Концепция управленческой деятельности в МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 09:49, дипломная работа

Описание работы

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические аспекты концепции управления………………...
5
1.1.Общие принципы управления образовательным учреждением……..
5
1.2. Гуманизация учебно-педагогического процесса ……………………
12
1.3. Использование новых образовательных технологий в образовательном учреждении………………..............................................

15
Глава 2. Концепция управленческой деятельности в МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ»……………………………………………...

20
2.1.Цели управленческой деятельности ………………………………...
20
2.2. Роль руководителя в образовательном учреждении ………………
26
Заключение………………………………………………………………….
48
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ».docx

— 114.51 Кб (Скачать файл)

· Удачно используют интеграцию учебных курсов и учителя начальных  классов, пользуясь интеграцией  учебных курсов математики и природоведения, природоведения и художественного  труда при  изучении связанных  тем.

Интеграция трудового  обучения и изобразительного искусства  - программа, адаптированная к особенностям развития учащихся. В рамках данной программы разработана  серия  уроков «Искусство вокруг нас» и организована круглогодичная выставка творческих работ  школьников.

Рациональная  интеграция учебных курсов.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

В школе  уделяется  внимание взаимодействию с родительской общественностью, местным  сообществом, без чего не возможна  полноценная предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся. Так как критерием качества образования становится степень выполнения родительского заказа, отличительной чертой современных образовательных систем является открытость к внешним запросам. Она проявляется в содержании реализуемых целей и задач.

 Прежде всего в школе проходит  опрос родителей, итоги которых рассматриваются как на педагогических консилиумах, так и на родительских собраниях. Наиболее эффективно, если при этом осуществляется не только информирование педагогов и родителей, но и совместное обсуждение выявленных проблем и поиск путей их преодоления.

 Внутригрупповая дифференциация

 Внутригрупповая дифференциация  способствует:

· созданию благоприятных  условий для каждого ребенка;

· режиссированию ситуации успеха для каждого учащегося;

· усилению мотивации к  учению;

· формированию оценки и  самооценки школьников;

· возможности выбора для  каждого ребенка.

Внутригрупповая дифференциация позволяет на уроке создавать  ситуации успеха для каждого учащегося, поскольку учитель использует систему  индивидуальных заданий, адаптированных для конкретного уровня интеллектуального  развития.

Углубление содержания образования  за счет вариативной части базисного  учебного плана позволяет создать  условия выбора для учащихся, реализовать  их потенциальные возможности в  сфере учебно-исследовательской  деятельности. 

 

Глава 2. Концепция управленческой деятельности в МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ»

2.1. Цели управленческой деятельности.

Проблема современного подхода  к управлению общеобразовательными учреждениями - одна из центральных  в образовательной политике сегодняшнего дня, потому что она связана с  решением комплекса задач, направленных на становление и развитие конкурентоспособной  личности с высокими нравственными  убеждениями и мотивами к профессиональному  труду. В условиях реформирования образования  обновляется его содержание и  структура. В то же время экономическая  нестабильность, нерегулярное и неполное финансирование системы образования  приводит к ослаблению материально-технической  базы школ, особенно сельских и, прежде всего, малокомплектных и малочисленных, к затруднениям в организации  подготовки и переподготовки педагогических кадров, к снижению качества обучения, ухудшению здоровья школьников.

При существующих незначительных инвестициях  в образование первостепенное значение приобретает поиск такой модели управления, которая обеспечивала бы не только функционирование, но и развитие общеобразовательного учреждения.

В современной школе традиционная модель управления уже не работает: в условиях, когда дети оказываются  включенными в разные системы  информационных потоков, трансляция определенного  набора сведений и фактов становится неэффективной. В таком случае общеобразовательное  учреждение не обеспечивает степень  свободы выбора ребенком и его  семьей своего пути в образовании. Это  возможно лишь в том случае, когда  будет «работать» модель управления школой в «режиме развития». Конструирование  такой модели представляется весьма проблематичным без соответствующей  концепции внутришкольного управления. Авторами методических рекомендаций предлагается следующее построение концепции управления общеобразовательным учреждением школьного округа.

Методом, на основе которого конструируется концепция и который закладывается  в основу процесса внутришкольного управления, является системный подход.

