Конкурентоспособность продукции в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара. Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.
Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…………...4
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ...................................................................................................6
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и системы рыночных отношений..…..............................................................................................................6
1.2 Показатели конкурентоспособности продукции………………................11
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции………………....23
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ.……………….…..29
2.1 Место и роль ОАО УКХ «Минского моторного завода» на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь………………………….…............29
2.2 Анализ рынка дизельных двигателей………….……………………….…..38
2.3 Расчет оценки конкурентоспособности дизельных двигателей ОАО «УКХ «Минский моторный завод»……………………………………………..……43
2.4 Импортозамещение…………………………………………………………..47
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………49
Заключение………………….………………………………….…………………….58
Список использованных источников………………………………..……………...60

Файлы: 1 файл

Печатал оригинал ОРГАНИЗАЦИЯ.doc

— 2.80 Мб (Скачать файл)

; б   -  средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;

           Т- срок службы;

          n- количество статей эксплуатационных затрат.

При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы:

К′ (t)= ,                   (6)

где  П′∑= -  отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;

q – отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;

mзб   -  доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;

Т′  - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;

 qi= - относительное значение i-го показателя качества продукции (I= 1,..,n );

miб      -  доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при  полных затратах, mзб+,….,+ mnб= 1;

Рi. Рiб  - значение i-го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат;

  При К (t ≥1) продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.

Для определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции может быть использован и смешанный метод оценки.

Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.

При этом методе проводятся следующие мероприятия:

  1. наиболее важные показатели используются как единичные;
  2. остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели;
  3. на основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом. 

Наиболее важные показатели используются как единичные.

Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.

На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей  качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом.

Данный метод имеет  ряд недостатков:

  1. во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам спроса равна 1;
  2. не учитывается то, что для нескольких критериев существуют ограничения , объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;
  3. при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности;
  4. сложно установить весовое значение показателей, особенно для большого количества критериев;
  5. невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность продукции факторов, не поддающихся количественной оценке;
  6. данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;
  7. существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд существующих образцов.

Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение  получает параметрический анализ  и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения  затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение- это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях  и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.

 Также существуют и аналитические  методы статистики определения  конкурентоспособности продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности товара. Ее обобщенный алгоритм, принятый большинством ученых, предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и потребительских характеристик тестируемого продукта и соотносят их с одноименными составляющими заранее определенного товара-конкурента. Его узкий на наш взгляд подход, который применим преимущественно для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише.

Оценка конкурентоспособности  промышленной продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.

     Таким образом,  на сегодняшний день существует  несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:

  • дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.
  • маркетинговый (комплексный) основанный  на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

2.1 Место и  роль ОАО «УКХ «Минский моторный завод» на рынке             дизельных  двигателей в Республике Беларусь

   

Дизельное двигателестроение - одна из ведущих отраслей машиностроения, оказывающее значительное влияние на состояние социально-экономических, экологических и научно-технических сфер жизнедеятельности г. Минска и Республики Беларусь в целом.

ОАО «УКХ «ММЗ»  уже на протяжении 50 лет является единственным предприятием Республики по изготовлению дизельных двигателей. Различная техника, оснащенная  дизелями ММЗ хорошо известна во многих странах мира. Неприхотливые в эксплуатации, экономичные и  ремонтопригодные, имеющие упрощенный доступ к агрегатам и узлам, дизели ММЗ обладают достаточной конкурентоспособностью на международном рынке и являются одними из лучших среди дизелей своего класса в СНГ.

Минский моторный завод  является государственным предприятием и входит в состав производственного объединения «Минский моторный завод», которое находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. 

Производственное объединение включает:

ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод»  (ОАО «УКХ«ММЗ»);

ОАО «Борисовский завод агрегатов»;

Филиал ОАО «УКХ «ММЗ» в г. Столбцы;    

ОАО «Гомельский завод  пусковых двигателей» — производственная единица;

ОАО «Житковичский моторостроительный завод» — производственная единица;

ОАО «Лидский литейно-механический завод» – производственная единица.

Имеющиеся  производственные площади обеспечены инженерными коммуникациями.

Промышленная площадка Минского моторного завода размещена  на площади –  321324 кв.м. 

Производственные площади  под основное производство составляют – 80176 кв.м.

Производственные площади  вспомогательного производства составляют –         27788 кв.м.

 Складское хозяйство - 22041 кв.м.

