поставщики подразделяются на две основные группы:
а) поставщик-изготовитель;
б) поставщик-посредник.
Таблица 2.9- Структура поставщиков по функциональному признаку
Функциональный признак |
Предприятие |
Уд. вес, % |
А |
1 |
2 |
1.Поставщик-изготовитель |
ООО «Эмин» |
92,59 |
ООО «Доча» | ||
ОАО «Вимм-Билл-Данн» | ||
ОАО «Аян» | ||
2. Поставщик-посредник |
ООО «Дымов» |
7,41 |
ООО«КрасКон» |
||
Итого: |
6 |
100 |
Для более наглядного представления структура поставщиков предприятия ИП Кяримов А.Ф. представлена на диаграмме (рисунке 2.8).
Из нижеприведенного рисунка мы видим, что подавляющее большинство (а именно 92,59%) поставщиков ИП Кяримов Ф.А. являются изготовителями поставляемой продукции.
Рис. 2.8- Структура поставщиков ИП Кяримов Ф.А., %
Практически все поставщики предприятия ИП Ларцева являются изготовителями.
Далее проведем анализ поставщиков предприятия по формам оплаты заказов. Полученные данные свидетельствуют, что со всеми поставщиками торговое предприятие рассчитывается с помощью безналичного расчета. В начале 90-х годов данный вид расчета был не выгоден для поставщиков продукции, так как в связи с не развитой экономикой страны, постоянно возникали проблемы при обналичивании денег. В связи с этим многие предприятия предпочитали наличный расчет делая значительные скидки при этом. Поэтому возникали проблемы с приобретением товара у поставщиков, находящихся в других регионах, и как следствие сужение ассортимента реализуемой продукции.
Таблица 2.10- Анализ поставщиков в зависимости от формы платежа
Форма платежа |
Предприятие |
1. Наличный расчет |
ООО «Эмин» |
ООО «Доча» | |
ОАО «Вимм-Билл-Данн» | |
ОАО«Аян» | |
ООО «Дымов» | |
2. Безналичный расчет |
ООО «КрасКон» |
В настоящее время данные проблемы на рынке страны не возникают, что связано с относительно успешным развитием экономики.
Наличный расчет является наиболее оптимальным и удобным, поэтому он применяется со всеми поставщиками исследуемого предприятия торговли.
Лишь в редких случаях ИП Кяримов Ф.А. закупает необходимую продукцию за безналичный расчет у предприятия.
Далее проведем анализ поставщиков с точки зрения надежности. Результаты данного анализа занесём в таблицу.
Таблица 2.11 -Анализ надежности поставщиков
Предприятие |
Заключено договоров на сумму, тыс. руб. |
Выполнено на сумму, тыс. руб. |
Отклонение (+;-) |
Надежность, % |
ООО «Эмин» |
16379,9 |
16068,7 |
-311,2 |
98,10 |
ООО «Доча» |
10056,8 |
10056,8 |
0 |
100,00 |
ОАО «Вимм-Билл-Данн» |
11148,6 |
10654,3 |
-494,3 |
95,56 |
ЗАО «Аян» |
16018,1 |
13248,6 |
-2769,5 |
82,71 |
ООО «Дымов» |
17125,9 |
12056,7 |
-5069,2 |
70,40 |
ООО «КрасКон» |
16416,9 |
16251,1 |
-165,8 |
98,99 |
ИТОГО: |
87146,2 тыс. руб. |
78336,2 тыс. руб. |
8810,0 тыс. |
90,34 |