Закономерности управления: гуманистичность управления и его демократичность, аналитичность и целенаправленность.

Гуманистичность управления: внутришкольное управление должно быть сориентировано на человека, носить гуманистический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества на основе уважения к человеку и доверия к нему.

Демократичность управления: активное и инициативное включение в этот процесс учителей, учащихся и их родителей (законных представителей) местного сообщества, социальных партнеров школьного округа.

Аналитичность управления: формирование отношений сотрудничества требует глубокого анализа состояния внутриколлективных отношений, аналитического проникновения в педагогический процесс. Неумение управленца осуществлять системный педагогический анализ никогда не даст ему возможности перевести работу ОУ из режима функционирования в режим развития.

Целенаправленность управления: эта закономерность целиком и полностью зависит от уровня аналитического процесса управления. Управлять научно - значит управлять на основе целей.

Управленческие цели – деятельность по созданию условий, обеспечивающих функционирование и развитие объекта управления. Это ожидаемые и реально достижимые результаты деятельности.

Условия, которые необходимы для реализации цели: сохранение, стабилизация, совершенствование существующей образовательной системы, ее дифференциация и развитие. Деятельность общеобразовательного учреждения должна строиться на базе обоснованных принципов, которыми руководителям необходимо руководствоваться при принятии решений и выполнении всех других управленческих функций. Под такими принципами подразумеваются основные руководящие положения, на которые ориентируется администрация школы в процессе управления учебным заведением.

Принципы управления определяют требования к содержанию, структуре организации  этого процесса.

Опираясь на потребности школ округа, на накопленный управленческий опыт, считаем необходимым выделить следующие принципы, следуя которым руководители должны работать с педагогическими коллективами:

  • уважения и доверия к человеку;
  • рассмотрение каждого члена педколлектива не просто как работника, а как личности со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности;
  • сотрудничества;
  • социальной справедливости;
  • индивидуального подхода во внутришкольном управлении;
  • личного стимулирования;
  • единого статуса (все работники школы, учащиеся и учителя должны находиться в одинаковых демократических условиях);
  • перманентного повышения квалификации;
  • консенсуса (разномыслие - движущая сила развития; задача управленца: учитывая все точки зрения, привести коллектив к согласию);
  • коллективного принятия решения;
  • участие в управлении учителей, учащихся и, в определенной степени, родителей и общественности;
  • горизонтальных связей (труд учителя индивидуален по своему характеру, но конечный результат - развитие личности - это итог коллективного труда педагогов, и, следовательно, задача управленца - приобщение его к интересам, заботам, общим потребностям своих товарищей по коллективу);
  • постоянность обновления (в развивающей школе педагогический процесс все время совершенствуется, разумно изменяясь).

Концептуальным ядром  внутришкольного управления является система идей:

    1. Внутришкольное управление должно быть сориентировано на человека, его рост, развитие и воспитание, т.е., иметь ярко выраженную человекоцентристскую направленность.
    2. Отсюда вытекает: основа внутришкольного управления - уважение к человеку, доверие к нему, целостный взгляд на ученика и учителя и фокусирование внимания на развитие их личности.
    3. Следовательно, школа должна стать развивающей, а для этого ей необходимо превратиться в постоянно развивающуюся социально-педагогическую систему.
    4. Все это требует глубокой и широкой демократизации управленческого процесса, его децентрализации, автономизации, включения в управление учителей, учащихся, их родителей (законных представителей), общественности села школьного округа.
    5. Эти процессы выдвигают, в свою очередь, на повестку дня усиление целеустремленности всех членов педколлектива.
    6. Придание внутришкольному управлению координирующего и мотивационного характера является основанием для усиления его развивающих возможностей.
    7. Мерой качества работы учителя и педагогического коллектива должен стать уровень развития учащихся.
    8. Разумная «кадровая политика» (создание условий для адаптации учителей в коллективе; их продуманная ориентация на цели, ценности, миссию, философию данной школы; работа над повышением профессионального уровня учителей внутри школы; их ориентация на высокое качество труда; разрешение жилищных и бытовых проблем педагога, организация его досуга и отдыха).
    9. Качество знания, воспитания и развития личности – результат управленческой деятельности.
    10. Внутришкольное управление должно носить проблемно-функциональный характер.

