Конкурентоспособность продукции предприятия ОАО «Торгмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценить конкурентоспособность товаров предприятия ОАО «Торгмаш».
Актуальность выбранной темы заключается в изучении конкурентоспособности товаров белорусских производителей за рубежом.
Машиностроительный комплекс определяет специализацию промышленности страны и формирует общий объем и динамику промышленного производства.

Файлы: 1 файл

ЗАПИСКА.docx

— 143.27 Кб (Скачать файл)

Так на территории РФ планируется заключение дилерских договоров с 2014г. по   2016 г. с представителями таких регионов РФ как:  Краснодарский край, Поволжье, Уральский регион, Ставропольский край, Западная Сибирь и Дальний Восток. Данные регионы являются наиболее перспективными на рынке РФ.

Данная мера позволит увеличить объёмы реализации продукции за счёт охвата рынков сбыта.

В перспективе до 2016 г. планируется охватить все основные регионы РФ

На территории Украины - 1 представитель, планируется расширение дилерской сети до 2 представителей.

Анализ экспорта в Казахстан показывает, что данный регион также имеет тенденцию роста. Создание дилерской сети на данном рынке, также является стратегическим направлением экспортной политики предприятия. На первом этапе планируется организация 1-2 представителей предприятия.

Так же планируется активизировать  работу по освоению рынка Средней Азии, где по данным маркетинговых служб существует потенциальные потребители недорогого и качественного технологического оборудования общественного питания.

Одним из основных направлений в работе маркетинговых служб предприятия по расширению рынков сбыта в 2014-2016 гг. будет взаимодействие с посольствами и консульствами РБ в ближнем и дальнем зарубежье. Данные учреждения предоставляют наиболее объективную информацию об интересующем нас регионе на предмет наличия производителей аналогичного оборудования, уровня цен, требований к экспортной продукции, законодательные и таможенные особенности. Данная первичная информация учитывается при планировании мероприятий по освоению того или иного рынка сбыта, а также при проектировании и разработке нового перспективного оборудования.     

Большое внимание в 2014-2016гг. будет уделяться взаимодействию с Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен МИД РБ.  Являясь абонентом ИС «Тендеры» наше предприятие получит возможность доступа к следующей информации:

  • конъюнктура рынков по основным позициям белорусского экспорта;
  • тарифные и нетарифные меры регулирования экспорта;
  • внешнеэкономическое законодательство;
  • порядок открытия объектов товаропроводящей сети и информационные справки о состоянии объектов товаропроводящей сети в странах пребывания;
  • международные выставки;
  • коммерческие предложения о закупке белорусской продукции;
  • реквизиты и веб-адреса компаний , органов государственного управления за рубежом, которые могут оказать содействие белорусским товаропроизводителям в выходе на внешние рынки;

прочая информация экономического характера (ВВП, состояние экономики и др.).

Данные мероприятия позволят своевременно реагировать предприятию на изменения конъюнктуры на рынке, осуществлять поиск новых рынков сбыта и партнёров, проводить эффективные рекламные кампании с целью увеличения объёмов производства товарной продукции до запланированного уровня [Бизнес-план предприятия].

 

2. 3 Оценка объемов производства  и реализации продукции ОАО  «Торгмаш»

В последние годы экономическое положение предприятия стабильное и наблюдается положительная динамика роста по объему промышленной продукции, экспорту товаров и рентабельности реализованной продукции.

По итогам работы за 2014 год предприятием обеспечено выполнение по темпу роста продукции промышленности 108,9% при задании 106,0%, экспорту 147,2% при задании 119,0%, рентабельности реализованной продукции 19,4% при задании 5,0%.

В течение 2014 года Государственное предприятие «Торгмаш» не имело текущей задолженности за энергоносители и по платежам в бюджет.

Значительно улучшили свое значение финансовые показатели. Так, коэффициент текущей ликвидности по состоянию на 01.01.2015 г. составил 1,59 при 0,74 на 01.01.2014 г. Коэффициент обеспеченности собственными 0,37 при -0,34 на 01.01.2014 г., при нормативе 0,2.

Положительно влияние на финансовое состояние предприятия оказало представление государственной поддержки в 2014 году в виде:

- льготного  тарифа на электрическую энергию  с января по декабрь 2014 года;

- установления  нормативного распределения выручки;

- реструктуризации  просроченной кредиторской задолженности  по платежам за природный газ.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.01.2006 г. № 27 «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» Республиканскому производственному унитарному предприятию «Торгмаш» предоставлена отсрочка за природный газ с 2014 по 2016 годы. Условием сохранения предоставленной государственной поддержки является выполнение в 2015 году темпа роста объемов производства  промышленной продукции 107,0% и рентабельности реализованной продукции 5,5%. Так как предприятию необходима эта поддержка, прогноз развития предприятия на 2015 год и последующие годы составлен в соответствии с этим условием.

