Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:50, курсовая работа
Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара. Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.
Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).
Введение………………………………………………………………….…………...4
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ...................................................................................................6
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и системы рыночных отношений..…..............................................................................................................6
1.2 Показатели конкурентоспособности продукции………………................11
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции………………....23
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ.……………….…..29
2.1 Место и роль ОАО УКХ «Минского моторного завода» на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь………………………….…............29
2.2 Анализ рынка дизельных двигателей………….……………………….…..38
2.3 Расчет оценки конкурентоспособности дизельных двигателей ОАО «УКХ «Минский моторный завод»……………………………………………..……43
2.4 Импортозамещение…………………………………………………………..47
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………49
Заключение………………….………………………………….…………………….58
Список использованных источников………………………………..……………...60
Показатели ремонтопригодности характеризуют приспособленность товара к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранению путем профилактического осмотра, ремонта и технического обслуживания. Ремонтопригодность изделий зависит от конструкции и применения унифицированных деталей и узлов.
Показатели ремонтопригодности - вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления (гарантийного и текущего ремонта, срочного ремонта и ремонта на дому), а также трудоемкостью ремонта и др.
Показатели сохраняемости характеризуют свойства товара сохранять исправное, работоспособное и пригодное к потреблению состояние после хранения и транспортирования. Они определяются сроком сохраняемости (календарной продолжительностью хранения и транспортировки товара), в течение которых значения заданных показателей остаются неизменными.
Эргономические показатели обеспечивают удобство и комфорт эксплуатации изделий в системе "человек-среда-изделие", оптимизацию физической и психической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта.
К группе эргономических
показателей относятся
Гигиенические показатели характеризуют условия, которые при эксплуатации изделий влияют на организм и работоспособность человека. К ним относятся освещенность и запыленность помещения, температура и влажность воздуха, гигроскопичность, шум, вибрация и др.
Антропометрические показатели характеризуют соответствие конструкции изделия и его элементов форме и массе тела человека. что обеспечивает удобство пользования изделием и рациональное расходование энергии человека в системе "человек-изделие-среда".
Физиологические и психофизиологические показатели определяют соответствие изделия силовым, скоростным, энергетическим, обонятельным и вкусовым возможностям человека.
Психологические показатели характеризуют соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, а также закрепленные и вновь формируемые навыки (соответствие изделия восприятию, мышлению и памяти человека). Они учитывают легкость освоения потребителем функциональных возможностей товара и алгоритмы управляющих действий, быстроту выработки навыков (способов) взаимодействия с товаром и др.
Эстетические показатели характеризуют способность изделий выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень целесообразности, полезности, рациональности и др.). Они определяют эстетическую ценность продукции и способность удовлетворять эстетические потребности человека. Эстетические показатели могут по-разному проявляться в зависимости от эстетических вкусов потребителей, господствующих эстетических норм, условии окружающей среды, сложившейся общественной ситуации использования изделия. Эти показатели меняются во времени: то. что признавалось красивым вчера. сегодня может оказаться некрасивым. Особенно это присуще предметам одежды и обуви, мода на которые меняется каждый сезон, а нередко и по несколько раз за сезон.
К эстетическим показателям относятся художественная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного' исполнения и стабильность товарного вида.
Показатель художественной выразительности характеризует способность товара отражать сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. Художественная выразительность товара проявляется в художественно-образном выражении социально значимой информации (знаковость), в своеобразии признаков формы, характеризующих общность средств и приемов художественной выразительности, свойственных определенному периоду времени (стилевое соответствие), в признаках внешнего вида, выявляющих общность временно господствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде).
Показатель рациональности формы характеризует соответствие эстетичности значимой формы объективным условиям эксплуатации товара. Рациональность формы определяется соответствием формы изделия его назначению, конструктивному решению и применяемым материалам (функционально-конструктивная обусловленность), а также выявлением в эстетически значимой форме способа и удобства действий человека с товаром (эргономическая приспособленность).
Показатель целостности композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы товара, его согласованность с другими изделиями и окружающей средой. Целостность композиции проявляется в общей логике пространственного строения фермы (организованность объемно-пространственной структуры), в характере очертаний формы (пластичность), в соподчинении графических и изобразительных элементов общему композиционному решение (упорядоченность графических, и изобразительных элементов), во взаимосвязи цветовых сочетания и использовании декоративных свойств материалов (колорит и декоративность).
Показатель совершенства производственного исполнения и стабильности товарного вида характеризует зависимость товарного вида изделия от конкретных условий производства и специфики эксплуатации. Благодаря научно-технической революции с ее гигантскими возможностями повышения, потребительских свойств продукции формируются благоприятные условия для использования неценовых факторов конкурентоспособности. Поскольку расходы покупателя включаются только в оплату товара по продажной цене, преимущество по цене далеко не всегда обусловливает превосходство одного поставщика над другим, даже в случае идентичного качества конкурирующих продуктов. Следовательно, в процессе конкуренции цена товара влияет на его рыночный успех в той мере, в какой ее отличие от цены товара-аналога не компенсируется разнице, между прочими расходами покупателя, связанными с приобретением и использованием продукции. Поэтому при анализе экономических показателей конкурентоспособности должны рассматриваться не только цены анализируемого и конкурирующего товаров, но и все другие расходы потребителя.
Показатель совокупных затрат потребителя получил название цены удовлетворения потребностей или цены потребления, которая является важнейшим неценовым фактором конкурентоспособности в условиях рынка.
К экономическим показателям, относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условия ее приобретения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в общем случае состоят из единовременных и текущих затрат.
