Комплексная маркетинговая программа повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта – разработка основных положений комплексной маркетинговой программы и мероприятий по реализации данной программы, позволяющей повысить конкурентоспособность ТОО «Альтернатива-Тобы».
В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты разработки и реализации комплексной маркетинговой программы организации;
- проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговую деятельность ТОО «Альтернатива-Тобы»;
- обосновать комплексную маркетинговую программу повышения конкурентоспособности ТОО «Альтернатива-Тобы»;
- оценить экономическую эффективность предложенного для ТОО «Альтернатива-Тобы» комплекса маркетинговых мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Сущность маркетинговой программы организации 7
1.2. Основные элементы комплекса маркетинга 13
1.3. Процесс планирования программы маркетинга 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «АЛЬТЕРНАТИВА-ТОБЫ» 34
2.1. Характеристика ТОО «Альтернатива-Тобы » 34
2.2. Изучение внешней среды ТОО «Альтернатива-Тобы» 37
2.3. Анализ финансово-экономических показателей ТОО «Альтернатива-Тобы» за 2007 – 2010 гг. 41
2.4. Использование маркетинга в ТОО «Альтернатива-Тобы» 56
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОО «АЛЬТЕРНАТИВА-ТОБЫ» 67
3.1. Комплекс маркетинговых мероприятий по повышению конкурентоспособности ТОО «Альтернатива-Тобы» 67
3.2. Оценка экономической эффективности предложенного комплекса мероприятий 71
3.3. Организационный план реализации предложенных мероприятий 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

    Для увеличения финансовой устойчивости и  для повышения деловой активности предприятия возникает необходимость в разработке мероприятий  по совершенствованию системы маркетинга.

    Другим  важнейшим показателем хозяйственной  деятельности предприятия является валовая прибыль. В процессе анализа  валовой прибыли, измеряется влияние факторов на ее размер. Основная цель анализа -  поиск резервов роста валовой прибыли для обеспечения большей финансовой устойчивости предприятия на рынке (табл. 2.9).

    Таблица 2.9.

Оценка  динамики валовой прибыли ТОО «Альтернатива-Тобы»

Показатель 2007 год 2010 год Отклонение
тыс. руб. %
Товарооборот, тыс. руб. 1169 1261 92 1,08
Валовая прибыль, тыс. руб. 22 56 34 2,54

 

    Продолжение таблицы 2.9.

Показатель 2007 год 2010 год Отклонение
тыс. руб. %
Средний уровень валовой прибыли в % к  обороту 1,88 4,44 2,56 2,36
 

    Для расчета отклонения воспользуемся  следующей формулой:

    I = Ф/П,              (2.15)

    где Ф – показатель на начало исследуемого периода,

    I – отклонение фактического показателя от планируемого,

    П –  планируемый показатель после введения мероприятий по совершенствованию  системы маркетинга.

    Динамика  товарооборота за период с 2007 по 2010 годы представлена на рис. 2.6

     

    Рис. 2.6. Изменение объема товарооборота ТОО «Альтернатива-Тобы» за исследуемый период 

    Динамика  валовой прибыли за период с 2007 по 2010 годы представлена на рис. 2.7. 

    

    Рис. 2.7. Изменение объема валовой прибыли ТОО «Альтернатива-Тобы» за исследуемый период 

    Итак, по сравнению с 2007 годом товарооборот увеличился на 8%, а валовая прибыль на 154%. Темпы роста валовой прибыли опережают темпы роста товарооборота и это положительная тенденция.

      2.4 Использование маркетинга в ТОО «Альтернатива-Тобы»

 

    Изучение  маркетинга в ТОО «Альтернатива-Тобы» начнем с анализа ассортимента и ценовой политики предприятия.

