Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:16, курсовая работа
Цель данной работы в анализе конфликта и разработке путей разрешения конфликта в трудовом коллективе ООО «Пчелка».
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтов;
- проанализировать социальную среду ООО «Пчелка»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ……………………………………………...…………..….....4
1.1. Понятие и виды конфликтов ………………………..…………..……4
1.2. Методы управления конфликтами…………………………………..19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……...38
2.1. Анализ конфликта на ООО «Пчелка»………………………………38
2.2. Авторские рекомендации по разрешению конфликта в ООО «Пчелка»…………………………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..….……………
3. Ценностные факторы
– принципы, которые провозглашаются
или отвергаются, которых
4. Факторы отношений –
удовлетворение от
5.Поведенческие факторы
– в отношении конфликта
Р. Фишер и У. Юри отмечают, что многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные или перекрывающиеся интересы [18, с.138].
Так же существенно значим вопрос о месте и роли конфликтов в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, организации и общества в целом. На современном этапе четко выделяются как осуждение враждебных противоборств на любом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых конфликтов в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми.
Жизнь представляет бесчисленное количество фактов, подтверждающих функциональное разнообразие конфликтов по направленности, полезным и вредным последствиям. Исходя из нескольких источников [1, с. 345; 6, с. 418; 8, с. 54; 11, с. 12; 15, с. 344; 19, с. 54; 20, с. 381], можно выделить ряд функций, имеющих, в частности, наиболее существенное значение в деле управления организацией и поведением персонала:
При любом исходе последствия конфликта оказывают определенное влияние на организацию и ее персонал. В этом воздействии, как в фокусе, проявляются функции и значение конфликта, его высокая целесообразность или, напротив, крайняя нецелесообразность. Важно, соблюдая научный подход и объективность, избежать преувеличений в оценке и позитивных, и негативных последствий случившегося конфликтного столкновения. Основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту по возможности функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.
Были рассмотрены понятие, классификация и функции конфликтов, факторы, образующие их, далее рассмотрим формы проявления конфликтов в организации. Конфликт, протекающий в рамках организации и порожденный проблемами, связанными с ее деятельностью называются производственным конфликтом. Он втягивает в свою орбиту многих людей, среди которых:
• владельцы организации, администрация, персонал;
• сторонние участники событий, добровольно или случайно поддерживающие одну из сторон – партнеры, конкуренты, профессиональные союзы, общественные объединения, семьи;
• заинтересованные в скорейшем разрешении конфликта и пытающиеся содействовать этому — посредники, арбитры, представители властей;
• нейтралы — любопытствующие, наблюдатели за соблюдением законности, случайные жертвы.
Проанализировав источники [1, с. 346; 2, с. 161; 3, с. 214; 4, с. 60; 5, с. 181; 6, с. 418; 11, с. 12; 14, с. 58; 17, с. 189], были выделены следующие основные формы производственных конфликтов (открытых и скрытых): действия клики, интриги, забастовки, саботаж.
а) Кликой называется группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной (поддерживаемой большинством) линии, пытающихся захватить формальную или неформальную власть либо упрочить свои позиции.
б) Интрига представляет собой нечестное запутывание окружающих с целью вынудить их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых она направлена. Орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через третьи руки, очерняющая или обеляющая людей и их поступки.
в) Забастовка — это открытое организованное прекращение (сокращение) работы с выдвижением коллективных экономических, социальных, организационных требований к администрации. Как правило, она заранее планируется, хотя при крайнем обострении отношений может вспыхнуть и стихийно.
Забастовки
бывают законными и незаконными,
мирными и с применением
Выделяют следующие формы забастовок:
1) прекращение работы и уход с рабочего места;
2) работа по правилам (итальянская забастовка), неукоснительное соблюдение которых ведет к нестыковкам, нарушающим нормальный ход трудового процесса.
Забастовка в целом может иметь как позитивные, так и негативные последствия.
Позитивные заключаются в достижении взаимопонимания и создании основы будущих отношений, укреплении у персонала уверенности в своих силах, развитии производственной демократии, совершенствовании методов диалога, выявлении лидеров.
Негативные проявляются в неудовлетворенности, ухудшении морально психологического климата, росте текучести кадров, снижении производительности труда, свертывании сотрудничества, росте враждебности и формировании образа врага.
г) Саботаж характерен прежде всего для бюрократизированных организаций. Нормы, регламентирующие их деятельность, бывают порой такими жесткими, что продуктивная работа оказывается возможной только при их нарушении. Неукоснительное же их соблюдение ее парализует. А быстро преодолевать их неформальными методами персонал как раз и отказывается. Такие действия, граничащие с саботажем, не регулируются законом и не создают основы для привлечения работников к ответственности;
1) замедленная работа (скажем, в темпе, составляющем половину от нормального);
2) пульсирующая работа (неполное время, например час в смену, или в неполном составе);
3) прекращение работы с нахождением всех на своих местах (оккупационная забастовка);
4) работа по-своему (активная забастовка).
По форме саботаж бывает пассивным и активным. Первый состоит в игнорировании нарушений или, наоборот, излишнем к ним внимании, в результате происходит либо дезорганизация, либо задержка работы. Второй основан на сознательном инспирировании неполадок, приводящем в конечном итоге к тем же последствиям.
Объектом саботажа могут быть организация работы, эффективные, но не вполне легитимные образцы которой заменяются официальными, но противоречащими реальностям жизни; техника и материальные ресурсы, выводящиеся из строя или нерационально используемые с целью предотвратить внедрение достижений НТР, избежать увольнений, снизить требования к исполнителям. Взаимосвязанность элементов производства придает саботажу особую опасность. Во время его актов возникают простои, приносящие огромный материальный ущерб, но для работников являются дополнительным оплачиваемым отдыхом.
Таким образом, конфликт – это форма реальных общественных связей, выражающая взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей и являющаяся действенным инструментом развития любых социальных систем.
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Исходя из некоторых источников [1, с. 348-349; 2, с. 162-164; 3, 215-216; 4, с. 60-61; 5, с. 180; 6, с. 419-420; 7, с. 428-429; 8, с. 54-55; 10, с. 131-132; 11, с. 12; 12, с. 272; 13, с. 152-153;14, с. 58-59, 17, с. 190-191; 23, с. 147-148], можно сделать вывод о том, что управление конфликтом включает в себя: предупреждение одних конфликтов и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликта; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий, представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Предупреждение конфликта – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы (рис.1). Такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Рис.1.Направления профилактики конфликтных ситуаций
[12, с. 269]
Стратегия подавления конфликта применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:
- целенаправленно и
- разработать систему
правил, норм, предписаний, упорядочивающих
взаимоотношения между
- создавать и непрерывно
поддерживать условия, которые
затрудняют или
Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения: изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны; уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого; изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним и т. п.); изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего; снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно ненужным или недостижимым.