Единовременные затраты представляют собой постоянную составляющую цены потребления. В общем виде они включают: затраты на приобретение (цена товара); расходы на транспортировку товара до места использования; стоимость установки, монтажа, приведение в работоспособное состояние.
Текущие (эксплуатационные) затраты являются переменной составляющей цены потребления. Они включают: затраты на эксплуатацию (топливо, энергия, химчистка, старка, приобретение основных и вспомогательных материалов), расходы на ремонт и покупку запасных частей, расходы на послегарантийное техническое обслуживание, налоги, страховые взносы, расходы на эксплуатацию изделия после выработки ресурса. Состав и структура цены потребления определяются назначением изделия, уровнем качества, социально-экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими факторами. Наряду с вышеназванными составляющими в структуру затрат могут включаться и другие элементы, характеризующие индивидуальные особенности товара. Цена потребления зависит также от длительности жизненного цикла товара у потребителя: чем дольше он эксплуатируется, тем больше эксплуатационные затраты и тем ниже доля первоначальной цены в общей сумме затрат. Поскольку цена потребления имеет переменную и постоянную составляющие, необходимо учитывать сроки эксплуатации товаров. Период за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия. С его окончанием потребитель должен прекратить использование данного товара и заменить его новым или провести ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс.
Сроки эксплуатации зависят от особенностей товаров. Критерии, по которым потребитель оценивает товар, включает в себя гораздо больше аспектов, чек качество и цена потребления. Для успешной продажи товара необходимо, чтобы он появился на том рынке, на котором он действительно нужен, в нужном количестве, в нужный момент времени; чтобы потребитель был подготовлен к появлению данного товара. Все это зависит от эффективного решения всех трех комплексов маркетинговых задач: изучения рынка, создания и производства товара, сбыта и деятельности по его стимулированию. Особенно стремительно в последние годы растет значение организационно-коммерческих показателей, обеспечивающих скорейшее продвижение товара от производителя до потребителя.
Организационно-коммерческие показатели отражают преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследований рынка и запросов конечных потребителей, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулированию продаж, рекламной деятельности, правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой сети и каналов товародвижения и др. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя уровень компетенции в подготовке и проведении переговоров и заключении торговой сделки, в выборе форм и методов поставки.
Организационно-коммерческие показатели конкуренто-способности в конечном счете определяют эффективность маркетинговой программы предприятия. Они свидетельствуют об умении производителя и продавца в наибольшей степени использовать сложившуюся на данный момент времени рыночную ситуацию с тем, чтобы достичь конкурентных преимуществ на рынке товаров, что в значительной мере определяет стратегию к тактику деятельности предприятия на рынках.
В зависимости от
специфических особенностей
Экономические показатели характеризуют полные затраты покупателя на приобретение и эксплуатацию (или приобретение товара) и представляют собой элементы цены потребления. В самом общем виде цену потребления могут составлять следующие элементы:
-цена товара;
-расходы на транспортировку товара до места использования;
-стоимость установки,
монтажа, приведения в
-обучение обслуживающего персонала;
-затраты на топливо (электроэнергию);
-заработная плата
-затраты на послегарантийный сервис и покупку запасных частей;
-налоги;
-расходы на утилизацию
изделия после выработки
-непредвиденные расходы;
Наряду с вышеназванными составляющими в цену потребления могут включаться также другие элементы, характеризующие индивидуальные особенности товара. Организационно-коммерческие показатели определяют условия продажи продукции. К группе этих показателей можно отнести показатели, характеризующие условия платежа, поставок, сроки и условия гарантий, условия скидок т.д.
Важной задачей для оценки уровня конкурентоспособности является количественное определение параметров изделия. По способу количественного определения различают «жесткие» и «мягкие» параметры. «Жесткие» параметры имеют естественную физическую меру, выраженную в тех или иных единицах, и описывают важнейшие функции изделия, заданные конструктивными принципами. Например: мощность, размер, точность и т.п. «Мягкие» параметры не имеют, как правило, естественной физической меры и вследствие этого трудно поддаются количественной оценке. К «мягким» параметрам относятся показатели, характеризующие свойства эргономичности, эстетичности изделия, организационно-коммерческие показатели. Определение этих показателей требует выбора способа их количественной оценки. При этом возможно применение органолептических методов, построенных на восприятии человека того или иного свойства изделия и выражении восприятия в цифровой (бальной) форме. Кроме того, при оценке «мягких» параметров находят применение и квалиметрические методы, проводимые группой экспертов. При этом эксперты ориентируются не столько на непосредственное восприятие свойств изделия, сколько на опыт работы рынке, на понимание роли свойств изделия в удовлетворении потребностей покупателя. Квалиметрические методы основываются на соизмерении различных свойств изделия и обобщении экспертных оценок.
Таким образом, конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).
1.3 Подходы
к оценке уровня
При оценке уровня конкурентоспособности
продукции применяются следующи
- дифференциальный;
- комплексный;
- смешанный.
Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности. При дифференциальном методе строятся параметрические индексы по формулам:
( i=1……...,n) (2)
где Pi - значение i-го показателя;
Pi*б – базовое значение i-го показателя;
n-количество показателей.
Из формул (2), (3) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения пока-зателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (2), а для удельного расхода топлива по формуле (3).
Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.
Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Кt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца.
При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле:
= * , (4)
где I(t);Iб(t) – интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;
П∑ , Пб∑ - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;
З , Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца;
Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле:
,
где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;
Информация о работе Конкурентоспособность продукции в системе рыночных отношений