 Виды деятельности  ОАО «УКХ «ММЗ»:

-производство и сбыт  дизельных двигателей и запасных  частей к ним, алюминиевого литья, комплектующих изделий, технологического оборудования, товарного инструмента;

-выполнение конструкторских  и проектно-технологических работ;

-производство и сбыт  товаров народного потребления;

-гарантийное и послегарантийное  обслуживание реализованной продукции;

-организация фирменной  торговли;

-производство сельскохозяйственной продукции;

-оказание платных услуг  населению;

-осуществление коммерческо-посреднической  деятельности;

-осуществление внешнеэкономической  деятельности

Стратегия развития  ОАО «УКХ "Минский моторный завод"  на период 2012 -2014  годы нацелена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих   современным требованиям международных стандартов (Правил), как по техническим, так и экологическим показателям. Производственные мощности ОАО «УКХ «ММЗ» соответствуют внутренней потребности Республики, а также позволяет часть выпускаемых дизелей поставлять на автомобилестроительные предприятия России и дальнего зарубежья (до 50%).

Стратегия дальнейшего  развития двигателестроительного комплекса  Республики Беларусь требует непрерывного обновления продукции на базе последних достижений научно технического прогресса, технического перевооружения производства, повышения технического уровня и надежности выпускаемой продукции, как следствие, проведение НИОКР, направленных на решение этих задач. В проведении научно-исследо-вательских работ принимает участие кафедра Двигатели внутреннего сгорания. На заводе работает филиал кафедры, заключен договор о создании учебно- научно- производственного объединения между ММЗ и Белорусским Национальным техническим университетом. Структура проводимых НИОКР включает в себя разработку и освоение производства новых поколений дизельных двигателей для автомобильной тракторной и сельскохозяйственной техники, отвечающих современным и перспективным требованиям экологической безопасности.

Основные направления  развития дизелестроения по экологическим  требованиям:

- достижение экологических  норм Евро-5, в перспективе Евро-6 для автомобильной техники

-  Stage 4 для внедорожной техники.

Их введение планируется  в сроки, соответствующие требованиям европейских норм и норм РФ.

     Таблица 2.1 Основными потребителями дизелей  ОАО «УКХ «ММЗ» являются:

Республика Беларусь

1 Предприятия промышленной сборки

Применяемость

1.1 РУП «МТЗ» г. Минск

Тракторы

1.2 ОАО «Амкодор» г. Минск

Дорожно-строительная техника

1.3 ОАО «МАЗ» г. Минск

Автомобили

1.4 РУП «Гомсельмаш» г. Гомель

Комбайны

1.5 ЗАО «Амкодор-Пинск» г. Пинск

Дорожно-строительная техника

1.6 ОАО «БелАЗ» г. Жодино

Большегрузные автомобили

1.7 ДП «Щучинский ремонтный завод»  г. Щучин

Сельскохозяйственная техника

1.8 СП «Святовит» г.п. Коханово

Дорожно-строительная техника

1.9 ОАО «Белдортехника» г. Смолевичи

Дорожно-строительная техника

1.10 ИП «БМЕ-Дизель» г. Минск

Дизель-генераторные установки

1.11 ЗАО «МАЗ-МАН» г. Минск

Погрузчики

1.12 ОАО «Кохановский экскаваторный  завод» 

г.п. Коханово

Дорожно-строительная техника

Продолжение таблицы 2.1

 

1.13 ОАО «Мозырский машиностроительный  завод» г. Мозырь

Спецтехника

1.14 РУП «Сморгонский агрегатный  завод» 

г. Сморгонь

Сельскохозяйственная техника

1.15 ОАО «140 Ремонтный завод» г.  Борисов

Спецтехника

1.16 ОАО «2566 Завод по ремонту  радиоэлектронного вооружения РБ» г. Борисов

Спецтехника

1.17 ОАО «Лидаагропроммаш» г.  Лида

Комбайны

2 Структуры для обеспечения  вторичного рынка РБ

 

   2.1 ЧТПУП «Торговый дом Минского моторного завода» г. Минск

 

2.2 Магазин розничной торговли  ОАО «ММЗ» 

г. Минск

 

Российская Федерация

1 Предприятия промышленной сборки

1.1 ООО ТЗК ГАЗ г. Нижний  Новгород

 

1.1.1 АЗ ГАЗ г. Нижний Новгород

Автомобили

1.1.2 ООО «Павловский  автобус»

г. Павлово

Автобусы

1.1.3 ОАО «Тверской  экскаватор» г. Тверь

Дорожно-строительная техника

1.1.4 ОАО «Заволжский  завод гусеничных тягачей» г.  Заволжье

Гусеничные тягачи

1.1.5 ОАО «Брянский  Арсенал»

г. Брянск

Дорожно-строительная техника

1.2 ОАО «Машиностроительный завод  Арсенал» 

г. Санкт-Петербург

Компрессорные станции

1.3 ОАО «Электроагрегат» г. Курск

Дизель-генераторные установки

1.4 ОАО «Мценский завод коммунального  машиностроения» г. Мценск

Коммунальная техника

Продолжение таблицы 2.1

 

1.5 ЗАО «Московский прожекторный  завод» 

г. Москва

Дизель-генераторные установки

1.6 ЗАО «Уралтермосвар» г. Екатеринбург

Сварочное оборудование

1.7 ООО КЗ «Ростсельмаш» г.  Ростов-на-Дону

Комбайны

1.8 ЗАО ПФК «Тверьдизельагрегат» г. Тверь

Дизель-генераторные установки

1.9 ЗАО «Бавленский электромеханический  завод» Владимирская обл.