Приоритетные проблемы и управленческие цели для их разрешения:

  1. Несформированность педагогических коллективов в отдельных школах 
    округа как коллективов единомышленников - главное препятствие на 
    пути развития школ. Управленческая цель для разрешения этой проблемы: 
    сформировать целостный педагогический коллектив единомышленников.
  2. Отсутствие глубоких демократических начал в школе и в процессе управления ею.

Управленческая цель: демократизировать  на всех уровнях школьную жизнь и  процесс управления ею.

  1. Управление не всегда осуществляется над диалогической основе.

Управленческая цель: гуманизировать отношения на всех уровнях системы.

  1. Переводу школ в режим развития, в сферу преобразования педагогической практики противоречит отсутствие творческой активности многих учителей.

Управленческая цель: создать в  педколлективе атмосферу творческой активности, перевести его в режим постоянного творческого поиска.

  1. Решению многих задач развития школы препятствует недостаточно высокий уровень теоретической подготовки учителей.

Управленческая цель: организовать систематическую учебу и подготовку всех членов педколлектива к разрешению стоящей перед школой задач.

  1. Переводу школы в режим развития, формированию личности школьника, освоению новых технологий обучения противоречит отсутствие в школах целостной системы формирования и дальнейшего развития в среднем и старшем звене обучения общеучебных умений и навыков.

Управленческая цель: создать целостную  систему формирования и развития общеучебных умений и навыков.

  1. Качественному изменению результатов функционирования и развития школы противодействует отсутствие целенаправленной, систематической работы по созданию в педагогических коллективах новых технологий обучения и воспитания.

Управленческая цель: перевести  педагогический коллектив на новые  технологии обучения и воспитания, сделать постоянным процесс дальнейшего  совершенствования обучения и воспитания.

  1. Дальнейшему совершенствованию внутришкольного управления и переводу школы в новое качественное состояние противоречит устаревшее содержание формы и структуры управленческих функций.

Управленческая цель: реконструировать функции внутришкольного управления, приведя их в соответствии с задачами, стоящими перед объектом управления.

  1. Общеобразовательное учреждение только тогда превращается в школу развития, когда внутришкольное управление будет сфокусировано, в первую очередь, на решении вопросов качества преподавания, их развития и воспитанности учащихся.

Управленческая цель: разработать  образовательную программу школы  как нормативно-управленческий документ, направленный в первую очередь, на решение задач управления качеством обучения.

  1. Решение вышеназванных проблем невозможно без длительного и целенаправленного формирования руководителем школы и всем педагогическим коллективам действенной внутришкольной культуры.

Управленческая цель: направить  всю управленческую деятельность на формирование и всемерное развитие внутришкольной культуры.

Таковы проблемы и цели, вытекающие из них. Достижение этих целей и представляет собой механизм развития школы.

С учетом изложенной концепции в  общеобразовательных учреждениях школьного округа и выбирается общеобразовательная модель, максимально обеспечивающая ученику индивидуальную траекторию его развития.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Управление развитием школ округа может быть результативным, если оно осуществляется дифференцированно на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество педагогического коллектива. Но оно будет эффективным только тогда, когда в учреждении соблюдается важнейший принцип руководства персоналом — разделение труда и возложение ответственности на каждого работника за его сферу деятельности, когда разработана и реализуется на деле модель управления школой в режиме развития.

2.2. Роль  руководителя в образовательном  учреждении.

Современный руководитель образовательного учреждения стремится  учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов, осуществляя выбор путейобновления педагогического процесса и эффективного управления им.

Эффективность управления образовательным учреждением напрямую зависит от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, снимать стрессы и т.п., т.е. от умения изучать и изменять себя.

Будучи индивидуальностью, руководитель имеет дело с такими же, по существу индивидуальностями, как и он сам. Следовательно, познавая себя как индивидуальность и возможности саморазвития, руководитель сможет изучать окружающих его людей и на этой основе создавать эффективную систему работы с педагогами, а также с родителями, от которых в немалой степени зависит судьба нынешних преобразований образовательного учреждения.

Информация о работе Концепция управленческой деятельности в МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ»