Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:50, курсовая работа
Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара. Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.
Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).
Введение………………………………………………………………….…………...4
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ...................................................................................................6
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и системы рыночных отношений..…..............................................................................................................6
1.2 Показатели конкурентоспособности продукции………………................11
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности продукции………………....23
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ.……………….…..29
2.1 Место и роль ОАО УКХ «Минского моторного завода» на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь………………………….…............29
2.2 Анализ рынка дизельных двигателей………….……………………….…..38
2.3 Расчет оценки конкурентоспособности дизельных двигателей ОАО «УКХ «Минский моторный завод»……………………………………………..……43
2.4 Импортозамещение…………………………………………………………..47
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………49
Заключение………………….………………………………….…………………….58
Список использованных источников………………………………..……………...60
В 2012-2014 г.г. - заключить договоры на сервисное обслуживание дизелей с дилерами ОАО «УКХ "ММЗ" (6 организаций).
Для изготовления и сборки
наиболее массовых моделей дизелей
применяется специальное
Обеспечение сырьем, материалами и комплектующими, в основном, остается в соответствии со сложившимися экономическими и производственными связями.
Таким образом, тенденция развития дизельного двигателестроения определяется динамикой спроса на тракторы и комбайны, автомобили и автобусы, дорожную и строительную технику.
2.2 Анализ рынка дизельных двигателей
В советские времена практиковалось четкое профильное разделение крупнейших моторных заводов: Ярославль в частности специализировался на V- образных 6- цилиндровых двигателях, Минск на рядных 4-х цилиндровых дизелях. ЯМЗ был центром автомобильного дизелестроения, а ММЗ создавался под потребности сельскохозяйственного, прежде всего, автотракторного машиностроения.
Основными конкурентами в мире моторов для ММЗ является: Ярославский моторный завод (Россия), «Урсус» (Польша), «Дойц» (Германия), «Джон Дир» (США), «Перкинс» (Англия). Все западные моторостроители уже опережают отечественных по качеству. Белорусские моторы в стоимостной номинации в данное время являются одними их самых дешевых.
Сегодня дизельные двигатели ММЗ не в полной мере соответствуют современному уровню требований по экологической безопасности. Достижение уровня “нулевого выброса” – это четко обозначенное направление международного нормирования, уже нашедшее прямое отражение в ряде национальных и международных документах. Перед белорусскими моторостроителями стоит задача наладить производство таким образом, чтобы получить сертификацию дизелям тракторных модификаций на соответствие Национальным и Европейским стандартам по экологии (по национальным стандартам подготовка производства завершена, по Европейским - в стадии завершения). Не имея соответствующего Евро-стандарта двигатели на рынках Европы не продаются. Соответственно основными покупателями моторов ММЗ являются страны СНГ и Беларусь.
Анализ рынков сбыта за последние годы показывает, что основными сегментам по потреблению продукции ОАО «УКХ«ММЗ» являются:
Рис.2.2.1.Объемная круговая диаграмма, представляющая доли основных рынков сбыта в 2012г.
Анализ рынков сбыта за последние годы показывает, что основными его сегментами по потреблению дизельных двигателей является Минский тракторный завод, доля потребления которого в 2012 году составила до 45% .
Вторым по значимости потребителем 2012 года является ОАО «Горьковcкий автомобильный завод», его доля составила до 11%.
Доля ПО «Гомсельмаш» и ОАО «МАЗ» соответственно составила 1,13% и 1,47%
От 1% до 3% получили в 2012 году нашу продукцию производители строительной и дорожной техники, в том числе ОАО "Амкодор-Ударник" 1,76 %. План производства на предприятии составляется в соответствии с заказами потребителей, «портфель» заказов формирует отдел маркетинга. В условиях рынка и сложившихся условиях хозяйствования ОАО «УКХ «ММЗ» заинтересован в освоении новых рынков сбыта своей продукции, в продвижении на эти рынки услуг и продукции для максимального увеличения товарного и финансового оборота, скорейшего построения продуктивной и производственной системы комплексного обслуживания клиентов.
Для обеспечения решения этих целей и задач, стоящих перед предприятием, продолжает формироваться дилерская сеть, будет реализовывать продукцию ОАО «УКХ "ММЗ" только за деньги, которая увеличит конкурентоспособность дизельных двигателей.
Минский моторный завод предполагает в ближайшие годы расширить и частично вернуть утраченные рынки сбыта Канады, Австралии, Болгарии, Греции, Венгрии, Польши, увеличить выпуск дизелей, а соответственно выручку и прибыль, что улучшит финансово-экономическое положение завода.
Прогноз экспорта +5 % ежегодно, импорта -3 % ежегодно по сравнению с 2012г.
С 2011 года страны – потребители дальнего зарубежья в очередной раз ужесточили свои требования к приобретаемым ими дизелям по экологическим показателям, снижению расхода масла на угар, дымности и уровню звука.
Двигатели Минского моторного завода пользуются спросом, но существующая проблема пополнения оборотных средств и низкая платежеспособность внутренних потребителей является причиной неполной загрузки производственных мощностей и в некоторых случаях невостребованной продукции, т.е. отказа потребителей от изготовленных двигателей.