Дизель-генераторные установки

1.10 ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов»  г. Туймазы

Строительная техника

1.11 ЗАО «Автомобили и моторы  Урала» 

г. Новоуральск (ООО «Автомобильная компания ЕК-Моторс» г. Екатеринбург)

Автомобили

1.12 ЗАО «Челябинский компрессорный  завод» 

г. Челябинск

Компрессорные станции

1.13 ЗАО «НАМС-Комплект» г. Иваново

Дорожно-строительная техника

1.14 ООО «Группа компаний ТСС» (ГК ТСС)

г. Москва

Дизель-генераторные установки

1.15 ОАО «Геомаш» г. Щигры

Буровые установки

1.16 ООО «Ногинский завод топливной  аппаратуры» г. Ногинск

Тракторы

1.17 ЗАО «КОМЗ-Экспорт» г. Каменск-Шахтинский

Строительная техника

1.18 ОАО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей» г. Шумерля

Дизель-генераторные установки

1.19 ООО «Промышленные силовые  машины» (ООО ПСМ) г. Ярославль

Дизель-генераторные установки

1.20 ООО «Агроимпорт-техник плюс»  г. Белгород

Переобор. тракторов и автомобилей

1.21 ООО «Владимирскийе силовые  машины» 

г. Владимир

Строительная техника

1.22 ЗАО «Бецема» г. Красногорск

Дорожно-строительная техника

Продолжение таблицы 2.1

 

1.23 ОАО ГМС «Насосы» г. Ливны

Насосное оборудование

1.24 ОАО «Онежский тракторный  завод»

г. Петрозаводск (ЗАО «Комплексное обеспечение» г. Москва)

Тракторы 

1.25 ОАО «Завод электросварочного  оборудования Искра» г. Первоуральск (ООО ТД «Комплексные поставки»  г. Екатеринбург

Сварочное оборудование

1.26 ОАО «Абаканский опытно-механический завод» г. Абакан

(ООО ТД «Технотрейд» г. Абакан)

Тракторы 

1.27 ЗАО «Третий спецмаш» г.  Пермь

Дорожно-строительная техника

1.28 СП ООО «Орелкомпрессормаш»  г. Орел

Компрессорные станции

1.29 ООО «Казаньсельмаш» г. Казань

Переоборудование с/х техники

1.30 ООО «Машиностроительное объединение  Сармат» г. Орск

Сельскохозяйственная техника

1.31 ЗАО «Невъянский машиностроительный  завод» г. Невъянск

Погрузчики

1.32 ЗАО «Волгоградский завод  оросительной техники» (ЗАО ОРТЕХ) г. Волгоград

Насосное оборудование

1.33 ОАО «Мытищинский машиностроительный  завод» г. Мытыщи

Спецтехника

1.34 ОАО «Ярославский завод топливной  аппаратуры» г. Ярославль

Литье

1.35 ЗАО «Ногинский завод топливной  аппаратуры» г. Ногинск

Литье

1.36 ОАО «Тутаевский моторный  завод» г. Тутаев

Литье

2 Предприятия по обеспечению  вторичного рынка в Российской  Федерации

 

2.1 ООО «Торговый дом «Минский  моторный завод» г. Ногинск

 

2.2 Дилеры ОАО «ММЗ» в РФ

 

2.2.1 ЗАО «Арэсагазсервис» г. Липецк

 

Продолжение таблицы 2.1

 

2.2.2 ООО «Дженеси» г. Москва

 

2.2.3 ООО ТД «МТЗ-Елаз»

Республика Татарстан

 

2.2.4 ООО АСК «Белагро-Сервис» 

г. Ивантеевка

 

2.2.5 ЗАО «Техавтоцентр» г. Москва

 

2.2.6 ООО «Авто-Альянс» г. Москва

 

2.2.7 ООО «НормальресурсНН» 

г. Нижний Новгород

 

2.2.8 ООО «ЦентрТТМ» 

г. Нижний Новгород

 

2.2.9 ООО ТД «АЗПИ» г. Барнаул

 

2.2.10 ООО «Байкал-Автотрак-Сервис» 

