Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:48, дипломная работа
Цель дипломного проекта – разработка основных положений комплексной маркетинговой программы и мероприятий по реализации данной программы, позволяющей повысить конкурентоспособность ТОО «Альтернатива-Тобы».
В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты разработки и реализации комплексной маркетинговой программы организации;
- проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговую деятельность ТОО «Альтернатива-Тобы»;
- обосновать комплексную маркетинговую программу повышения конкурентоспособности ТОО «Альтернатива-Тобы»;
- оценить экономическую эффективность предложенного для ТОО «Альтернатива-Тобы» комплекса маркетинговых мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Сущность маркетинговой программы организации 7
1.2. Основные элементы комплекса маркетинга 13
1.3. Процесс планирования программы маркетинга 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «АЛЬТЕРНАТИВА-ТОБЫ» 34
2.1. Характеристика ТОО «Альтернатива-Тобы » 34
2.2. Изучение внешней среды ТОО «Альтернатива-Тобы» 37
2.3. Анализ финансово-экономических показателей ТОО «Альтернатива-Тобы» за 2007 – 2010 гг. 41
2.4. Использование маркетинга в ТОО «Альтернатива-Тобы» 56
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОО «АЛЬТЕРНАТИВА-ТОБЫ» 67
3.1. Комплекс маркетинговых мероприятий по повышению конкурентоспособности ТОО «Альтернатива-Тобы» 67
3.2. Оценка экономической эффективности предложенного комплекса мероприятий 71
3.3. Организационный план реализации предложенных мероприятий 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
Для увеличения финансовой устойчивости и для повышения деловой активности предприятия возникает необходимость в разработке мероприятий по совершенствованию системы маркетинга.
Другим
важнейшим показателем
Таблица 2.9.
Оценка динамики валовой прибыли ТОО «Альтернатива-Тобы»
Показатель | 2007 год | 2010 год | Отклонение | |
тыс. руб. | % | |||
Товарооборот, тыс. руб. | 1169 | 1261 | 92 | 1,08 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 22 | 56 | 34 | 2,54 |
Продолжение таблицы 2.9.
Показатель | 2007 год | 2010 год | Отклонение | |
тыс. руб. | % | |||
Средний уровень валовой прибыли в % к обороту | 1,88 | 4,44 | 2,56 | 2,36 |
Для расчета отклонения воспользуемся следующей формулой:
I = Ф/П, (2.15)
где Ф – показатель на начало исследуемого периода,
I – отклонение фактического показателя от планируемого,
П – планируемый показатель после введения мероприятий по совершенствованию системы маркетинга.
Динамика товарооборота за период с 2007 по 2010 годы представлена на рис. 2.6
Динамика
валовой прибыли за период с 2007
по 2010 годы представлена на рис. 2.7.
Рис.
2.7. Изменение объема валовой прибыли ТОО
«Альтернатива-Тобы» за исследуемый период
Итак, по сравнению с 2007 годом товарооборот увеличился на 8%, а валовая прибыль на 154%. Темпы роста валовой прибыли опережают темпы роста товарооборота и это положительная тенденция.
Изучение маркетинга в ТОО «Альтернатива-Тобы» начнем с анализа ассортимента и ценовой политики предприятия.
По
характеру использования
Ассортимент
товаров, предлагаемых ТОО «Альтернатива-Тобы»
представлен в таблице 2.10.
Таблица 2.10.
Ассортимент товаров ТОО «Альтернатива-Тобы»
РВД | Инструмент | РТИ | Запчасти для СФ-65 | Запчасти для ГАЗ-52 | Метизы |
Ду-8 | Молотки, кувалды, топоры, кирки, зубила, резцы и т.д. | Кольца | РВД для СФ-65, ЛВ-185 | Валы, втулки | Гвозди |
Ду-10 | Ключи, наборы ключей, ключи-трещетки, головки торцевые и т.д. | Манжеты | Гидромоторы | Ремкомплекты РТИ | Болты |
Ду-12 | Напильники, клещи, отвертки, плоскогубцы, ножовки | Паронит | Гидроцилиндры | Элементы фильтров | Гровер |
Ду-16 | Измерительные приборы: рулетки, штангенциркули, угольники и другое | Наборы уплотнений цилиндра | Подшипники | Гайки, шайбы | |
Ду-20 | Домкраты, подставки под машину, лебедки, наборы шоферских инструментов | Подвески | Шплинт | ||
Ду-25 | Лопаты, грабли, совки, мотыжки, шланги поливочные и другой садовый инвентарь | ||||
Буры по бетону, сверла, круги шлифовальные и отрезные по КМЗу | |||||
Респираторы, очки и маски защитные, ящики и сумки для инструмента | |||||
Фирменные инструменты SITOMO, MATRIX, Спарта, Профи |
Широта товарного ассортимента представлена шестью ассортиментными группами. Группа инструментов самая глубокая и включает в себя более сорока позиций. Товарный ассортимент предприятия достаточно гармоничный с точки зрения их производства, сбыта и конечного потребления. Товары соответствуют государственным стандартам и сертифицированы. Представим структуру товарооборота ТОО «Альтернатива-Тобы» в таблице 2.11.
