Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:50, курсовая работа
Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара. Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.
Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).
Введение………………………………………………………………….…………...4
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ...................................................................................................6
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и системы рыночных отношений..…..............................................................................................................6
1.2 Показатели конкурентоспособности продукции………………................11
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции………………....23
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ.……………….…..29
2.1 Место и роль ОАО УКХ «Минского моторного завода» на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь………………………….…............29
2.2 Анализ рынка дизельных двигателей………….……………………….…..38
2.3 Расчет оценки конкурентоспособности дизельных двигателей ОАО «УКХ «Минский моторный завод»……………………………………………..……43
2.4 Импортозамещение…………………………………………………………..47
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………49
Заключение………………….………………………………….…………………….58
Список использованных источников………………………………..……………...60
; б - средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;
Т- срок службы;
n- количество статей эксплуатационных затрат.
При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы:
К′ (t)= , (6)
где П′∑= - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;
q – отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;
mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;
Т′ - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;
qi= - относительное значение i-го показателя качества продукции (I= 1,..,n );
miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб+,….,+ mnб= 1;
Рi. Рiб - значение i-го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат;
При К (t ≥1) продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.
Для определения уровня
конкурентоспособности
Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.
При этом методе проводятся следующие мероприятия:
Наиболее важные показатели используются как единичные.
Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.
На основе полученной совокупности
групповых и единичных
Данный метод имеет ряд недостатков:
Перечисленные выше методики
до сих пор используются на предприятиях,
но все большее и большее
Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение- это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.
Также существуют и
Оценка конкурентоспособности промышленной продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.
Таким образом,
на сегодняшний день
2.1 Место и роль ОАО «УКХ «Минский моторный завод» на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь
Дизельное двигателестроение - одна из ведущих отраслей машиностроения, оказывающее значительное влияние на состояние социально-экономических, экологических и научно-технических сфер жизнедеятельности г. Минска и Республики Беларусь в целом.
ОАО «УКХ «ММЗ» уже на протяжении 50 лет является единственным предприятием Республики по изготовлению дизельных двигателей. Различная техника, оснащенная дизелями ММЗ хорошо известна во многих странах мира. Неприхотливые в эксплуатации, экономичные и ремонтопригодные, имеющие упрощенный доступ к агрегатам и узлам, дизели ММЗ обладают достаточной конкурентоспособностью на международном рынке и являются одними из лучших среди дизелей своего класса в СНГ.
Минский моторный завод является государственным предприятием и входит в состав производственного объединения «Минский моторный завод», которое находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Производственное объединение включает:
ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» (ОАО «УКХ«ММЗ»);
ОАО «Борисовский завод агрегатов»;
Филиал ОАО «УКХ «ММЗ» в г. Столбцы;
ОАО «Гомельский завод пусковых двигателей» — производственная единица;
ОАО «Житковичский
ОАО «Лидский литейно-механический завод» – производственная единица.
Имеющиеся производственные площади обеспечены инженерными коммуникациями.
Промышленная площадка Минского моторного завода размещена на площади – 321324 кв.м.
Производственные площади под основное производство составляют – 80176 кв.м.
Производственные площади вспомогательного производства составляют – 27788 кв.м.
Складское хозяйство - 22041 кв.м.
Виды деятельности ОАО «УКХ «ММЗ»:
-производство и сбыт
дизельных двигателей и
-выполнение конструкторских
и проектно-технологических
-производство и сбыт товаров народного потребления;
-гарантийное и
-организация фирменной торговли;
-производство сельскохозяйстве
-оказание платных услуг населению;
-осуществление коммерческо-
-осуществление
Стратегия развития ОАО «УКХ "Минский моторный завод" на период 2012 -2014 годы нацелена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих современным требованиям международных стандартов (Правил), как по техническим, так и экологическим показателям. Производственные мощности ОАО «УКХ «ММЗ» соответствуют внутренней потребности Республики, а также позволяет часть выпускаемых дизелей поставлять на автомобилестроительные предприятия России и дальнего зарубежья (до 50%).