     Показатели, характеризующие финансовое  состояние предприятия, ожидаемые  за 2014 год и прогнозные на 2015-2018 годы представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

Наименование показателей

Ед.

измер.

2013 г. оценка

2014 г.

оценка

Прогноз

2015

2016

2017

2018

Производство промышленной продукции в сопоставимых ценах

млн. руб.

26774

28780

30795

33100

35750

38790

темп роста к предыдущему периоду

%

108,9

107,5

107,0

107,5

108,0

108,5

Производство потребительских товаров

млн. руб.

1301

1370

1450

1537

1635

1745

темп роста к предыдущему периоду

%

107,0

105,3

105,8

106,0

106,4

106,7

Инвестиции в основной капитал (без НДС)

млн. руб.

224

680

960

1070

1220

1400

темп роста к предыдущему периоду

%

170,0

242,9

125,0

111,0

114,0

115,0

Экспорт

тыc. $

10765,8

12919

14210

15630

17190

18910

темп роста к предыдущему периоду

%

147,2

120,0

110,0

110,0

110,0

110,0

Импорт

тыc. $

182,6

483

526

573

625

681

темп роста к предыдущему периоду

%

109,9

264,5

109,0

109,0

109,0

109,0

Показатель по энергосбережению

%

-34,6

-28,5

-12,0

-10,0

-10,0

-10,0

Производство новой продукции

млн. руб.

563

2685

3180

3500

3860

4220

Удельный вес новой продукции к общему объему производства

%

2,2

9,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Производство сертифицированной продукции

млн. руб.

22452

25360

27090

29830

32810

35940

Удельный вес сертифицированной продукции к общему объему производства

%

87,1

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

Остатки готовой продукции на конец периода

млн. руб.

885

2110

2125

2330

2570

2810

Удельный вес запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства в действующих ценах

%

41,2

85,0

80,0

80,0

80,0

80,0

Производство промышленной продукции в действующих ценах

млн. руб.

25763

29840

31870

35090

38600

42280

Затраты на производство продукции

млн. руб.

23550

29548

30280

33350

36670

40170

Среднесписочная численность работающих

чел.

всего

859

869

870

870

870

870

в т.ч. ППП

чел.

834

843

844

844

844

844

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) всего

млн. руб.

30788

36200

38800

41900

45700

49300

денежные поступления

млн. руб.

29698

34970

37520

40560

44290

47820

неденежные формы расчетов

млн. руб.

1090

1230

1280

1340

1410

1480

уд. вес денежной формы расчетов в выручке от реализации

%

3,5

3,4

3,3

3,2

3,1

3,0

Прибыль от реализации

млн.руб.

4614

5320

1810

2120

2490

2900

Рентабельность реализованной продукции нарастающим итогом

%

19,4

18,8

5,5

6,0

6,5

7,0

Чистая прибыль

млн. руб.

2759

2230

710

885

1060

1280

Кредиторская задолженность

млн. руб.

3370

3730

3690

3540

3480

3320

Просроченная кредиторская задолженность свыше 3-х месяцев

млн. руб.

495

537

523

514

493

375

Дебиторская задолженность

млн. руб.

690

1120

1080

970

840

790

Просроченная дебиторская задолженность свыше 3-х месяцев

млн. руб

29

169

120

110

95

84

Коэффициент текущей ликвидности (К1)

 

1,59

1,7

1,64

1,59

1,54

1,5

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)

 

0,37

0,22

0,24

0,27

0,29

0,32

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3)

 

0,11

0,21

0,20

0,17

0,14

0,11

Износ основных фондов

%

58,7

58,5

58,2

57,9

57,7

57,5

 в т.ч. активной части

%

84,0

83,7

83,1

82,7

82,3

81,5

Производительность труда в сопоставимых ценах

тыс. руб.

32103

34140

36487

39218

42358

45960

Темп роста производительности труда к предыдущему периоду

             

          в сопоставимых ценах

%

109,5

106,3

106,9

107,5

108,0

108,5

Среднемесячная заработная плата

тыс. руб.

626

930

977

1025

1077

1130


 

Анализируя показатели таблицы 2.2., можно сделать вывод, что объем производства продукции в сопоставимых ценах в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 2006 млн. руб., на 9% увеличилось производство новых видов продукции. Но существует тенденция к увеличению запасов готовой продукции на складах, что говорит о некоторых проблемах со сбытом продукции.

 

 

3. Улучшение технических параметров  качества для повышения конкурентоспособности  продукции на ОАО «Торгмаш»

 

3.1. Пути повышения  конкурентоспособности товара

В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

  • добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
  • отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
  • найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
  • осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
  • регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки.

Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и прежде всего получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключение решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

  • продолжать ли производство данного товара и его сбыт;
  • провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;
  • снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;
  • приступить ли к поиску нового рынка сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

Важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет в конечном счете о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка.

В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта [16].

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия ОАО «Торгмаш»