Комплексная маркетинговая программа повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта – разработка основных положений комплексной маркетинговой программы и мероприятий по реализации данной программы, позволяющей повысить конкурентоспособность ТОО «Альтернатива-Тобы».
В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты разработки и реализации комплексной маркетинговой программы организации;
- проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговую деятельность ТОО «Альтернатива-Тобы»;
- обосновать комплексную маркетинговую программу повышения конкурентоспособности ТОО «Альтернатива-Тобы»;
- оценить экономическую эффективность предложенного для ТОО «Альтернатива-Тобы» комплекса маркетинговых мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Сущность маркетинговой программы организации 7
1.2. Основные элементы комплекса маркетинга 13
1.3. Процесс планирования программы маркетинга 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «АЛЬТЕРНАТИВА-ТОБЫ» 34
2.1. Характеристика ТОО «Альтернатива-Тобы » 34
2.2. Изучение внешней среды ТОО «Альтернатива-Тобы» 37
2.3. Анализ финансово-экономических показателей ТОО «Альтернатива-Тобы» за 2007 – 2010 гг. 41
2.4. Использование маркетинга в ТОО «Альтернатива-Тобы» 56
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОО «АЛЬТЕРНАТИВА-ТОБЫ» 67
3.1. Комплекс маркетинговых мероприятий по повышению конкурентоспособности ТОО «Альтернатива-Тобы» 67
3.2. Оценка экономической эффективности предложенного комплекса мероприятий 71
3.3. Организационный план реализации предложенных мероприятий 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

    б) одновременное установление цен  как на основной продукт, так и  на дополняющие продукты;

    в) установление низкой цены на основной продукт и завышение цены на обязательный сопутствующий продукт;

    г) установление предельно низкой, бесприбыльной цены на малоценные побочные продукты, дающей возможность уменьшить цену на основной продукт;

    д) пакетное ценообразование, когда продавец объединяет несколько продуктов, предлагая  их по суммарной уменьшенной цене [5, с. 76].

    Базовые цены обычно изменяют с учетом различий между клиентами и условий  продажи. В этой связи используют следующие стратегии адаптации  цен:

    1) ценовая скидка предоставляется  производителем оптовым покупателям и розничным торговцам, другим клиентам в течение определенного периода времени.

    Используют  следующие виды ценовых скидок: скидки за платеж наличными; скидка за количество покупаемого товара; функциональные скидки - снижение цены для организаций системы товародвижения, выполняющих определенные функции по продаже товара, его хранению; сезонные скидки. Поощрения используются или в виде уменьшения прейскурантной цены на новый товар при условии сдачи старого.

    2) дискриминационное ценообразование - продажа товара по двум или более разным ценам вне зависимости от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в разных формах:

    - в зависимости от сегмента  покупателей - разные покупатели  платят за один и тот же  товар разные цены;

    - в зависимости от варианта  товара - разные версии товара  продаются по разным ценам, без учета разницы в издержках;

    - с учетом местонахождения товара - товар продается по разной  цене в разных местах, хотя  издержки для этих мест одинаковы;

    - с учетом времени - цены меняются  в зависимости от сезона.

    3) ценообразование по психологическому принципу основано на том, что при определении цены учитываются не только экономические, но и психологические факторы. Например, исследования показали, что потребители воспринимают более дорогие товары как более высококачественные.

    4) стимулирующее ценообразование - временное снижение цены ниже прейскурантной, иногда ниже себестоимости, с целью активизации продажи на коротком интервале времени. Осуществляется для снижения товарных запасов.

    5) ценообразование по географическому  принципу - предполагает установление разных цен для потребителей в разных частях страны. Целесообразно для покрытия более высоких транспортных издержек [14, с. 58].

          Место – элемент комплекса маркетинга, характеризующий деятельность организации, направленную на то, чтобы сделать продукт доступным целевым потребителям.

