Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:05, курсовая работа
Цель работы: оценить конкурентоспособность товаров предприятия ОАО «Торгмаш».
Актуальность выбранной темы заключается в изучении конкурентоспособности товаров белорусских производителей за рубежом.
Машиностроительный комплекс определяет специализацию промышленности страны и формирует общий объем и динамику промышленного производства.
1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции в современных условиях
По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара. К основным факторам этой оценки следует отнести:
Традиционно высокой конкурентоспособностью отличаются товары, производимые в США, Японии, Германии, Швейцарии, Франции и ряде других стран. Главными условиями повышения конкурентоспособности товаров в этих странах являются:
- оценка глобальной структуры как внутреннего, так и мирового спроса; высокая степень адаптации экономики к эволюции спроса;
- точный выбор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям и тенденциям международного разделения труда; умение избегать острой и бессмысленной конкуренции;
- мобильное и оперативное умение переключаться на изготовление новых товаров и освоение новых рынков.
Искусство конкуренции сегодня в большей мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.
Выпуская конкурентоспособные товары, производитель обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров используются наряду с ценовыми методами и неценовые методы.
Ценовые методы строятся на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цен без изменения ассортимента и качества продукции. Снижая цену, можно захватить отдельные сегменты рынка. Эти методы используются часто бизнесменами Японии. При выходе на новые рынки сбыта они зачастую снижают уровень цен на 10% и более, а нередко используют и демпинговые цены, вопреки резкому недовольству своих конкурентов и установленным запретам в международном торговом законодательстве (элемент нечестной конкуренции).
Есть понятие и скрытой ценовой конкуренции. Ее используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести: сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке, обслуживанию и т.д.
Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств; создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей раньше; обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа; совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, предложение комплекса сопутствующих дополнительных услуг и (или) товаров увеличение срока гарантийного ремонта и т.д.).
К факторам неценовой межфирменной конкуренции относят также выпуск наукоемкой продукции, перемещение капиталов в эти отрасли. Так, продукцию машиностроения относят к наукоемкой, если доля расходов на НИОКР (научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы) составляет 5% и более к объему продаж. Исходя из этого к наукоемкой относят продукцию электронно-вычислительной техники, оборудование связи, контрольно-измерительные электронные и электрические приборы, рентгеновское и радиологическое оборудование, интегральные схемы и дискретные полупроводниковые приборы, ядерные реакторы и др. Однако не следует сбрасывать со счета, что в ведущих странах мира, наряду с увеличением экспорта наукоемкой продукции до уровня 30%, внимание фирм переместилось на повышение научно-технического уровня традиционного оборудования предприятий химической, металлургической, электроэнергетической, текстильной, пищевой, обувной, полиграфической и других отраслей.
Важным фактором неценовой конкуренции являются экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества в обозначенные договорными (контрактными) условиями место и время с учетом минимальных совокупных затрат по вывозу и завозу продукции. Но отечественные предприниматели, к сожалению, часто по доставке товаров и оказанию услуг не укладываются в короткие сроки, не могут грамотно и быстро заключать договора и контракты и соблюдать их условия.
Фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса, которые регламентируются государственным законодательством (транспортные уставы, тарифы, порядок формирования наценок на услуги и т.д.).
Параметры неценовой конкуренции, как правило, формируются в соответствия с международными и национальными стандартами по качеству изготовления и упаковки товара, удобству его эксплуатации и потребления, качеству обучения персонала, дизайну и многих других параметров удовлетворения запросов потребителей [15].
Если рассматривать конкурентоспособность товаров на мировом рынке по определенным группам, то просматривается следующая картина: по сельскохозяйственным товарам лидируют США, Франция, Италия, ФРГ; по продукции общего машиностроения - ФРГ, США, Япония, Франция; по бытовым электроприборам - Япония, ФРГ, Италия, США; по легковым автомобилям - Япония, ФРГ, Франция, Италия, США; по грузовикам - ФРГ, Япония, США, Франция, Италия; по одежде - Италия, Франция, Великобритания, США, ФРГ, Япония. На десять стран мира - США, Японию, ФРГ, Швецию, Швейцарию, Италию, Великобританию, Данию, Сингапур, Корею - в 1985 г. приходилось 1/2 всего мирового экспорта. Это наглядно подтверждает мысль о том, что абсолютных лидеров в конкурентоспособности товаров нет и не может быть, так же как и невозможно выделить какой-либо определяющий параметр оценки конкурентоспособности товара. Известно, что потребитель из двух однородных товаров, как правило, выберет тот, что дешевле, а при одинаковой цене — тот, чьи потребительские свойства выше. В борьбе за конкурентоспособность товара изготовитель всегда должен помнить эти правила и руководствоваться ими.
В целом же оценка конкурентоспособности товара включает в себя изучение рынка, конкурентов, потребностей покупателей и параметров оценки товара. В мировой практике количественная оценка конкурентоспособного товара складывается из трех этапов:
2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Торгмаш»
2.1 Краткая организационно-
Предприятие начинало свою трудовую деятельность в июле 1944 года, как небольшая мастерская, занимающаяся ремонтом мельничного оборудования, а также изготовлением и ремонтом нестандартного оборудования для предприятий общественного питания.
