Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:16, курсовая работа
Цель данной работы в анализе конфликта и разработке путей разрешения конфликта в трудовом коллективе ООО «Пчелка».
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтов;
- проанализировать социальную среду ООО «Пчелка»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ……………………………………………...…………..….....4
1.1. Понятие и виды конфликтов ………………………..…………..……4
1.2. Методы управления конфликтами…………………………………..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……...38
2.1. Анализ конфликта на ООО «Пчелка»………………………………38
2.2. Авторские рекомендации по разрешению конфликта в ООО «Пчелка»…………………………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..….……………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
……………………………………………...…………..…...
1.1. Понятие и виды конфликтов ………………………..…………..……4
1.2. Методы управления конфликтами…………………………………..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……...38
2.1. Анализ
конфликта на ООО «Пчелка»……………
2.2. Авторские
рекомендации по разрешению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..….…………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………....50
ПРИЛОДЕНИЕ 3……………………………………………………….....53
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.
В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодня признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации – условие не только невозможное, но и не желательное.
Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит, потерять квалификацию руководителя, управляющего.
Цель данной работы в анализе конфликта и разработке путей разрешения конфликта в трудовом коллективе ООО «Пчелка».
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтов;
- проанализировать социальную среду ООО «Пчелка»;
- выявить наличие и вид конфликта на ООО «Пчелка»;
- разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Объектом данного исследования является персонал ООО «Пчелка».
Предметом исследования – конфликт на ООО «Пчелка».
ГЛАВА 1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Для этого составим таблицу, где укажем взгляды различных авторов на определение понятия «конфликта» (см. табл.1):
Таблица 1
Определения конфликта различными учеными
Научный деятель |
Понятие «конфликта» |
Абчук В.А. |
Конфликт – это разногласие между отдельными членами (группами членов) организации. [1, с. 344] |
Базаров Т.Ю. |
Конфликт – это процесс различия их интересов и ценностных ориентации. [2, с. 158] |
Беляцкий Н.П. |
Конфликт – это универсальный способ взаимодействия сложных систем, преодоления противоречий и ограничений в любой сфере, где осуществляются контакты между отдельными людьми и их сообществами. [3, с. 212] |
Веснин В.Р. |
Конфликт – это столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. [5, с. 253] |
Кибанов А.Я, |
Конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. [14, с. 54] |
Козер Л.А. |
Конфликт – это борьба за ценности и определенные претензии на социальный статус, власть, материальные и духовные блага — борьба, участники которой стремятся ослабить, нейтрализовать или даже уничтожить соперника. [16, с. 8] |
Коул Д. |
Конфликт – это столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, интересов, целей двух или более людей. [17, с. 187] |
Ратников В.П. |
Конфликт – это качество взаимодействия между людьми или элементами внутренней структуры личности, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. [19, с. 49] |
Толочек В.А. |
Конфликт – это естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. [20, с. 379] |
Шафранов-Куцев Г.Ф. |
Конфликт – это предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызываемые противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, наций, государств. [22, с. 284] |
Были рассмотрены определения понятия «конфликта» с точек зрения социологии, психологии, конфликтологии, управленческой науки, были учтены мнения зарубежных и отечественных авторов, и теперь можно сделать вывод о том, что во многих науках распространено такое понимание конфликта, как столкновение сторон, мнений и сил. Но некоторые авторы расходятся во мнениях, например, Базаров Т.Ю. считает, что конфликт – это процесс развития взаимодействия, по мнению Ратникова В.П. конфликт – это качество взаимодействия, для Козера конфликт является борьбой, и лишь для Толочек В.А., представителя психологии, конфликт является естественным условием взаимодействия людей. Но прежде чем давать общее определение понятия «конфликта», нужно рассмотреть некоторые из черт, принадлежащих конфликтам, приведенных в разных источниках [1, с. 344; 2, с. 158; 3, с. 212; 5, с. 253; 14, с. 54; 15, с. 52; 17, с. 187; 19, с. 49; 20, с. 379]
Сказанное приводит к выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным.
Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
Бесконфликтность – это
Итак, получив представление о некоторых основных чертах конфликта, можно попытаться дать этому явлению более конкретное определение: конфликт – это форма реальных общественных связей, выражающая взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей и являющаяся действенным инструментом развития любых социальных систем.
Конфликты так же являются многоликим явлением. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и их последствиям. Конфликты имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерное выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые, и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения в первую очередь соответствующих отраслей науки.
Конфликты в практике управления организацией представляют собой сложное производственно-экономическое, идеологическое, социально-психологическое и семейно-бытовое явление, они многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает находить возможные пути их разрешения.
Проанализировав несколько источников [4, с. 57-58; 6, с. 416-417; 8, с. 52-54; 10, с. 128-130; 11, с. 9-10; 14, с. 55-56; 19, с. 51-53], можно выделить следующие виды конфликтов (см. табл. 2):
Таблица 2
Классификация типов конфликтов
Признаки |
Виды |
1. По сферам проявления |
(основа – производственно-
(основа – противоречия во взглядах);
(основа – противоречия
в социальной сфере;
(основа – противоречия семейных и бытовых отношений) |
2. По масштабам, длительности и напряженности |
(возникающие на основе
индивидуальных
(возникающие при наличии глубоких противоречий);
(возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон);
(возникающие в связи
с поверхностными причинами, |
3. По субъектам конфликтного |
(связаны со столкновением
противоположно направленных
(возникающие при столкновении интересов двух личностей);
(противоборствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа);
(возникающие при столкновении
интересов двух социальных |
4. По предмету конфликта |
(имеющие четкий предмет);
(не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны) |
5. По источникам и причинам |
(способны развиться вне
роли и желания участников, в
силу складывающихся
(субъекты конфликта –
работники организации со |
6. По непосредственным причинам возникновения |
(происходящие в пределах
определенной социальной
(связанные, как правило,
с личностным восприятием
(вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп);
|
7. По коммуникативной |
(в которых участвуют люди, не находящиеся в подчинении друг друга);
(участники связаны
теми или иными видами |
8. По социальным последствиям |
(соответственно
(в основе соответственно
лежат объективные
(способствующие процветанию
организации, ее бурному |
9. По формам и степени |
(спор, ссора);
(маскировка истинных намерений);
возникшие);
(в известной степени закономерные);
(хотя и необходимыми);
(ничем не оправданные) |
10. По способам и масштабам |
(сопровождаемые
(допускающие |
11. По стадиям развития |
|
12. По распределению потерь и выигрышей |
(потери и выигрыши делятся поровну);
(одни выигрывают/теряют существенно больше, чем другие) |
13. По количеству причин |
|
Такое большое количество разновидностей конфликтов связано с особенностями самих участников. Новосибирские ученые Ф.Бородкин и Н.Коряк выделяют шесть типов конфликтных личностей, вольно или невольно провоцирующих дополнительные столкновения с окружающими.
К ним относятся:
• демонстративные личности, стремящиеся быть в центре внимания, поэтому становящиеся инициаторами споров;
• ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, обидчивые, склонные вымещать на них зло;
• неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, непредсказуемостью поведения, агрессивностью, слабым самоконтролем;
• сверхтонные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью;
• целенаправленно конфликтные, рассматривающие столкновение, как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;
• бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты. [4, С 57]
В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную обстановку, часто не проявляют себя таковыми. [5, С 178]
Так же такое
разнообразие конфликтов может быть
обусловлено количеством
1. Информационные факторы
– это та информация, которая
приемлема для одной стороны
и не приемлема для другой
стороны: неполные и неточные
факты, включая вопросы,
2. Структурные факторы
обычно связаны с