    Важной  неотъемлемой частью комплекса маркетинга является ассортиментная политика. Один из основных вопросов ассортиментной политики – определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы фирмы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность ее деятельности в целом. Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора изделий, разных по стадиям жизненного цикла товара, одновременно находящихся на рынке. Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся на рынке, но различающихся по степени новизны, позволяет гарантировать предприятию относительно стабильные условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей. Нет существующих единых рекомендаций, какое количество видов продукции и ее модификаций предприятие должно одновременно продавать на рынке, точно так же, как нет единых оптимальных наборов одновременно обращаемых на рынке товаров предприятия в зависимости от их стадий жизненного цикла. Однако на рынок рекомендуется выпускать одновременно следующие товарные группы:

  1. основную – товары, приносящие предприятию основную прибыль и находящиеся в стадии роста;
  2. поддерживающую – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости;
  3. стратегическую -  товары, призванные обеспечивать будущую прибыль предприятия;
  4. тактическую – товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся, как правило, в стадии  роста и зрелости [25, с. 96].

    Ассортиментная стратегия может строиться по следующим направлениям:

  1. узкая товарная специализация – определяется работой предприятия на узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции в силу ряда причин. В ряде случаев политика узкой товарной специализации оказывается оптимальной для эффективной деятельности небольшой фирмы, или же когда фирма периодически меняет узкую специализацию, используя ее для освоения новых рынков или адаптируясь к меняющемуся характеру спроса;
  2. товарная дифференциация – связана с выделением фирмой своих товаров в качестве особых, отличных от товаров конкурентов. Факторы дифференциации могут быть самые различные: специфические потребительские свойства, особо улучшенное качество, технологические и научно – технические преимущества, надежность товара, спектр дополнительных услуг, обеспечение узнаваемости товара и т.д.;
  3. товарная диверсификация – подразумевает значительное расширение сферы деятельности фирмы и осуществление продажи большого числа, как правило, не связанных друг с другом товаров. Такая политика обеспечивает значительную устойчивость и стабильность работы предприятия, так как служит гарантом от рисков снижения спроса и кризисных явлений при продаже одного товара;
  4. товарная вертикальная интеграция – преследует цель расширения деятельности предприятия не по горизонтали, как при диверсификации, а по вертикали, когда фирма осваивает и контролирует продажи по одной технологической цепочке.

    Главным содержанием элемента комплекса  маркетинга «доведение продукта до потребителя» является выбор оптимальной схемы доставки продукта от производителя к потребителю, ее физическое воплощение (организация транспортировки, хранения и т.д.), а также сервисное обслуживание потребителя [6, с. 65].

          Одним из ключевых вопросов доведения продукта до потребителя является выбор типа канала распределения. Под каналом распределения понимается ряд организаций или отдельных лиц, включенных в процесс, делающий товары доступными для использования или потребления индивидуальными потребителями или организациями; это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Каналы распределения можно охарактеризовать числом уровней канала. Уровень канала – любой посредник, который выполняет определенную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.  Число независимых уровней определяет длину канала распределения. 

    Продвижение продукта – любая форма действий, используемых фирмой для информации, убеждения и напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество. Продвижение продукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы, методов стимулирования сбыта (продаж), персональной продажи и методов связи с общественностью.

          Под рекламой понимается любая оплачиваемая форма не персональной презентации и продвижения идей, продукции и услуг, осуществляемая конкретным заказчиком.  Реклама направлена как на продвижение отдельных товаров, так и на продвижение организации в целом. С определенной степенью условности на основе используемых средств воздействия на целевую аудиторию можно выделить следующие виды рекламы:

  1. информативная реклама – используется для информирования потребителей о продукте и его свойствах с целью создания спроса;
  2. побудительная реклама – используется для создания у выбранного сегмента потребителей выборочного спроса на какой-то продукт, путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт является наилучшим в рамках имеющихся у них средств. Данный вид рекламы несет эмоциональный заряд и воздействует на подсознание человека;
  3. сравнительная реклама – осуществляет прямое или косвенное сравнение определенной марки продукта с другими марками;
  4. реклама – напоминание – напоминает потребителям о существующих товарах [47, с. 119].

    Реклама позволяет охватить широкие массы потенциальных покупателей и обладает низкими удельными затратами (на один контакт с покупателем), но высокими абсолютными затратами. Однако реклама является односторонним коммуникационным каналом (если не проводятся специальные исследования по выяснению реакции потребителей на рекламу), не носит персонального характера и не обладает такой побудительной силой, как сбытовики. Поэтому, чтобы покупатель не ушел без покупки, рекламу следует дополнять другими методами продвижения.

