Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:50, курсовая работа
Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара. Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.
Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).
Введение………………………………………………………………….…………...4
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ...................................................................................................6
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и системы рыночных отношений..…..............................................................................................................6
1.2 Показатели конкурентоспособности продукции………………................11
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции………………....23
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ.……………….…..29
2.1 Место и роль ОАО УКХ «Минского моторного завода» на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь………………………….…............29
2.2 Анализ рынка дизельных двигателей………….……………………….…..38
2.3 Расчет оценки конкурентоспособности дизельных двигателей ОАО «УКХ «Минский моторный завод»……………………………………………..……43
2.4 Импортозамещение…………………………………………………………..47
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………49
Заключение………………….………………………………….…………………….58
Список использованных источников………………………………..……………...60
Белорусский национальный технический университет
Автотракторный факультет
Кафедра «Экономика и логистика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Организация производства»
на тему: «Конкурентоспособность
продукции в системе рыночных
отношений»
Исполнитель :
Студент 6 курса 301318 группы
Руководитель: Емельянович И.В.
Профессор
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ,
ФОРМЫ И
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ........................
1.1 Понятия конкурентоспособности
продукции и системы рыночных
отношений..…..................
1.2 Показатели конкурентоспособности
продукции………………...............
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции………………....23
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ.……………….…..29
2.1 Место и роль ОАО УКХ «Минского моторного
завода» на рынке
дизельных двигателей в Республике Беларусь………………………….…..........
2.2 Анализ рынка дизельных двигателей………….……………………….…..38
2.3 Расчет оценки конкурентоспособности дизельных двигателей ОАО «УКХ «Минский моторный завод»……………………………………………..……43
2.4 Импортозамещение……………………………………
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОДУКЦИИ………………………………………………………
Заключение………………….………………………………
Список использованных источников………………………………..…………….
Введение
Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.
В рыночной
экономике основным фактором
коммерческого успеха предприят
Понятие
«конкурентоспособность»
Конкурентоспособность
можно определить как
Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет не только высокие потребительские свойства, но и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.
Целью данной курсовой работы является:
-представить
результаты механизма оценки
конкурентоспособности
-дать оценку
состояния
-предложить
пути решения некоторых
Для достижения
цели необходимо решить
-раскрыть
сущность
-рассмотреть
понятие уровня
-изучить
методы оценки
-провести
оценку конкурентоспособности
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества;
-выявить
какие недостатки
Объектом
курсовой работы является
В процессе
работы выполнены следующие
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.
Понимание того, что скрывается за словом «конкурентоспособность» еще не устоялось. Оценка справочной, нормативно-технической и методической литературы показывает, что в ней конкурентоспособность рассматривается с общих позиций. Большинство публикаций объединяет подход к конкурентоспособности как характеристике возможности сбыта товара в условиях конкуренции. Такое определение не раскрывает сущность рассматриваемой категории, констатируя и без того очевидную зависимость сбыта от конкурентоспособности. При этом теряется содержание конкурентоспособности конкретного товара, которая обуславливает распределение спроса между ним и другими обращающимися на рынке изделиями аналогичного назначения.
Распространенным является подход к конкурентоспособности как комплексу потребительских свойств товара безотносительно к его стоимости. При этом предполагается, что низкая конкурентоспособность ведет к снижению цен на товары и, наоборот, повышение конкурентоспособности обуславливает рост цен. В данном случае конкурентоспособность отожествляется с качеством продукции, хотя качество лишь один из факторов конкурентоспособности.
Если подойти к определению конкурентоспособности товаров через их цены (квалиметрическая методология ценообразования), которая исходит из представления о цене как универсальной характеристике товара, где отражаются все ее потребительские и меновые свойства. Различие таких свойств у конкурирующих изделий должно проявляться в различии цен, которая, как считают, и есть конкурентоспособность этих товаров по отношению друг к другу.
Нельзя делать выбор среди группы товаров-конкурентов исключительно на основе сопоставления цен.
Чтобы выявить сущность
категории «
Изучение теории и практики маркетинга дает возможность утверждать, что основным принципом оценки конкурентоспособности товара является его сопоставление с соответствующими потребностями покупателя.
Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогов и приобретает именно то изделие. Которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует по сравнению с товарами-конкурентами. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить, что товар был конкурентоспособен.
Стремясь к потреблению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может не думать о затратах, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат, Поэтому, для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами.
Таким образом, затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара состоят (складываются) из двух статей:
- расходов на покупку (продажная цена)
- расходов, связанных с
затратами на эксплуатацию
Уровень цены потребления представляется для покупателя составным элементом конкурентоспособности товара и зависит, прежде всего, от потребительских свойств конкретного изделия.
Затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения и потребления, которые связаны с социально-экономическим положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий сервиса, а также зависят от факторов общеэкономического характера. Часто расходы, возникающие в процессе потребления, по многим видам изделий существенно превышают продажную цену.
Таким образом, конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом, среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (К) на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по отношению к цене потребления (С). Поэтому условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид:
К= Р/С max (1)
Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде.
Всегда следует помнить, что попытка торговли неконкурентоспособными товарами теряет всякий смысл, так как приносит одни убытки- как финансовые, так и моральные. С другой стороны нет и не может быть «абсолютно» конкурентоспособности или неконкурентоспособности: оба эти понятия связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок.
Конкурентоспособность продукции тесно привязана к конкретному рынку (внутреннему, региональному, общенациональному, международному и т.д.) и требованиям строго определенных групп потребителей. Так, чрезмерная погоня за «излишним» качеством может сделать товар недосягаемым для тех групп потребителей, для которых он предназначен и, следовательно, не обеспечит ему «необходимый» уровень конкурентоспособности. В ряде случаев для успешной реализации товар может не иметь самый высокий технический уровень. С другой стороны, на практике нередки случаи, когда изделие, отвечающее с технической точки зрения мировым стандартам, не находит активного сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет должной конкурентоспособности.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции в системе рыночных отношений