Конкурентоспособность продукции предприятия ОАО «Торгмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценить конкурентоспособность товаров предприятия ОАО «Торгмаш».
Актуальность выбранной темы заключается в изучении конкурентоспособности товаров белорусских производителей за рубежом.
Машиностроительный комплекс определяет специализацию промышленности страны и формирует общий объем и динамику промышленного производства.

Файлы: 1 файл

ЗАПИСКА.docx

— 143.27 Кб (Скачать файл)

За 9 месяцев 2014 года на счет предприятия поступило иностранной валюты 3525,4 тыс.$США. Темп роста валютных поступлений составил 33,1%.

Выполнение установленного задания по нормативу запасов готовой продукции на складах составило 123,6% при доведенном задании в 78%.

За 9 месяцев 2014года среднемесячная заработная плата составила 598,4 тыс.руб., при установленном задании 745,03 тыс.руб. Задолженности по выплате заработной платы не имеется.

За 9 месяцев 2014 года выручка от реализации продукции составила 19076 млн.руб., что на 36,6% меньше по сравнению с соответствующим периодом 2013 года.

Рентабельность реализованной продукции  составила 5,8%  при задании 10,0%  и получено 54 млн.руб. чистой прибыли.

В течение 9 месяцев 2014 года предприятие  не имело текущей задолженности за энергоносители и по платежам в бюджет.

Коэффициент текущей ликвидности составил 1,89 на 01.10.2014 года при 1,78 на 01.01.2014 года, коэффициент обеспеченности собственными средствами на 01.10.2014 года составил 0,46 при 0,42 на 01.01.2014 года.

Для стабилизации финансового состояния предприятия разработаны антикризисные мероприятия, включающие в себя мероприятия по увеличению объемов продаж на внутреннем рынке, поиску новых рынков сбыта за пределами Республики Беларусь, по минимизации всех затрат на производство и реализацию: топливно-энергетических, материальных, трудовых.

По итогам 2014 года выполнение основных целевых показателей составило:

  • продукция промышленности      68,5%
  • производство потребительских товаров   84,1%
  • экспорт товаров         47,9%
  • импорт товаров        20,4%
  • уровень рентабельности реализованной продукции  7,1%
  • норматив запасов готовой продукции на складах  38,5%
  • показатель по энергосбережению     27,1%

В 2015 году планируется обеспечить выполнение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности к уровню 2011 года в следующих объемах:

  • продукция промышленности      118,5%
  • производство потребительских товаров   110,0%
  • экспорт товаров         135,0%
  • импорт товаров        117,0%
  • уровень рентабельности реализованной продукции  9,0%
  • норматив запасов готовой продукции на складах  85,0%
  • соотношение темпов роста выручки от реализации продукции,

товаров, работ, услуг и темпов роста объемов производства промышленной продукции       -102,0%

  • показатель по энергосбережению     -12,0%

В 2015 году значительное внимание будет уделено повышению качества выпускаемой продукции и разработке новых видов машин для переработки мяса и овощей в целях сохранения доминирующего положения предприятия по производству технологического оборудования для предприятий торговли и общественного питания на территории Республики Беларусь.

 

 

 

2.2 Анализ выпускаемой продукции  и конкурентоспособной среды  ОАО «Торгмаш»

 

Структура рынков сбыта продукции предприятия на 2014-2016 г.г. представлена следующим образом:

    • внутренний рынок (Республика Беларусь) - 33%;
    • рынок Российской Федерации - 53%;
    • страны СНГ (Украина, Казахстан, Узбекистан, Молдова и пр.) – 12,7%;
    • страны Балтики и страны дальнего зарубежья – 1,3%

Основные покупатели продукции предприятия делятся на следующие сегменты:

Во-первых, — это малые предприятия и организации работающие в сфере переработки агропродукции. Основными на рынке РБ являются предприятия Белкоопсоюза, на рынках СНГ и Дальнего зарубежья — частные предприятия, фермерские хозяйства.

Во-вторых, — предприятия общественного питания различных форм собственности, торговые предприятия, фирмы, ИП, использующие наше оборудование в процессе своей хозяйственной деятельности.

В-третьих, — объекты силовых ведомств (МО, МВД, МЧС) использующие оборудование предприятия для собственных нужд.

В-четвертых, — это оптовые базы и коммерческие предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей. Приобретая нашу продукцию большими партиями, они непосредственно реализуют его предприятиям своих регионов.

Динамика развития рынков за последние 3-5 лет:

Состояние рынка технологического оборудования за последние 3-5 лет характеризуется устойчивым ростом потребления, что подтверждается динамикой продаж предприятием за данный период. Исключением стал 2011 год, когда основным фактором спада объёмов реализации продукции предприятия стала неурегулированность нормативной базы на первом этапе перехода по уплате косвенных налогов по стране назначения с РФ (основной рынок сбыта).

Основной тенденцией развития рынка технологического оборудования на ближайшие 5 лет будет увеличение числа средних и малых предприятий общественного питания (кафе, рестораны, бары и т.д.) использующих универсальное оборудование малой производительности высокого качества и улучшенного дизайна.

Учитывая данную тенденцию на предприятии утверждён “Перспективный план инновационного развития на 2009-2014 года” по разработке и внедрению новых видов изделий:

2009 г.: подготовка и освоение серийного выпуска среднетемпературной витрины холодильной ВСнР-1-3.

2010 г.: разработка конструкторской документации и освоение производства шкафа холодильного

2011г.: разработка конструкторской документации и освоение серийного выпуска машины для измельчения мяса и овощей производительностью 60 кг/ч и 80 кг/ч.;

2012 г.: - подготовка и освоение производства тестомесильной машины - ёмкость 20 л. и 140 л.

2013 г.: подготовка и освоение производства хлеборезательной машины (с механизированным приводом), хлеборезательной машины (с ручным приводом).

2014г.: подготовка и освоение производства тестоделительной и тестораскаточной машины.

Основные факторы, влияющие на изменение рынков:

  1. современные особенности мировой экономики;
  2. особенности формирования спроса на машинотехническую продукцию в промышленно развитых странах;
  3. специализация и кооперирование - как фактор развития конъюнктуры рынка машин и оборудования;
  4. роль научно-технического прогресса;
  5. охрана окружающей среды - как фактор конъюнктуры рынка машин и оборудования;
  6. государственное регулирование рынка;
  7. особенности конъюнктуры рынка машин и оборудования в развивающихся странах;
  8. воздействие международного разделения труда на конъюнктуру рынка машинотехнической продукции.

Основные требования потребителей к продукции предприятия, определяющие её конкурентоспособность в ближайшие 5 лет:

  • качество изготовления при использовании современных технологий, новых материалов и комплектующих известных производителей;
  • сервисное обслуживание в процессе эксплуатации оборудования;
  • снижение влияния цены, как фактора, определяющего выбор при покупке изделия;
  • повышение роли неценовой конкуренции (реклама, каналы продвижения продукции, расчёты с потребителем и т.д.)

Анализируя существующих конкурентов в отрасли, можно отметить, что до недавнего времени количество конкурентов РПУП «Торгмаш» на рынке технологического оборудования для предприятий общественного питания, выпускаемых аналогичные товары в соответствующем ценовом диапазоне, было стабильным. Основные конкуренты представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Основные конкуренты РПУП «Торгмаш»

 

Конкуренты

Оборудование/цена, руб. РФ

МИМ-300

10 290 руб.

МИМ-600

13 747 руб.

МОК-150

11 942 руб.

МОК-300

12 130 руб.

МПР-350

11 918 руб.

«Пермьторгмаш»

г. Пермь

М-250

10 384 руб.

М-600

13 800 руб.

К-200

20 500 руб.

ОМ-300

23 200 руб.