Основные факторы, влияющие
на конкурентоспособность
- цена, которая зависит в первую очередь от высоких цен на энергоносители, комплектующие, сырье и материалы, налоги и инфляционные процессы в стране, а также высокая доля бартерных сделок и взаимозачетов (9,6% в 2012 году), которые ведут к повышению себестоимости и «вымыванию» оборотных средств;
- качество, т.е. модернизация внедренных и создание новых конкурентоспособных модификаций дизелей современного технического уровня и отвечающих мировым стандартам и уровню экологической безопасности;
- сокращение времени
на гарантийное и
- применение дизелей,
в качестве стационарных
Тактика по реализации продукции продолжается определяться прямыми договорами с заводами изготовителями тракторов, комбайнов, автомобилей, автобусов и другими потребителями.
Также максимально учитываются требования потребителей, поэтому особое значение приобретают такие факторы как: качество, цена, престиж производителя, гарантийное и послегарантийное обслуживание, бесперебойное снабжение запасными частями.
Продвижение продукции на новые рынки начинается путем предварительного оформления протоколов о намерениях, оформления предконтрактных документов заводами-потребителями продукции.
По данным маркетинговых исследований специалистов ОАО «УКХ «ММЗ» общая потребность в дизелях ММЗ в 2013 году находится на уровне 110000 шт.
Прогнозировать
В настоящее время завод решает одну из важнейших задач - окончательная доработка технической документации и освоение поставок на зарубежные рынки двигателей стационарного и ремонтного назначения. Эта тематика является актуальной для стран ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Будут продолжены работы по расширению применяемости выпускаемых двигателей на тракторах, комбайнах, автопогрузчиках, автомобилях, выпускаемых предприятиями стран СНГ, в первую очередь Украиной и Узбекистаном.
В свою очередь завод намерен сокращать импорт комплектующих изделий путем создания импортозамещающих собственных производств. Высвобождающиеся при этом валютные ресурсы планируется направить на финансирование инвестиционных проектов.
Что касается рынка
стран ближнего и дальнего
зарубежья, то основным факторо
Для освоения рынка новых потребителей Минский моторный завод концентрирует свои усилия на дальнейшем снижении себестоимости изготовления дизелей за счет отказа от бартерных операций и перехода на исключительно денежную систему взаиморасчетов, уделяя при этом особое внимание на качество изготовления дизелей, четкую ценовую политику, и исполнение договорных обязательств по изготовлению востребованных рынком дизелей.
В 2012 – 2014 г.г. предприятием предусматривается внедрение ряда технических и финансово-экономических мероприятий позволяющих актуализировать цены на выпускаемые дизельные двигатели.
Таким образом, рынками сбыта своей продукции ОАО «УКХ «ММЗ» является Республика Беларусь, Россия и страны СНГ. На белорусском рынке предприятие является монополистом. Несмотря на свое выгодное монопольное положение предприятие имеет не высокую цену на свою продукцию.
2.3 Расчет
оценки конкурентоспособности
Целью данного расчета является, определить соответствует ли конкретный товар конкурентоспособностью в сравнении с другим однородным товаром, представленном на рынке.
Основные этапы
оценки уровня
,
где Ки - интегральный показатель конкурентоспособности экспериментального товара;
Кб - интегральный показатель конкурентоспособности базового товара;
При сравнении с
базовым образцом делается
Сопоставление цен двигателей ОАО «УКХ«ММЗ» с ценами двигателей аналогичного назначения, выпускаемых предприятиями – конкурентами, показывает, что наличие более низких цен при достаточном и стабильном качестве продукции, позволяет ОАО «УКХ «ММЗ» удерживать лидирующее положение в своем мощностном диапазоне в России и странах СНГ, хотя есть производители, которые составляют достойною ценовую конкуренцию. Выходя на новые рынки для сбыта производимой продукции, необходимо учитывать большое количество зарубежных производителей, которые готовы предложить свою продукцию по конкурентным ценам, а также что увеличивается количество сборочных производств иностранных компаний на территории России.
Для оценки и сравнения
конкурентоспособности был
Потребительские свойства являются особо важными для оценки уровня конкурентоспособности.
Мi= ,
где - оценка i- го свойства j- м экспертом;
m - количество экспертов;
п - количество свойств;
Таблица 2.3.1 Сравнительные данные на основную продукцию собственного производства и производства предприятий-конкурентов
ОАО «МАЗ» |
ОАО «ГАЗ» |
ПО «МТЗ» | |||
Модель двигателя, Ne/n |
Цена двигателя без НДС, $ |
Модель двигателя, Ne/n |
Цена двигателя без НДС, $ |
Модель двигателя, Ne/n |
Цена двигателя без НДС, $ |
Д245.30Е3 (155л.с.)
Д245.35Е4 (177л.с.)
Д-260.12Е2-512 (250л.с.)
Д263.1Е3 (350л.с.)
CUMMINS евро4
ЯМЗ 236БЕ2.22 (250л.с.)
ЯМЗ 6582.175-06 (330л.с.) |
4888
6375
4832
8643
6833
5460
8121
|
Д245.7Е3-1049 (122л.с.)
CUMMINS ISF 2.8 евро4
|
4241
5410
|
Д260.2S3А (136л.с.)
Д260.4S3А (212л.с.)
DEUTZ BF06M1013FC Tier 2 (303л.с.)
DEUTZ TSD2013 Tier 3 (355л.с.) |
5913
5946
9900
14770 |
2. Расчет уровня конкурентоспособности исследуемых образцов (Qi) по дифференциальному методу осуществляется по формуле:
Qi = ,
где Пi - значение показателя оцениваемой продукции;
Пiб - базовое значение показателя продукции;
3. Расчет комплексного группового показателя конкурентоспособности (Кi) можно произвести по формуле:
Кi = Мi * Qi ,
где Мi - коэффициент весомости показателя.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции в системе рыночных отношений