    По  характеру использования товары, предлагаемые ТОО «Альтернатива-Тобы», относятся к товарам производственного назначения, то есть для хозяйственной деятельности. А по степени долговечности и материальной осязаемости инструменты предназначены для длительного пользования. Сырье и материалы, которые предоставляет организация, требуют выполнения основных маркетинговых задач – обеспечение и регулярность поставок, применение стандартного ценообразования, активное использование каналов сбыта, заключение долгосрочных контрактов.

    Ассортимент товаров, предлагаемых ТОО «Альтернатива-Тобы» представлен в таблице 2.10. 

    Таблица 2.10.

    Ассортимент товаров ТОО «Альтернатива-Тобы»

РВД Инструмент РТИ Запчасти для СФ-65 Запчасти для ГАЗ-52 Метизы
Ду-8 Молотки, кувалды, топоры, кирки, зубила, резцы и т.д. Кольца РВД для СФ-65, ЛВ-185 Валы, втулки Гвозди
Ду-10 Ключи, наборы ключей, ключи-трещетки, головки торцевые и т.д. Манжеты Гидромоторы Ремкомплекты РТИ Болты
Ду-12 Напильники, клещи, отвертки, плоскогубцы, ножовки Паронит Гидроцилиндры Элементы фильтров Гровер
Ду-16 Измерительные приборы: рулетки, штангенциркули, угольники и другое   Наборы уплотнений цилиндра Подшипники Гайки, шайбы
Ду-20 Домкраты, подставки  под машину, лебедки, наборы шоферских инструментов   Подвески   Шплинт
Ду-25 Лопаты, грабли, совки, мотыжки, шланги поливочные и другой садовый инвентарь        
  Буры по бетону, сверла, круги шлифовальные и отрезные по КМЗу        
  Респираторы, очки и маски защитные, ящики и сумки для инструмента        
  Фирменные инструменты  SITOMO, MATRIX, Спарта, Профи        
 

    Широта  товарного ассортимента представлена шестью ассортиментными группами. Группа инструментов самая глубокая и включает в себя более сорока позиций. Товарный ассортимент предприятия достаточно гармоничный с точки зрения их производства, сбыта и конечного потребления. Товары соответствуют государственным стандартам и сертифицированы. Представим структуру товарооборота ТОО «Альтернатива-Тобы» в таблице 2.11.

 

     Таблица 2.11

    Структура товарооборота ТОО «Альтернатива-Тобы»

Товарная группа Товарооборот
2007 2008 2009 2010
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
РВД 185 15,8 91 6,7 102 10,3 204 16,2
Инструмент 456 39 663 48,9 432 43,8 548 43,4
РТИ 17 1,5 15 1,1 22 2,2 20 1,6
Запчасти  для СФ-65 278 23,8 302 22,4 243 24,8 282 22,4
Запчасти  для ГАЗ-52 97 8,3 105 7,7 92 9,3 93 7,4
Метизы 136 11,6 178 13,2 94 9,6 114 9
Итого 1169 100 1354 100 985 100 1261 100
 

      Изобразим на графике товарооборот ассортимента ТОО «Альтернатива-Тобы» (рис. 2.8)

    Рис. 2.8. Товарооборот ассортимента ТОО «Альтернатива-Тобы» 

    Наибольший  удельный вес в структуре товарооборота  занимают инструменты (39% - 48,9%), а наименьший - резиново-технические изделия (1,1% - 2,2%).  Наибольший спрос наблюдается на инструмент в 2008 году, на рукава высокого давления (РВД) - в 2007 и 2010 годах, на КМЗические изделия - в 2007 и 2008 годы. Такую особенность можно объяснить сезонностью продаж данных групп товара.

    Для повышения количества продаж  и  меньшей зависимости от сезонных предпочтений потребителей стоит увеличить  ассортимент продукции на предприятии. То есть в зависимости от сезона расширить выбор того или иного  продукта.

    За  время своего существования на рынке любой товар проходит жизненный цикл, состоящий из пяти этапов: этап разработки, этап выведения на рынок, этап роста, этап зрелости и этап упадка. Жизненный цикл товаров предприятия ТОО «Альтернатива-Тобы» характеризуется двумя кривыми: классическая (рис. 2.9) и сезонная (рис. 2.10) форма.