«Ленполиграфмаш»

г. С.-Петербург

4ММ 14 000

4ММ ЕрМаГ 12 000 руб.

8ММ 15 300

8ММА САМ 14 500 руб.

 

-

 

-

 

-

 

-

«Гомельторгмаш»

г. Гомель

МИМ-300

14 500 руб.

 

-

 

-

МОК-300-

16 300 руб.

 

-

«Пензмаш»

г. Пенза

МИМ-310

17 115 руб.

 

-

-

-

-

«Лепсе»

г. Киров

-

-

-

-

Гамма 5А

9 696 руб.


 

Степень конкуренции для предприятия на разных рынках сбыта различна. На внутреннем рынке РБ РПУП «Торгмаш» является монополистом по производству технологического оборудования по переработке мяса (мясорубка МИМ-300 и МИМ-600) и овощей (машина картофелеочистительная МОК-150, машина картофелеочистительная МОК-300, машина протирочно-резательная МПР-350) для предприятий общественного питания. Основным конкурентом является «Гомельторгмаш», который только пытается освоить некоторые виды оборудования (в частности мясорубка МИМ-300, машина картофелеочистительная МОК-300).

Основным рынком сбыта является Российская Федерация. Там конкурентная среда совершенно иная. Если на внутреннем рынке доля предприятия с учетом импортного оборудования около 85%, то на рынке Российской Федерации — 10-15%, что объясняется наличием национальных производителей аналогичного оборудования, а также открытостью данного рынка для иностранных производителей (Италия, Хорватия, Финляндия и др.). Конкуренция среди существующих в отрасли предприятий по улучшению своей рыночной позиции осуществлялась в последние годы за счёт применения следующих инструментов: осуществление гибкой ценовой политики, улучшение качества выпускаемой продукции, изменение внешнего вида, упаковки, предоставление гарантии и обеспечение сервисного обслуживания, развитие товаропроводящей сети. Всё это обеспечивало стабильное функционирование данных предприятий на традиционных рынках сбыта - страны СНГ.

Единственным преимуществом предприятия перед конкурентами, которое позволяет до сих пор оставаться предприятию на рынке технологического оборудования является определённая лояльность потребителя стран СНГ к продукции предприятия, которая обуславливается следующими причинами:

    1. Известность наименования изделия (мясорубка МИМ-300 и МИМ-600, машина картофелеочистительная МОК-150М и МОК-300М, машина протирочно-резательная МПР-350М) - на рынке более 15 лет
    2. Наличие устойчивого мнения в сознании потребителя к данной продукции как надёжного и недорогого оборудования.
    3. Наличие такого сегмента потребителя как бюджетные организации, для которых основным фактором при выборе решения о покупке является цена.

Основная тактика реализации продукции:

а) Внутренний рынок - учитывая требования Министерства промышленности, а также политику государства в вопросе насыщения внутреннего рынка отечественными товарами, реализация продукции предприятия будет строится на прямых каналах сбыта, без использования посредников. Основной упор в ближайшие 5 лет будет уделяться вопросам доставки продукции предприятия до конечного потребителя, обеспечению качественного сервисного обслуживания через специализированные региональные предприятия “Торгтехники” на основе заключённых договоров по гарантийному и сервисному обслуживанию.

б) Страны СНГ - основное направление - развитие дилерской сети.

Основными критериями при подборе дилеров для предприятия являются:

  • емкость того или иного рынка, на котором будет работать дилер  с жесткой привязкой регионов продаж;
  • охват рынка, что определяется финансовым состоянием партнеров и наличием собственной системой сбыта;
  • опыт работы, надежность, положение и имидж дилера в его регионе;
  • отношение к товару, а именно быть уверенным, что он действительно занимается торговлей товаров предприятия или наш товар хорошо дополняет его ассортимент;
  • знание товара;
  • наличие складов;
  • политика цен;
  • наличие сервисной службы.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия ОАО «Торгмаш»