Таблица 2.11
Структура товарооборота ТОО «Альтернатива-Тобы»
Товарная группа | Товарооборот | |||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | |
РВД | 185 | 15,8 | 91 | 6,7 | 102 | 10,3 | 204 | 16,2 |
Инструмент | 456 | 39 | 663 | 48,9 | 432 | 43,8 | 548 | 43,4 |
РТИ | 17 | 1,5 | 15 | 1,1 | 22 | 2,2 | 20 | 1,6 |
Запчасти для СФ-65 | 278 | 23,8 | 302 | 22,4 | 243 | 24,8 | 282 | 22,4 |
Запчасти для ГАЗ-52 | 97 | 8,3 | 105 | 7,7 | 92 | 9,3 | 93 | 7,4 |
Метизы | 136 | 11,6 | 178 | 13,2 | 94 | 9,6 | 114 | 9 |
Итого | 1169 | 100 | 1354 | 100 | 985 | 100 | 1261 | 100 |
Изобразим на графике товарооборот ассортимента ТОО «Альтернатива-Тобы» (рис. 2.8)
Рис.
2.8. Товарооборот ассортимента ТОО «Альтернатива-Тобы»
Наибольший удельный вес в структуре товарооборота занимают инструменты (39% - 48,9%), а наименьший - резиново-технические изделия (1,1% - 2,2%). Наибольший спрос наблюдается на инструмент в 2008 году, на рукава высокого давления (РВД) - в 2007 и 2010 годах, на КМЗические изделия - в 2007 и 2008 годы. Такую особенность можно объяснить сезонностью продаж данных групп товара.
Для повышения количества продаж и меньшей зависимости от сезонных предпочтений потребителей стоит увеличить ассортимент продукции на предприятии. То есть в зависимости от сезона расширить выбор того или иного продукта.
За время своего существования на рынке любой товар проходит жизненный цикл, состоящий из пяти этапов: этап разработки, этап выведения на рынок, этап роста, этап зрелости и этап упадка. Жизненный цикл товаров предприятия ТОО «Альтернатива-Тобы» характеризуется двумя кривыми: классическая (рис. 2.9) и сезонная (рис. 2.10) форма.
Внедрение Рост Зрелость
Рис 2.9 Классическая
форма жизненного цикла
РТИ, запчасти и часть инструментов относятся к классической форме жизненного цикла, то есть, выйдя на стадию зрелость, товар остается на этой стадии очень долго и в обозримой перспективе ничто не предвещает спада.
Сезонная форма жизненного цикла характерна для садового инвентаря, гвоздей и рукавов высокого давления. Весной, когда начинаются строительные и ремонтные работы, чаще продаются гвозди, болты и шурупы, ближе к дачному сезону покупают перчатки, лопаты, грабли, тачки, секаторы и другой садовый инвентарь. Рукава высокого давления часто лопаются на морозе, поэтому их чаще приобретают зимой.
Рис.
2.10 Сезонная форма жизненного цикла
Товары, предлагаемые ТОО «Альтернатива-Тобы», давно известны на рынке, но конкурентов очень много, поэтому целью предприятия является максимизация роста продаж. Такая возможность существует в связи с уменьшением индивидуальных издержек производства.
При определении цены важное значение имеет установление спроса на данный товар. Спрос является эластичным и при снижении цены на каждый процент, величина спроса возрастает больше чем на один процент. Большую актуальность цена как маркетинговый инструмент имеет ТОО «Альтернатива-Тобы», так как непосредственно контактирует с покупателями, прислушиваясь к их мнению, более оперативно меняет цену, предлагает разнообразные условия продажи.
Базовые цены предприятия обычно изменяют с учетом различий между клиентами и условий продажи. ТОО «Альтернатива-Тобы» также предлагает своим покупателям скидки:
- скидки постоянным клиентам;
- скидка на покупку свыше 5000 рублей.
Цены устанавливаются предприятием ориентируясь на цены конкурентов и закупочной цены. То есть нижней границей будет себестоимость товара, а верхней – цена конкурента. Такой метод определения цены учитывает уже сложившуюся ценовую структуру на рынке и мнение потребителей.
Сравним цены ТОО «Альтернатива-Тобы» и цены основного конкурента предприятия «Город инструментов» в Приложении 1.
Цены ТОО «Альтернатива-Тобы» действительно ниже по большинству позиций, чем у конкурента. На некоторые товары существует возможность повысить цену, при этом не превышая цены конкурента и не теряя потенциальных покупателей.
Рассматривая систему сбыта, можно утверждать, что на предприятии присутствует прямой сбыт в форме директ-маркетинга – непосредственная реализация продукции продавца конкретному потребителю. Поставка товара осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками. Для возможности бесперебойных поставок товара у ТОО «Альтернатива-Тобы» существует несколько постоянных поставщиков из Москвы, Красноярска, Новосибирска и Иркутска.
При получении товара и проверки соответствия его заявленным в сопроводительных документах информации, он перемещается на склад, который находится в том же помещении, где и торговый зал. Здесь необходимо отметить несколько минусов в работе складского хозяйства. Дело в том, что площади склада не отвечают нуждам предприятия, то есть весь получаемый товар не удается разместить на стеллажах, поэтому приходится часть товара держать в местах, для них не предназначенных. Это создает трудности при перемещении по территории предприятия, а также затрудняет поиск нужного товара. Плюсом является возможность своевременного принятия решения о заказе товара, который заканчивается. Как только запасы на складе подходят к нижней границе необходимого запаса, автоматически заказывается следующая партия. На складе существует четкая система расположения товара на полках склада, что не создает трудностей при его поиске продавцами-консультантами. В связи с тем, что предприятие функционирует в сфере торговли, каналы товародвижения как таковые отсутствуют.
Информация о работе Комплексная маркетинговая программа повышения конкурентоспособности