    Под стимулированием сбыта понимаются краткосрочные поощрительные меры, способствующие продаже или сбыту продукции и услуг. К инструментам стимулирования сбыта относятся:

  1. рекламные методы – формирование рекламного бюджета, выбор средств массовой информации, прямая почтовая реклама, разработка рекламной компании, выбор агентства, выбор сообщения и составления рекламного обращения;
  2. нерекламные методы – работа отдела сбыта, сеть торговых представителей, торговые агенты, филиалы фирмы, информационные каталоги, оформление торговых площадей;
  3. торговое обслуживание – техническое обслуживание покупателей, т.е. безукоризненное и совершенное знание всех профессиональных навыков любого работника данного предприятия, организационное обслуживание, эстетическое обслуживание, этическое обслуживание [17, с. 69].

    Под персональной продажей понимается устная презентация товаров в разговоре  с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью сбыта. Является наиболее эффективным инструментом продвижения продукта на определенных  этапах его сбыта, особенно для создания у покупателей благоприятного отношения к предлагаемым продуктам, в первую очередь к продукции производственного назначения. Однако это наиболее дорогой метод продвижения, так как по сравнению с рекламой охватывает незначительный круг потенциальных покупателей.

    Связи с общественностью предполагают создание хороших отношений с  различными государственными и общественными  структурами и слоями, имеющими связь  с компанией, путем создания благоприятного мнения о компании, ее товарах и путем нейтрализации неблагоприятных событий и слухов. Связи с общественность также включают связь с прессой, распространение как внутри, так и вне организации информации о ее деятельности, лоббистская деятельность в законодательных и правительственных органах с целью принятия или отмены определенных решений,  разъяснительная работа относительно положения компании и о ее товарах, ее социальной роли.

    Прямой  маркетинг – маркетинг непосредственно  через рекламу, адресованную непосредственно потребителям с целью получения от них прямого ответа на обращение рекламы. Существуют следующие формы прямого маркетинга:

  1. прямой маркетинг по почте – прямой маркетинг, осуществляемый путем рассылки почтовых отправлений (писем, рекламы, образцов, проспектов и т.д.) потенциальным клиентам;
  2. маркетинг по каталогам – прямой маркетинг посредством каталогов, рассылаемых выбранным клиентам или предоставляемых им в магазинах;
  3. телемаркетинг – использование телефона для непосредственной продажи товара потребителям. Представители фирм используют бесплатные для клиентов телефонные номера для получения от них заказов на основе телевизионной и радиорекламы, прямой почты, торговли по каталогам;
  4. телевизионный маркетинг – прямой маркетинг через телевидение путем показа рекламы прямого ответа (первые ответившие потребители имеют льготные условия) или использования специальных телевизионных коммерческих каналов для продажи на дому по выгодным ценам;
  5. электронная торговля – прямой маркетинг через двухканальную систему, которая связывает кабельной или телефонной линией потребителей с компьютеризированным каталогом продавца [15, с. 128].

    В последние годы нашла применение такая форма как сетевой маркетинг. В данном случае сбытовые агенты фирмы устанавливают, пользуясь в первую очередь личными связями, контакты с потенциальными покупателями. Продав им определенный товар, покупателя просят на основе оплаты «проценты от объема продаж» найти новых покупателей и т.д. Таким образом создается сеть покупателей – продавцов.

    Эффективным подходом к увеличению продаж является интегрированный маркетинг, под которым понимается проведение компанией прямого маркетинга путем использования различных маркетинговых средств, применяемых в несколько этапов, с целью улучшения положительной реакции потребителей на предложения и увеличения прибыли. 

    При продвижении продукта применяются  следующие стратегии:

  1. стратегия «проталкивания» – деятельность организации, направленная на продвижение продукта, адресована представителям распределительной системы  с целью склонить их «довести» товар до конечного потребителя;
  2. стратегия «вытягивания» – деятельность организации, направленная на продвижение продукта, адресована конечным потребителям, которые при желании купить товар начинают его требовать от представителей распределительной системы, которые в свою очередь обращаются к производителю [37, с. 189].

Информация о работе Комплексная маркетинговая программа повышения конкурентоспособности