Стратегия дальнейшего развития двигателестроительного комплекса Республики Беларусь требует непрерывного обновления продукции на базе последних достижений научно технического прогресса, технического перевооружения производства, повышения технического уровня и надежности выпускаемой продукции, как следствие, проведение НИОКР, направленных на решение этих задач. В проведении научно-исследо-вательских работ принимает участие кафедра Двигатели внутреннего сгорания. На заводе работает филиал кафедры, заключен договор о создании учебно- научно- производственного объединения между ММЗ и Белорусским Национальным техническим университетом. Структура проводимых НИОКР включает в себя разработку и освоение производства новых поколений дизельных двигателей для автомобильной тракторной и сельскохозяйственной техники, отвечающих современным и перспективным требованиям экологической безопасности.
Основные направления развития дизелестроения по экологическим требованиям:
- достижение экологических норм Евро-5, в перспективе Евро-6 для автомобильной техники
- Stage 4 для внедорожной техники.
Их введение планируется в сроки, соответствующие требованиям европейских норм и норм РФ.
Таблица 2.1 Основными потребителями дизелей ОАО «УКХ «ММЗ» являются:
Республика Беларусь | |
1 Предприятия промышленной |
Применяемость |
1.1 РУП «МТЗ» г. Минск |
Тракторы |
1.2 ОАО «Амкодор» г. Минск |
Дорожно-строительная техника |
1.3 ОАО «МАЗ» г. Минск |
Автомобили |
1.4 РУП «Гомсельмаш» г. Гомель |
Комбайны |
1.5 ЗАО «Амкодор-Пинск» г. Пинск |
Дорожно-строительная техника |
1.6 ОАО «БелАЗ» г. Жодино |
Большегрузные автомобили |
1.7 ДП «Щучинский ремонтный завод» |
Сельскохозяйственная техника |
1.8 СП «Святовит» г.п. Коханово |
Дорожно-строительная техника |
1.9 ОАО «Белдортехника» г. |
Дорожно-строительная техника |
1.10 ИП «БМЕ-Дизель» г. Минск |
Дизель-генераторные установки |
1.11 ЗАО «МАЗ-МАН» г. Минск |
Погрузчики |
1.12 ОАО «Кохановский г.п. Коханово |
Дорожно-строительная техника |
Продолжение таблицы 2.1 |
|
1.13 ОАО «Мозырский |
Спецтехника |
1.14 РУП «Сморгонский агрегатный завод» г. Сморгонь |
Сельскохозяйственная техника |
1.15 ОАО «140 Ремонтный завод» г. Борисов |
Спецтехника |
1.16 ОАО «2566 Завод по ремонту радиоэлектронного вооружения РБ» г. Борисов |
Спецтехника |
1.17 ОАО «Лидаагропроммаш» г. Лида |
Комбайны |
2 Структуры для обеспечения вторичного рынка РБ |
|
2.1 ЧТПУП «Торговый дом Минского моторного завода» г. Минск |
|
2.2 Магазин розничной торговли ОАО «ММЗ» г. Минск |
|
Российская Федерация | |
1 Предприятия промышленной | |
1.1 ООО ТЗК ГАЗ г. Нижний Новгород |
|
1.1.1 АЗ ГАЗ г. Нижний Новгород |
Автомобили |
1.1.2 ООО «Павловский автобус» г. Павлово |
Автобусы |
1.1.3 ОАО «Тверской экскаватор» г. Тверь |
Дорожно-строительная техника |
1.1.4 ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» г. Заволжье |
Гусеничные тягачи |
1.1.5 ОАО «Брянский Арсенал» г. Брянск |
Дорожно-строительная техника |
1.2 ОАО «Машиностроительный завод Арсенал» г. Санкт-Петербург |
Компрессорные станции |
1.3 ОАО «Электроагрегат» г. Курск |
Дизель-генераторные установки |
1.4 ОАО «Мценский завод |
Коммунальная техника |
Продолжение таблицы 2.1 |
|
1.5 ЗАО «Московский прожекторный завод» г. Москва |
Дизель-генераторные установки |
1.6 ЗАО «Уралтермосвар» г. |
Сварочное оборудование |
1.7 ООО КЗ «Ростсельмаш» г. Ростов-на-Дону |
Комбайны |
1.8 ЗАО ПФК «Тверьдизельагрегат» г. Тверь |
Дизель-генераторные установки |
1.9 ЗАО «Бавленский |
Дизель-генераторные установки |
1.10 ОАО «Туймазинский завод |
Строительная техника |
1.11 ЗАО «Автомобили и моторы Урала» г. Новоуральск (ООО «Автомобильная компания ЕК-Моторс» г. Екатеринбург) |
Автомобили |
1.12 ЗАО «Челябинский г. Челябинск |
Компрессорные станции |
1.13 ЗАО «НАМС-Комплект» г. Иваново |
Дорожно-строительная техника |
1.14 ООО «Группа компаний ТСС» (ГК ТСС) г. Москва |
Дизель-генераторные установки |
1.15 ОАО «Геомаш» г. Щигры |
Буровые установки |
1.16 ООО «Ногинский завод |
Тракторы |
1.17 ЗАО «КОМЗ-Экспорт» г. Каменск- |
Строительная техника |
1.18 ОАО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей» г. Шумерля |
Дизель-генераторные установки |
1.19 ООО «Промышленные силовые машины» (ООО ПСМ) г. Ярославль |
Дизель-генераторные установки |
1.20 ООО «Агроимпорт-техник плюс» г. Белгород |
Переобор. тракторов и автомобилей |
1.21 ООО «Владимирскийе силовые машины» г. Владимир |
Строительная техника |
1.22 ЗАО «Бецема» г. Красногорск |
Дорожно-строительная техника |
Продолжение таблицы 2.1 |
|
1.23 ОАО ГМС «Насосы» г. Ливны |
Насосное оборудование |
1.24 ОАО «Онежский тракторный завод» г. Петрозаводск (ЗАО «Комплексное обеспечение» г. Москва) |
Тракторы |
1.25 ОАО «Завод электросварочного
оборудования Искра» г. |
Сварочное оборудование |
1.26 ОАО «Абаканский опытно- (ООО ТД «Технотрейд» г. |
Тракторы |
1.27 ЗАО «Третий спецмаш» г. Пермь |
Дорожно-строительная техника |
1.28 СП ООО «Орелкомпрессормаш» г. Орел |
Компрессорные станции |
1.29 ООО «Казаньсельмаш» г. Казань |
Переоборудование с/х техники |
1.30 ООО «Машиностроительное |
Сельскохозяйственная техника |
1.31 ЗАО «Невъянский |
Погрузчики |
1.32 ЗАО «Волгоградский завод оросительной техники» (ЗАО ОРТЕХ) г. Волгоград |
Насосное оборудование |
1.33 ОАО «Мытищинский |
Спецтехника |
1.34 ОАО «Ярославский завод |
Литье |
1.35 ЗАО «Ногинский завод |
Литье |
1.36 ОАО «Тутаевский моторный завод» г. Тутаев |
Литье |
2 Предприятия по обеспечению вторичного рынка в Российской Федерации |
|
2.1 ООО «Торговый дом «Минский моторный завод» г. Ногинск |
|
2.2 Дилеры ОАО «ММЗ» в РФ |
|
2.2.1 ЗАО «Арэсагазсервис» г. Липецк |
|
Продолжение таблицы 2.1 |
|
2.2.2 ООО «Дженеси» г. Москва |
|
2.2.3 ООО ТД «МТЗ-Елаз» Республика Татарстан |
|
2.2.4 ООО АСК «Белагро-Сервис» г. Ивантеевка |
|
2.2.5 ЗАО «Техавтоцентр» г. Москва |
|
2.2.6 ООО «Авто-Альянс» г. Москва |
|
2.2.7 ООО «НормальресурсНН» г. Нижний Новгород |
|
2.2.8 ООО «ЦентрТТМ» г. Нижний Новгород |
|
2.2.9 ООО ТД «АЗПИ» г. Барнаул |
|
2.2.10 ООО «Байкал-Автотрак-Сервис» г. Иркутск |
|
3 Организации сервисной сети предприятий промышленной сборки |
|
3.1 ООО Коммерческие Автомобили
– Группа ГАЗ г. Нижний |
|
3.2 ООО «Ростсельмаш-Запчасть» г. Ростов-на-Дону |
|
Украина | |
1 Предприятия промышленной |
|
1.1 ОАО «Полтавский г. Полтава | |
1.2 ООО «Слобожанская промышленная компания» г. Харьков |
Тракторы |
1.3 ОАО «Харьковский тракторный завод» г. Харьков |
