Конфликты в организации ООО «Пчелка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы в анализе конфликта и разработке путей разрешения конфликта в трудовом коллективе ООО «Пчелка».
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтов;
- проанализировать социальную среду ООО «Пчелка»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ……………………………………………...…………..….....4
1.1. Понятие и виды конфликтов ………………………..…………..……4
1.2. Методы управления конфликтами…………………………………..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……...38
2.1. Анализ конфликта на ООО «Пчелка»………………………………38
2.2. Авторские рекомендации по разрешению конфликта в ООО «Пчелка»…………………………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..….……………

Файлы: 1 файл

курсовая тгамэуп.docx

— 119.10 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ……………………………………………...…………..….....4

1.1. Понятие и виды конфликтов ………………………..…………..……4

1.2. Методы управления конфликтами…………………………………..19

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……...38

2.1. Анализ  конфликта на ООО «Пчелка»………………………………38

2.2. Авторские  рекомендации по разрешению конфликта  в ООО «Пчелка»…………………………………………………………………………43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......45

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..….……………47

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………49

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………....50

ПРИЛОДЕНИЕ 3……………………………………………………….....53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.

В ранних трудах по управлению, как  правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать  как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались  как весьма негативные явления. Сегодня  признают, что полное отсутствие конфликта  внутри организации – условие  не только невозможное, но и не желательное.

Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию  или расхождение во мнениях, то концепция  управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала  бы никакой критики.

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит, потерять квалификацию руководителя, управляющего.

Цель  данной работы в анализе конфликта и разработке путей разрешения конфликта в трудовом коллективе ООО «Пчелка».

Исходя  из поставленной цели, были выделены следующие  задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты конфликтов;

- проанализировать  социальную среду ООО «Пчелка»;

- выявить  наличие и вид конфликта на ООО «Пчелка»;

-  разработать  мероприятия, направленные на разрешение конфликта.

Объектом  данного исследования является персонал ООО «Пчелка».

Предметом исследования – конфликт на ООО «Пчелка».

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ

    1. Понятие и виды конфликтов

 

Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Для этого составим таблицу, где укажем взгляды различных авторов на определение понятия «конфликта» (см. табл.1):

Таблица 1

Определения конфликта различными учеными

Научный деятель

Понятие «конфликта»

Абчук В.А.

Конфликт – это разногласие  между отдельными членами

(группами членов) организации.

[1, с. 344]

Базаров Т.Ю.

Конфликт – это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу

различия их интересов  и ценностных ориентации.

[2, с. 158]

Беляцкий Н.П.

Конфликт – это универсальный  способ взаимодействия сложных систем, преодоления противоречий и ограничений  в любой сфере, где осуществляются контакты между отдельными людьми и  их сообществами.

[3, с. 212]

Веснин В.Р.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных тенденций в психике  отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием  взглядов, позиций и интересов.

[5, с. 253]

Кибанов А.Я,

Конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

[14, с. 54]

Козер Л.А.

Конфликт – это борьба за ценности и определенные претензии на социальный статус, власть, материальные и духовные блага — борьба, участники которой  стремятся ослабить, нейтрализовать или даже уничтожить соперника.

[16, с. 8]

Коул Д.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, интересов, целей двух или более людей.

[17, с. 187]

Ратников В.П.

Конфликт – это качество взаимодействия между людьми  или элементами внутренней структуры личности, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

[19, с. 49]

Толочек В.А.

Конфликт – это естественное условие  взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов  социальных связей на соответствующем  этим различиям эмоциональном фоне.

[20, с. 379]

Шафранов-Куцев Г.Ф.

Конфликт – это предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызываемые противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, наций, государств.

[22, с. 284]


 

Были  рассмотрены определения понятия «конфликта» с точек зрения социологии, психологии, конфликтологии, управленческой науки, были учтены мнения зарубежных и отечественных авторов, и теперь можно сделать вывод о том, что во многих науках распространено такое понимание конфликта, как столкновение сторон, мнений и сил. Но некоторые авторы расходятся во мнениях, например, Базаров Т.Ю. считает, что конфликт – это процесс развития взаимодействия, по мнению Ратникова В.П. конфликт – это качество взаимодействия, для Козера конфликт является борьбой, и лишь для Толочек В.А., представителя психологии, конфликт является естественным условием взаимодействия людей. Но прежде чем давать общее определение понятия «конфликта», нужно рассмотреть некоторые  из черт, принадлежащих конфликтам, приведенных в разных источниках [1, с. 344; 2, с. 158; 3, с. 212; 5, с. 253; 14, с. 54; 15, с. 52; 17, с. 187; 19, с. 49; 20, с. 379]

  1. конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.

