Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:16, курсовая работа
Цель данной работы в анализе конфликта и разработке путей разрешения конфликта в трудовом коллективе ООО «Пчелка».
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтов;
- проанализировать социальную среду ООО «Пчелка»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ……………………………………………...…………..….....4
1.1. Понятие и виды конфликтов ………………………..…………..……4
1.2. Методы управления конфликтами…………………………………..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……...38
2.1. Анализ конфликта на ООО «Пчелка»………………………………38
2.2. Авторские рекомендации по разрешению конфликта в ООО «Пчелка»…………………………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..….……………
Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса. Разрешение конфликта – заключительный его этап. Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д. Рассмотрим схему разрешения конфликта (рис. 2):
35-40 баллов
Жесткость
П АСС ВА П АСС ВА П АСС ВА
П – пассивность, АСС – активность средней степени, ВА – высокая активность
Рис. 2. Схема разрешения конфликтов на предприятии [12, с. 270]
Ситуация неполного разрешения
конфликта порождает его
Конфликту присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология. Предпосылки разрешения конфликта: достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства; потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить; наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов.
Первый – подготовительный – это диагностика конфликта. Второй – разработка стратегии разрешения и технологии. Третий – реализация комплекса методов и средств.
Диагностика конфликта включает:
описание его видимых проявлений;
определение уровня развития конфликта;
выявление причин конфликта и
его природы; измерение интенсивности;
определение сферы
Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно- правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет, прежде всего, о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов.
Проанализировав источники [1, с. 350; 2, с. 164-165; 3, 217; 6, с. 421; 7, с. 429-430; 8, с. 55; 10, с. 132; 11, с. 14; 12, с. 272; 13, с. 152-153;14, с. 59-61, 15, с. 345; 17, с. 192; 18, с. 139; 19, с. 51; 20, с. 382; 21, с. 166; 23, с. 147-148], можно сделать вывод о том, что существуют такие методы управления и предотвращения конфликтов, как разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработка или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения. Они воздействуют преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организацией труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т. д.
Так же управлять
конфликтами можно с помощью
межличностных методов
Начнем с одного из наиболее популярных методов управления конфликтом – ухода от конфликта. Преимущество такого метода состоит в том, что решение такого рода принимается очень быстро. Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации, очень высоки издержки возможного конфликта. Его целесообразно применять в случаях:
К уходу от конфликта не следует прибегать в тех случаях, когда очень важна проблема, лежащая в его основе, или при наличии перспективы достаточно длительного существования основ данного конфликта.
Разновидностью метода «ухода от конфликта» является метод «бездействия». При этом методе развитие событий отдается на откуп времени, идет по течению, стихийно. Бездействие оправдано в условиях полной неопределенности, когда невозможно предвидеть варианты развития событий. Последствия при этом непредсказуемы.
Следующий метод – уступок или приспособления. В этом случае администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных требований. Этот метод используется в нескольких случаях:
Метод «сглаживания» используется в организациях, ориентированных на коллективные методы трудового процесса.
Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны. Напротив, подчеркиваются общие интересы, различия преуменьшаются. «Мы одна дружно действующая команда и не следует раскачивать лодку».
Довольно часто в таких случаях реальная проблема уходит на второй план.
Метод «скрытых действий» используется тогда, когда управление конфликтом нуждается, с точки зрения администрации, в скрытых средствах его регулирования.
Метод применяется:
Применяемые в этих случаях приемы включают как «джентльменские», так и далекие от них формы воздействия на противоположную сторону. Здесь могут иметь место и кулуарные переговоры, и политика «разделяй и властвуй», и подкуп. Нередки проявления прямого обмана, создания различного рода дополнительных препятствий в форме скрытого или открытого сопротивления «секретным действиям», провоцирования актов саботажа, распространения среди работников негативных настроений по отношению к руководству и т.п.
Метод «быстрого решения» применяется в случаях:
Метод «компромисса» является таким видом соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений поля проблем. Суть его – в управлении конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.
Различают компромиссы вынужденные
и добровольные. Первые неизбежно
навязываются сложившимися обстоятельствами.
Или же общей ситуацией, угрожающей
существованию конфликтующих
Технология компромиссов
достаточно сложна, во многом уникальна,
но все же в ее структуре есть
нечто повторяющееся. Таковы некоторые
способы согласования интересов
и позиций: консультация, диалог, дискуссия,
партнерство и сотрудничество. Использование
их позволяет выявить общие
Метод «компромисса» используется в следующих случаях:
- если цели конфликта достаточно важны, но не стоят больших усилий;
- если комплектующие стороны
с равными силами действуют
во взаимоисключающих
- если имеется возможность
достижения временных
- если имеются условия для достижения целесообразных решений в условиях дефицита времени;
- если имеется выход
из конфликта в условиях, когда
сотрудничество или
- если обе сталкивающиеся стороны имеют достаточно времени;
- если ресурсы ограничены.
Этот метод нецелесообразно применять в случаях:
- нереалистичности первично занятой позиции вследствие ее преувеличенности, раздутости;
- неэффективности компромисса и в случае оспаривания конфликтующими сторонами принятых обстоятельств.
В компромиссном решении нет победителя и нет проигравшего.
Достоинствами этого метода разрешения конфликта являются:
- выявления спорных вопросов для обеих сторон;
- подчеркивание взаимных интересов;
- использование «объектного» критерия в ходе переговоров;
- ведение переговоров без оскорбления достоинства обеих сторон;
- разработка взаимовыгодных решений.
Метод «сотрудничества» - соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации. Он применяется в следующих случаях: