Конкурентоспособность продукции предприятия ОАО «Торгмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценить конкурентоспособность товаров предприятия ОАО «Торгмаш».
Актуальность выбранной темы заключается в изучении конкурентоспособности товаров белорусских производителей за рубежом.
Машиностроительный комплекс определяет специализацию промышленности страны и формирует общий объем и динамику промышленного производства.

Файлы: 1 файл

ЗАПИСКА.docx

— 143.27 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкуренция – это процесс взаимодействия и борьбы между субъектами хозяйствования как на рынке товаров и услуг, так и на рынке факторов производства за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции (услуг) для достижения своих стратегических и тактических целей посредством создания, сохранения своих конкурентных преимуществ и управления ими.

Под конкурентным преимуществом понимается какая-либо исключительная ценность, новизна, отличительная особенность, дающая данному субъекту хозяйствования преимущество перед другими участниками рынка (продавцами, производителями).

М. Портер подразделял факторы конкурентоспособности на несколько типов:

  • естественно и искусственно созданные;
  • общие и специализированные (по степени реализации);
  • физические ресурсы, людские ресурсы, ресурсы знаний, денежные ресурсы, инфраструктура (в связи с факторами производства).

Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, которые отличают его от аналогичных продуктов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Другими словами это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и его способность быть проданным.

А.С. Головачев отмечает, что конкурентоспособность товаров зависит от:

1. внутренних и внешних  факторов

2. уровня управления конкурентоспособностью, которая функционально включает  прогнозирование, планирование, анализ, организацию, регулирование, оценку  и мотивацию [5].

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой  продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Объектом исследования в курсовой работе выступают товары предприятия г. Барановичи ОАО «Торгмаш».

Предметом исследования является конкурентоспособность товара. Кроме того, в рамках курсовой работы мы предложили  направления по повышению конкурентоспособности товаров на мировом рынке товаров машиностроения.

Цель работы: оценить конкурентоспособность товаров предприятия ОАО «Торгмаш».

Актуальность выбранной темы заключается в изучении конкурентоспособности товаров белорусских производителей за рубежом.

Машиностроительный комплекс определяет специализацию промышленности страны и формирует общий объем и динамику промышленного производства.

В курсовой работе рассматриваются основные понятия и составляющие конкурентоспособности товаров. Также показатели и факторы определяющие конкурентоспособности товара и ее оценку.

Основными источниками явились учебные пособия по маркетингу: Стариков В.Я., Кожекин Г.Я., а также другие источники, которые более подробно описаны в списке литературы, периодические издания.

 

1. Конкурентоспособность  продукции машиностроительного  предприятия

1.1. Значение конкурентоспособности в современных условиях

 

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и  потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, которые отличают его от аналогичных продуктов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Другими словами это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и его способность быть проданным.

Выделим основные составляющие конкурентоспособности товара:

1. Важнейшая составляющая непосредственно  связана с товаром и в значительной  мере сводится к его качеству. Многие исследования показали, что  конечное решение о покупке  на 30-35% связано с его качественными  характеристиками. Однако это далеко  не всё.

2. Вторая составляющая это всё  то, что связано со сбытом и  сервисом товаров. Часто потребитель  согласится на приобретение товара  качеством ниже, но с отлаженным  и недорогим сервисом (например  авто- и мотто-техника) и/или при отсутствии налаженного сбыта в его (покупателя) районе проживания вынужден будет приобретать товар более дорогой и/или худший, то есть. менее конкурентоспособный.

3. Это всё то, что может быть  неприятно или приятно потребителю  как человеку, так называемый  субъективный фактор.

Конкурентоспособность в широком смысле не является показателем, уровень которого можно вычислить для себя и конкурентов, это прежде всего философия работы в сложных рыночных условиях. Она ориентирована прежде всего на знание и понимание нужд потребителя, тенденции их развития; знание и понимание состояния и развития рынка; знание и понимание поведения и возможностей конкурентов.

Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно- технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальных и международных стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара прежде всего определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.

Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных норм и правил различных стран. В этих целях функционирует специально созданная Международная организация стандартизации (ISO – International Organisation for Standardisation).

Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических средств.

Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий я динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами  научно- технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции [8].

К основным показателям, определяющим коммерческие условия конкурентоспособности товаров, относятся:

  • ценовые показатели;
  • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
  • показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
  • показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном соперничестве с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки.

Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.

Организационные условия приобретения и использования товара потребителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей его конкурентоспособности. К ним относятся:

  • обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
  • доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономичной доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
  • расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием. В настоящее время покупатель предъявляет продавцу товара обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы.

Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:

1) хорошо подготовленная  стратегия, определяющая наиболее  оптимальный уровень сервиса  для каждого сегмента рынка;

2) умелое использование  рекламы, доносящей до покупателя  все преимущества сервиса и  гарантирующей прочную связь  клиента с покупателем;

3) четкая система поставки  запчастей;

4) система правил вызова  сотрудников сервисной службы  к клиенту;

5) обучение персонала, связанное  с доведением до каждого исполнителя  стандартов обслуживания.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия ОАО «Торгмаш»