В дальнейшем, наращивая свои мощности, неоднократно меняя профиль, предприятие проводило реконструкцию, техническое перевооружение (1963-1966 г., 1983-1986 г.), осваивало новые виды промышленной продукции. В 1960 г. завод был переименован в завод торгового машиностроения, с 1976 года становится головным в образованном в республике производственном объединении «Белорусторгмаш». В связи с произведенной в 2000 году Государственной перерегистрацией зарегистрирован как Республиканское производственное унитарное предприятие «Торгмаш» и внесён в Единый государственный реестр юридических лиц за № 200166490 (решение Брестского облисполкома от 18.10.2000 года № 1031).
26 января
2009 года приказом №4 Главного
управления юстиции Брестского
областного исполнительного
ОАО «Торгмаш» расположено в юго-западной части г. Барановичи, на площади 14,27 га, обладает всеми необходимыми транспортными и инженерными коммуникациями. К предприятию подведены железнодорожные пути, примыкающие к станции Барановичи-Центральные.
Производственные площади предприятия занимают 11,67 га и размещены в 5-ти основных корпусах. Плотность застройки 53%.
Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация технологического оборудования для предприятий торговли и общественного питания:
В структуре предприятия имеются четыре основных цеха: литейный, механический, заготовительно-сварочный цех, сборочный и целый ряд вспомогательных цехов и участков — инструментальный, энергомеханический, транспортный и др. Кроме того, организован цех по выпуску товаров народного потребления, имеется своя котельная, которая вырабатывает тепло для собственных нужд и нужд ряда других предприятий.
ОАО «Торгмаш» занимает доминирующее положение на рынке Республики Беларусь по производству технологического оборудования для предприятий торговли и общественного питания: мясорубок, картофелечисток, овощерезок, протирочных машин.
Основной целью деятельности ОАО «Торгмаш» являются:
- выпуск
конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей
требованиям и ожиданиям
- организация
хозяйственной деятельности, направленной
на получение прибыли для
- обеспечение
целевого и эффективного
Предметом деятельности предприятия является производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, розничная торговля, ремонт и изготовление нестандартного технологического оборудования.
В условиях мирового финансового кризиса у предприятия возникли проблемы с реализацией продукции на экспорт. Снижение экспортных возможностей стало причиной сокращения объемов производства продукции, что привело к ухудшению финансового состояния.
Для стабилизации финансового состояния предприятия разработаны антикризисные мероприятия, включающие в себя мероприятия по увеличению объемов продаж на внутреннем рынке, поиску новых рынков сбыта за пределами Республики Беларусь, по минимизации всех затрат на производство.
Главной целью стратегического развития предприятия на 2015 г. является модернизация оборудования, внедрение энергосберегающих технологий, увеличение производства высококачественной продукции, внедрение высокопроизводительного оборудования, получение максимальной прибыли.
В 2014 году предприятие работает в условиях мирового финансового кризиса, который создал проблемы на традиционных рынках сбыта.
Учитывая то, что более 80% технологического оборудования для предприятий торговли и общественного питания, производимого предприятием, поставляется на экспорт, падение внешнеторгового оборота привело к значительному сокращению финансовых ресурсов предприятия, увеличению потребности в кредитных ресурсах и снижению рентабельности реализованной продукции.
Принимая во внимание данные факты, предприятие не имело возможности обеспечить в полном объеме производство необходимым сырьем и комплектующими изделиями для выполнения доведенных объемов производства продукции и товара народного потребления.
По итогам работы за 9 месяцев 2014 года объем производства продукции в действующих ценах составил 16839 млн. рублей, в сопоставимых ценах 15969 млн. рублей или 63,2% при задании 110%, по выпуску потребительских товаров 83,8% при задании 112,5%; экспорту – 35,3% при задании 127,5%, энергосбережению – 25,5% при задании -12,0%; по доле сертифицированной продукции 84,6% при задании 84,0%.
Увеличен объем выпуска новых видов продукции за 2014 год по сравнению с соответствующим периодом 2013 года. Удельный вес новой продукции составил 21,3% при доведенном задании 10,0%.
Основные виды выпускаемого нового технологического оборудования:
- машина для измельчения мяса и овощей МИМиО-80 и МИМиО-80-01;
- шкаф холодильный ШХ-2К;
- машина тестомесильная МТ-12.00;
- мясорубки МИМ-80, МИМ-80-01 и МИМ-350;
- мясорубки МИМ-300М и МИМ-600М.
Объем экспорта составил за 9 месяцев 2014 года 3710,5 тыс.$США, что на 6811,8 тыс.$США меньше к соответствующему периоду 2013 года. Удельный вес экспорта в объеме отгруженной продукции составил 58,6%. Обеспечено положительное сальдо внешнеторгового оборота в сумме 3668,8 тыс.$США, при задании 8068 тыс.$США.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия ОАО «Торгмаш»