Сказанное приводит к выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным.

  1. конфликт – явление осознанное, действие обдуманное. Человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, а целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности.

Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

  1. конфликт – явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.

Бесконфликтность – это иллюзия, утопия и уж тем более не благо. Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как  раз и выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. В этом смысле они не только допустимы, но и желательны, могут быть полезны как источник и фактор общественной активности. Словом, там, где действуют люди, практически всегда есть место и конфликтам.

  1. конфликт – это взаимодействие, которое протекает в противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений  участников конфликта неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.
  2. конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.

Итак, получив представление о  некоторых основных чертах конфликта, можно попытаться дать этому явлению  более конкретное определение: конфликт – это форма реальных общественных связей, выражающая взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей и являющаяся действенным инструментом развития любых социальных систем.

Конфликты так же являются многоликим явлением. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и их последствиям. Конфликты имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерное выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые, и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения в первую очередь соответствующих отраслей науки.

Конфликты в практике управления организацией представляют собой сложное производственно-экономическое, идеологическое, социально-психологическое и семейно-бытовое явление, они многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает находить возможные пути их разрешения.

Проанализировав несколько источников [4, с. 57-58; 6, с. 416-417; 8, с. 52-54; 10, с. 128-130; 11, с. 9-10; 14, с. 55-56; 19, с. 51-53], можно выделить следующие виды конфликтов (см. табл. 2):

Таблица 2

Классификация типов конфликтов

Признаки

Виды

1. По сферам проявления

  • Производственно-экономические

(основа – производственно-экономические  противоречия);

  • Идеологические

(основа – противоречия  во взглядах);

  • Социально-психологические

(основа – противоречия  в социальной сфере; особенности  психики человека);

  • Семейно-бытовые

(основа – противоречия  семейных и бытовых отношений)

2. По масштабам, длительности и  напряженности

  • Общие и локальные;
  • Бурные быстротекущие, кратковременные

(возникающие на основе  индивидуальных психологических  особенностей личности, отличаются  агрессивностью и крайней враждебностью  конфликтующих сторон);

  • Острые длительные, затяжные

(возникающие при наличии  глубоких противоречий);

  • Слабовыраженные и вялотекущие

(возникающие на основе  не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью  одной из сторон);

  • Слабовыраженные и быстротекущие

(возникающие в связи  с поверхностными причинами, носят  эпизодический характер)

3. По субъектам конфликтного взаимодействия

  • Внутриличностные

(связаны со столкновением  противоположно направленных имманентных  мотивов личности);

  • Межличностные

(возникающие при столкновении  интересов двух личностей);

  • Межличностно-групповые

(противоборствующими   сторонами являются, с одной стороны,  личность, а с другой – группа);

  • Межгрупповые

(возникающие при столкновении  интересов двух социальных групп)

4. По предмету конфликта

  • Реальные (предметные)

(имеющие четкий предмет);

  • Нереальные (беспредметные)

(не имеющие четкого  предмета или имеющие предмет  жизненно важный только для  одной стороны)

5. По источникам и причинам возникновения

  • Объективные

(способны развиться вне  роли и желания участников, в  силу складывающихся обстоятельств  в организации, объектом столкновения  выступает конкретная материальная  или духовная ценность, к обладанию  которой стремятся  конфликтующие  стороны);

  • Субъективные

(субъекты конфликта –  работники организации со своими  потребностями, интересами, мотивами  и представлениями о ценностях)

6. По непосредственным причинам  возникновения

  • Организационные

(происходящие в пределах  определенной социальной системы,  того или иного структурного  образования в связи с изменением  внешних обстоятельств или нарушением  регламентированного порядка);

  • Эмоциональные

(связанные, как правило,  с личностным восприятием происходящего  вокруг, с чувственной реакцией  на поведение и действия других  людей, расхождением во взглядах);

  • Социально-трудовые

(вызываемые несовпадением,  конфронтацией частных и общих  интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп);

  • Деловые и личностные (связанные с выполнением человеком должностных обязанностей и затрагивающие его неофициальные отношения соответственно)