Тракторы |
1.4 АО НПАО «ВНИИКомпрессормаш» г. Сумы |
Компрессорные станции |
1.5 ГП «ПО Южный |
Тракторы |
Продолжение таблицы 2.1 |
|
1.6 ООО «Торговый дом – НК. |
Насосное оборудование |
2 Дилеры ОАО «ММЗ» в Украине |
|
2.1 ООО «Укравтозапчасть» г. Киев |
|
2.2 ООО АСК «Белагросервис» г. Корсунь-Шевченковский |
|
2.3 ООО «ТПК Омега-Поставка» (ООО «Евросклад-Сервис») г. Харьков |
|
2.4 ООО «Супермаркет запчастей АВТЕК» г. Киев |
|
2.5 ООО «Техноторг-Дон» г. Харьков |
В настоящее время Минский моторный завод (ММЗ) выпускает 3-х, 4-х, 6-и, 8-и цилиндровые дизельные двигатели в диапазоне мощностей от 30 до 760 л.с. 4- и 6- цилиндровые двигатели экологического уровня Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 мощностью от 108 до 350 л.с. для автомобилей и автобусов и двигатели экологического класса Stage 0, Stage 1, Stage 2, Stage 3А, Stage 3В Директивы ЕС для внедорожной техники (тракторы, комбайны и др. сельскохозяйственные машины) мощностью от 80 до 300 л.с., а также промышленные и стационарные двигатели мощностью от 30 до 315 кВт (дизельгенераторные установки).
Ранее освоено производство дизелей:
Д- 260.1-28 мощностью 155 л.с. для трактора МТЗ-1522 РУП «МТЗ» г. Минск; Д-260.7-40 мощностью 250 л.с. для энергетических средств УЭС-250 ПО «Гомсельмаш» г. Гомель;
Д-260.5 мощностью 230 л.с. для автобуса МАЗ-103/104 ОАО «МАЗ» г. Минск, а также закончена и опробована подготовка производства автомобильных и автобусных дизельных двигателей сертифицированных на соответствие требованиям ЕВРО-3, ЕВРО-4, ЕВРО-5 (Д-263.1.Е4, Д-26.2S2, Д-260.4S3B, Д-245.2S3B,Д-245.7Е4), налажен выпуск 3-х цилиндрового двигателя 3LD и 8-и цилиндровые двигателя Д280/1/2/3. Их выпуск осуществляется существенными партиями.
Управление качеством на ОАО «УКХ "ММЗ" осуществляется в соответствии с учетом требований СТБ ИСО 9001:1996; BY/ 11205.0.0.0038 от 10.01.2000г. В связи с этим на ОАО «УКХ "ММЗ" были переработаны 52 и разработаны 12 новых стандартов предприятия по системе качества.
В 2012-2014 г.г. сервисное обслуживание продукции у потребителей в РБ будет осуществляться более 30-ю центрами технического обслуживания.
В 2012 – 2014 г.г. на предприятии будут расширены возможности дополнительных сервисных центров по обслуживанию дизелей на местах и сервисные мобильные группы на заводе по экстренному решению возникших технических проблем у потребителя.
2012-2014 г.г. будет проводиться ежегодное обследование технического состояния анализ работы всех сервисных центров.
Техническое обслуживание (сервис) продукции у потребителей Республики Беларусь осуществляется тридцатью семью центрами технического обслуживания, с которыми заключены договора на оказание услуг.
Рис 2.1.1.Сервисные центры ОАО «УКХ «ММЗ» в Республике Беларусь
В целях расширения дилерской сети и совершенствования сервисного обслуживания в Российской Федерации на заводе планируется:
В 2013 г. - пролонгировать договоры на сервисное обслуживание дизелей силами сервисной сети предприятий изготавливающих конечную продукцию (автобусы, комбайны, тракторы, дорожно-строительную технику и др.) (8-10 предприятий);
Информация о работе Конкурентоспособность продукции в системе рыночных отношений