Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:05, курсовая работа
Цель работы: оценить конкурентоспособность товаров предприятия ОАО «Торгмаш».
Актуальность выбранной темы заключается в изучении конкурентоспособности товаров белорусских производителей за рубежом.
Машиностроительный комплекс определяет специализацию промышленности страны и формирует общий объем и динамику промышленного производства.
Так на территории РФ планируется заключение дилерских договоров с 2014г. по 2016 г. с представителями таких регионов РФ как: Краснодарский край, Поволжье, Уральский регион, Ставропольский край, Западная Сибирь и Дальний Восток. Данные регионы являются наиболее перспективными на рынке РФ.
Данная мера позволит увеличить объёмы реализации продукции за счёт охвата рынков сбыта.
В перспективе до 2016 г. планируется охватить все основные регионы РФ
На территории Украины - 1 представитель, планируется расширение дилерской сети до 2 представителей.
Анализ экспорта в Казахстан показывает, что данный регион также имеет тенденцию роста. Создание дилерской сети на данном рынке, также является стратегическим направлением экспортной политики предприятия. На первом этапе планируется организация 1-2 представителей предприятия.
Так же планируется активизировать работу по освоению рынка Средней Азии, где по данным маркетинговых служб существует потенциальные потребители недорогого и качественного технологического оборудования общественного питания.
Одним из основных направлений в работе маркетинговых служб предприятия по расширению рынков сбыта в 2014-2016 гг. будет взаимодействие с посольствами и консульствами РБ в ближнем и дальнем зарубежье. Данные учреждения предоставляют наиболее объективную информацию об интересующем нас регионе на предмет наличия производителей аналогичного оборудования, уровня цен, требований к экспортной продукции, законодательные и таможенные особенности. Данная первичная информация учитывается при планировании мероприятий по освоению того или иного рынка сбыта, а также при проектировании и разработке нового перспективного оборудования.
Большое внимание в 2014-2016гг. будет уделяться взаимодействию с Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен МИД РБ. Являясь абонентом ИС «Тендеры» наше предприятие получит возможность доступа к следующей информации:
прочая информация экономического характера (ВВП, состояние экономики и др.).
Данные мероприятия позволят своевременно реагировать предприятию на изменения конъюнктуры на рынке, осуществлять поиск новых рынков сбыта и партнёров, проводить эффективные рекламные кампании с целью увеличения объёмов производства товарной продукции до запланированного уровня [Бизнес-план предприятия].
2. 3 Оценка объемов производства и реализации продукции ОАО «Торгмаш»
В последние годы экономическое положение предприятия стабильное и наблюдается положительная динамика роста по объему промышленной продукции, экспорту товаров и рентабельности реализованной продукции.
По итогам работы за 2014 год предприятием обеспечено выполнение по темпу роста продукции промышленности 108,9% при задании 106,0%, экспорту 147,2% при задании 119,0%, рентабельности реализованной продукции 19,4% при задании 5,0%.
В течение 2014 года Государственное предприятие «Торгмаш» не имело текущей задолженности за энергоносители и по платежам в бюджет.
Значительно улучшили свое значение финансовые показатели. Так, коэффициент текущей ликвидности по состоянию на 01.01.2015 г. составил 1,59 при 0,74 на 01.01.2014 г. Коэффициент обеспеченности собственными 0,37 при -0,34 на 01.01.2014 г., при нормативе 0,2.
Положительно влияние на финансовое состояние предприятия оказало представление государственной поддержки в 2014 году в виде:
- льготного
тарифа на электрическую
- установления
нормативного распределения
- реструктуризации
просроченной кредиторской
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.01.2006 г. № 27 «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» Республиканскому производственному унитарному предприятию «Торгмаш» предоставлена отсрочка за природный газ с 2014 по 2016 годы. Условием сохранения предоставленной государственной поддержки является выполнение в 2015 году темпа роста объемов производства промышленной продукции 107,0% и рентабельности реализованной продукции 5,5%. Так как предприятию необходима эта поддержка, прогноз развития предприятия на 2015 год и последующие годы составлен в соответствии с этим условием.
Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, ожидаемые за 2014 год и прогнозные на 2015-2018 годы представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Наименование показателей |
Ед. измер. |
2013 г. оценка |
2014 г. оценка |
Прогноз | |||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 | ||||||
Производство промышленной продукции в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
26774 |
28780 |
30795 |
33100 |
35750 |
38790 | ||
темп роста к предыдущему периоду |
% |
108,9 |
107,5 |
107,0 |
107,5 |
108,0 |
108,5 | ||
Производство потребительских товаров |
млн. руб. |
1301 |
1370 |
1450 |
1537 |
1635 |
1745 | ||
темп роста к предыдущему периоду |
% |
107,0 |
105,3 |
105,8 |
106,0 |
106,4 |
106,7 | ||
Инвестиции в основной капитал (без НДС) |
млн. руб. |
224 |
680 |
960 |
1070 |
1220 |
1400 | ||
темп роста к предыдущему периоду |
% |
170,0 |
242,9 |
125,0 |
111,0 |
114,0 |
115,0 | ||
Экспорт |
тыc. $ |
10765,8 |
12919 |
14210 |
15630 |
17190 |
18910 | ||
темп роста к предыдущему периоду |
% |
147,2 |
120,0 |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
110,0 | ||
Импорт |
тыc. $ |
182,6 |
483 |
526 |
573 |
625 |
681 | ||
темп роста к предыдущему периоду |
% |
109,9 |
264,5 |
109,0 |
109,0 |
109,0 |
109,0 | ||
Показатель по энергосбережению |
% |
-34,6 |
-28,5 |
-12,0 |
-10,0 |
-10,0 |
-10,0 | ||
Производство новой продукции |
млн. руб. |
563 |
2685 |
3180 |
3500 |
3860 |
4220 | ||
Удельный вес новой продукции к общему объему производства |
% |
2,2 |
9,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 | ||
Производство сертифицированной продукции |
млн. руб. |
22452 |
25360 |
27090 |
29830 |
32810 |
35940 | ||
Удельный вес сертифицированной продукции к общему объему производства |
% |
87,1 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 |
85,0 | ||
Остатки готовой продукции на конец периода |
млн. руб. |
885 |
2110 |
2125 |
2330 |
2570 |
2810 | ||
Удельный вес запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства в действующих ценах |
% |
41,2 |
85,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 | ||
Производство промышленной продукции в действующих ценах |
млн. руб. |
25763 |
29840 |
31870 |
35090 |
38600 |
42280 | ||
Затраты на производство продукции |
млн. руб. |
23550 |
29548 |
30280 |
33350 |
36670 |
40170 | ||
Среднесписочная численность работающих |
чел. всего |
859 |
869 |
870 |
870 |
870 |
870 | ||
в т.ч. ППП |
чел. |
834 |
843 |
844 |
844 |
844 |
844 | ||
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) всего |
млн. руб. |
30788 |
36200 |
38800 |
41900 |
45700 |
49300 | ||
денежные поступления |
млн. руб. |
29698 |
34970 |
37520 |
40560 |
44290 |
47820 | ||
неденежные формы расчетов |
млн. руб. |
1090 |
1230 |
1280 |
1340 |
1410 |
1480 | ||
уд. вес денежной формы расчетов в выручке от реализации |
% |
3,5 |
3,4 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
3,0 | ||
Прибыль от реализации |
млн.руб. |
4614 |
5320 |
1810 |
2120 |
2490 |
2900 | ||
Рентабельность реализованной продукции нарастающим итогом |
% |
19,4 |
18,8 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,0 | ||
Чистая прибыль |
млн. руб. |
2759 |
2230 |
710 |
885 |
1060 |
1280 | ||
Кредиторская задолженность |
млн. руб. |
3370 |
3730 |
3690 |
3540 |
3480 |
3320 | ||
Просроченная кредиторская задолженность свыше 3-х месяцев |
млн. руб. |
495 |
537 |
523 |
514 |
493 |
375 | ||
Дебиторская задолженность |
млн. руб. |
690 |
1120 |
1080 |
970 |
840 |
790 | ||
Просроченная дебиторская задолженность свыше 3-х месяцев |
млн. руб |
29 |
169 |
120 |
110 |
95 |
84 | ||
Коэффициент текущей ликвидности (К1) |
1,59 |
1,7 |
1,64 |
1,59 |
1,54 |
1,5 | |||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) |
0,37 |
0,22 |
0,24 |
0,27 |
0,29 |
0,32 | |||
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) |
0,11 |
0,21 |
0,20 |
0,17 |
0,14 |
0,11 | |||
Износ основных фондов |
% |
58,7 |
58,5 |
58,2 |
57,9 |
57,7 |
57,5 | ||
в т.ч. активной части |
% |
84,0 |
83,7 |
83,1 |
82,7 |
82,3 |
81,5 | ||
Производительность труда в сопоставимых ценах |
тыс. руб. |
32103 |
34140 |
36487 |
39218 |
42358 |
45960 | ||
Темп роста производительности труда к предыдущему периоду |
|||||||||
в сопоставимых ценах |
% |
109,5 |
106,3 |
106,9 |
107,5 |
108,0 |
108,5 | ||
Среднемесячная заработная плата |
тыс. руб. |
626 |
930 |
977 |
1025 |
1077 |
1130 |
Анализируя показатели таблицы 2.2., можно сделать вывод, что объем производства продукции в сопоставимых ценах в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 2006 млн. руб., на 9% увеличилось производство новых видов продукции. Но существует тенденция к увеличению запасов готовой продукции на складах, что говорит о некоторых проблемах со сбытом продукции.
3. Улучшение технических
3.1. Пути повышения конкурентоспособности товара
В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:
Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.
В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки.
Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и прежде всего получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключение решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.
Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:
Важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.
Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.
Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет в конечном счете о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка.
В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта [16].
Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия ОАО «Торгмаш»