г. Иркутск

 

3 Организации сервисной сети  предприятий промышленной сборки

 

3.1 ООО Коммерческие Автомобили  – Группа ГАЗ г. Нижний Новгород

 

3.2 ООО «Ростсельмаш-Запчасть» 

г. Ростов-на-Дону

 

Украина

1 Предприятия промышленной сборки

 

1.1 ОАО «Полтавский турбомеханический  завод»              Компрессорные станции

г. Полтава                                                                                

1.2 ООО «Слобожанская промышленная компания» г. Харьков

Тракторы 

1.3 ОАО «Харьковский тракторный  завод» г. Харьков

Тракторы 

1.4 АО НПАО «ВНИИКомпрессормаш»  г. Сумы

Компрессорные станции

1.5 ГП «ПО Южный машиностроительный  завод» г. Днепропетровск

Тракторы 

Продолжение таблицы 2.1

 

1.6 ООО «Торговый дом – НК.Энергомаш»  г. Новая Каховка

Насосное оборудование

2 Дилеры ОАО «ММЗ» в Украине

 

2.1 ООО «Укравтозапчасть» г. Киев

 

2.2 ООО АСК «Белагросервис» г.  Корсунь-Шевченковский

 

2.3 ООО «ТПК Омега-Поставка» (ООО  «Евросклад-Сервис») г. Харьков

 

2.4 ООО «Супермаркет запчастей  АВТЕК» г. Киев

 

2.5 ООО «Техноторг-Дон» г. Харьков

 

 

В настоящее время Минский  моторный завод (ММЗ) выпускает 3-х, 4-х, 6-и, 8-и цилиндровые дизельные двигатели в диапазоне мощностей от 30 до 760 л.с. 4- и 6- цилиндровые двигатели экологического уровня Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 мощностью от 108 до 350 л.с. для автомобилей и автобусов и двигатели экологического класса Stage 0, Stage 1, Stage 2, Stage 3А,  Stage 3В Директивы ЕС для внедорожной техники (тракторы, комбайны и др. сельскохозяйственные машины) мощностью от 80 до 300 л.с., а также промышленные и стационарные двигатели мощностью от 30 до 315 кВт (дизельгенераторные установки).

Ранее освоено производство дизелей:

Д- 260.1-28 мощностью 155 л.с. для трактора МТЗ-1522 РУП «МТЗ» г. Минск; Д-260.7-40 мощностью 250 л.с. для энергетических средств УЭС-250 ПО «Гомсельмаш» г. Гомель;

Д-260.5 мощностью 230 л.с. для  автобуса МАЗ-103/104 ОАО «МАЗ» г. Минск, а также закончена и опробована подготовка производства автомобильных и автобусных дизельных двигателей сертифицированных на соответствие требованиям ЕВРО-3, ЕВРО-4, ЕВРО-5 (Д-263.1.Е4, Д-26.2S2, Д-260.4S3B, Д-245.2S3B,Д-245.7Е4), налажен выпуск 3-х цилиндрового двигателя 3LD и 8-и цилиндровые двигателя Д280/1/2/3. Их выпуск осуществляется существенными партиями.

Управление качеством  на ОАО «УКХ "ММЗ" осуществляется в соответствии с учетом требований СТБ ИСО 9001:1996; BY/ 11205.0.0.0038 от 10.01.2000г. В связи с этим на ОАО «УКХ "ММЗ" были переработаны 52 и разработаны 12 новых стандартов предприятия по системе качества.

 В 2012-2014 г.г. сервисное обслуживание продукции у потребителей в РБ будет осуществляться более 30-ю центрами технического обслуживания.

 В 2012 – 2014 г.г. на предприятии будут расширены возможности дополнительных сервисных центров по обслуживанию дизелей на местах и сервисные мобильные группы на заводе по экстренному решению возникших технических проблем у потребителя.

2012-2014 г.г. будет проводиться ежегодное обследование технического состояния анализ работы всех сервисных центров.

Техническое обслуживание (сервис) продукции у потребителей Республики Беларусь осуществляется тридцатью семью центрами технического обслуживания, с которыми заключены договора на оказание услуг.

 

 



 




 

 



 

 

 

Рис 2.1.1.Сервисные центры ОАО «УКХ «ММЗ» в Республике Беларусь

 

В целях расширения дилерской  сети и совершенствования сервисного обслуживания в Российской Федерации на заводе планируется:

В 2013 г. - пролонгировать договоры на сервисное обслуживание дизелей силами сервисной сети предприятий изготавливающих конечную продукцию (автобусы, комбайны, тракторы, дорожно-строительную технику и др.) (8-10 предприятий);

Информация о работе Конкурентоспособность продукции в системе рыночных отношений