7. По коммуникативной направленности

  • Горизонтальные

(в которых участвуют  люди, не находящиеся в подчинении  друг друга);

  • Вертикальные

(участники  связаны  теми или иными видами подчинения, в этом случае может иметь  силу неодинаковый статус и  ранг может сказаться на ходе  и развязке конфликта)

8. По социальным последствиям

  • Позитивные и негативные

(соответственно способствующие  развитию организации и ведущие  к ухудшению деятельности организации);

  • Конструктивные и деструктивные

(в основе соответственно  лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию  деятельности организации и субъективные  причины, способствующие росту  социальной напряженности и ухудшению  деятельности организации);

  • Созидательные и разрушительные

(способствующие процветанию  организации, ее бурному развитию  и  ведущие к разрушению  социально-экономической системы  соответственно)

9. По формам и степени столкновения

  • Открытые

(спор, ссора);

  • Скрытые

(маскировка истинных  намерений);

  • Стихийные (спонтанно

возникшие);

  • Инициативные, заранее спланированные или просто спровоцированы
  • Неизбежные

(в известной степени  закономерные);

  • Вынужденные

(хотя и необходимыми);

  • Лишенные всякой целесообразности

(ничем не оправданные)

10. По способам и масштабам урегулирования (разрешения)

  • Антагонистические

(сопровождаемые неуступчивостью  и непримиримостью сторон);

  • Компромиссные

(допускающие разновариантностью  преодоления расхождений, взаимосближения  взглядов, интересов и целей)

11. По стадиям развития

  • Зарождающиеся;
  • Зрелые;
  • Угасающие

12. По распределению потерь и  выигрышей

  • Симметричные

(потери и выигрыши  делятся поровну);

  • Ассиметричные

(одни выигрывают/теряют  существенно больше, чем другие)

13. По количеству причин

  • Однофакторные;
  • Многофакторные

 

Такое большое количество разновидностей конфликтов связано с особенностями самих участников. Новосибирские ученые Ф.Бородкин и Н.Коряк выделяют шесть типов конфликтных личностей, вольно или невольно провоцирующих дополнительные столкновения с окружающими.

К ним  относятся:

• демонстративные личности, стремящиеся быть в центре внимания, поэтому становящиеся инициаторами споров;

• ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, обидчивые, склонные вымещать на них зло;

• неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, непредсказуемостью поведения, агрессивностью, слабым самоконтролем;

• сверхтонные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью;

• целенаправленно конфликтные, рассматривающие столкновение, как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;

• бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты. [4, С 57]

В то же время конфликтные личности, попав  в благоприятную обстановку, часто не проявляют себя таковыми. [5, С 178]

Так же такое  разнообразие конфликтов может быть обусловлено количеством факторов, образующих конфликты. Исходя из источников [1, с. 348-349; 2, с. 162-164; 3, 215-216; 4, с. 60-61; 5, с. 180; 6, с. 419-420; 7, с. 428-429; 8, с. 54-55; 10, с. 131-132; 11, с. 12; 12, с. 272; 13, с. 152-153; 14, с. 58-59, 17, с. 190-191; 23, с. 147-148], можно выделить 5 групп конфликтообразующих факторов:

1. Информационные факторы  – это та информация, которая  приемлема для одной стороны  и не приемлема для другой  стороны: неполные и неточные  факты, включая вопросы, связанные  с точностью восстановления проблемы  и истории конфликта; слухи;  невольная дезинформация; подозрение  в умышленном сокрытии фактов; надежность экспертов, свидетелей, источников информации; ценность  авторитетных источников; нежелательное  обнародование информации; недооценка  фактов и их значения; интерпретация  использованного языка; спорные  вопросы законодательства, правил  порядка действий, стереотипов, практики.

2. Структурные факторы  обычно связаны с существованием  формальной и неформальной организацией  социальной группы и могут  включать следующее: что является  законной властью; линии отчетности; системы передачи информации (коммуникаций); различные социальные нормы; собственность;  системы правосудия; принципы и  образы действия; контракты, договоры; роль религии; получения работы  и т. п.; статус, роли и права  участников конфликта; возраст;  роль традиций; наличие первичных  и (или) вторичных референтных  групп; распределение ресурсов; компенсация  за труд; общие и частные институализированные  «правила игры». А также и  другие стандарты поведения, включая  эстетические нормы; фиксированные  даты, время, меры (праздники, ограничения  скорости и т. п.).

Информация о работе Конфликты в организации ООО «Пчелка»