                     Внедрение      Рост          Зрелость       

Рис 2.9 Классическая форма жизненного цикла 

    РТИ, запчасти и часть инструментов относятся  к классической форме жизненного цикла, то есть, выйдя на стадию зрелость, товар остается на этой стадии очень долго и в обозримой перспективе ничто не предвещает спада.

    Сезонная  форма жизненного цикла характерна для садового инвентаря, гвоздей и рукавов высокого давления. Весной, когда начинаются строительные и ремонтные работы, чаще продаются гвозди, болты и шурупы, ближе к дачному сезону покупают перчатки, лопаты, грабли, тачки, секаторы и другой садовый инвентарь. Рукава высокого давления часто лопаются на морозе, поэтому их чаще приобретают зимой.

    Рис. 2.10 Сезонная форма жизненного цикла 

    Товары, предлагаемые  ТОО «Альтернатива-Тобы», давно известны на рынке, но конкурентов очень много, поэтому целью предприятия является максимизация роста продаж. Такая возможность существует в связи с уменьшением индивидуальных издержек производства.

    При определении цены важное значение имеет  установление спроса на данный товар. Спрос является эластичным и при снижении цены на каждый процент, величина спроса возрастает больше чем на один процент. Большую актуальность цена как маркетинговый инструмент имеет ТОО «Альтернатива-Тобы», так как непосредственно контактирует с покупателями, прислушиваясь к их мнению, более оперативно меняет цену, предлагает разнообразные условия продажи.

    Базовые цены предприятия обычно изменяют с  учетом различий между клиентами  и условий продажи. ТОО «Альтернатива-Тобы» также предлагает своим покупателям скидки:

    - скидки постоянным клиентам;

    - скидка на покупку свыше 5000 рублей. 

    Цены  устанавливаются предприятием ориентируясь на цены конкурентов и  закупочной цены. То есть нижней границей будет себестоимость товара, а верхней – цена конкурента. Такой метод определения цены учитывает уже сложившуюся ценовую структуру на рынке и мнение потребителей.

    Сравним цены ТОО «Альтернатива-Тобы» и цены основного конкурента предприятия «Город инструментов» в Приложении 1.

    Цены  ТОО «Альтернатива-Тобы» действительно ниже по большинству позиций, чем у конкурента. На некоторые товары существует возможность повысить цену, при этом не превышая цены конкурента и не теряя потенциальных покупателей.

     Рассматривая  систему сбыта, можно утверждать, что на предприятии присутствует прямой сбыт в форме директ-маркетинга – непосредственная реализация продукции продавца конкретному потребителю. Поставка товара осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками. Для возможности бесперебойных поставок товара у ТОО «Альтернатива-Тобы» существует несколько постоянных поставщиков из Москвы, Красноярска, Новосибирска и Иркутска.

     При получении товара и проверки соответствия его заявленным в сопроводительных документах информации, он перемещается на склад, который находится в том же помещении, где и торговый зал. Здесь необходимо отметить несколько минусов в работе складского хозяйства. Дело в том, что площади склада не отвечают нуждам предприятия, то есть весь получаемый товар не удается разместить на стеллажах, поэтому приходится часть товара держать в местах, для них не предназначенных. Это создает трудности при перемещении по территории предприятия, а также затрудняет поиск нужного товара. Плюсом является возможность своевременного принятия решения о заказе товара, который заканчивается. Как только запасы на складе подходят к нижней границе необходимого запаса, автоматически заказывается следующая партия. На складе существует четкая система расположения товара на полках склада, что не создает трудностей при его поиске продавцами-консультантами. В связи с тем, что предприятие функционирует в сфере торговли, каналы товародвижения как таковые отсутствуют.

Информация о работе Комплексная маркетинговая программа повышения конкурентоспособности